Новости

Восстание в Чили: обзор событий середины ноября


6 ноября в Чили продолжались выступления социального протеста. Очередная уступка властей – повышение МРОТ на 16% – не смогла удовлетворить протестующих, которые добиваются полной смены социально-экономической политики.

Стратегия децентрализации и переноса конфликта в кварталы оказалась еще более эффективной, чем ожидалось. Тысячи людей собрались по призыву на манифестацию перед центром “Кастанеда”. Столкноувшись с репрессиями, они разбились на небольшие группы и рассеялись, образуя новые очаги конфликтов. Банки, аптеки, сети быстрого питания и отделения пенсионных фондов подверглись нападениям, коллективной экспроприации и разгрому. Вся ось Провиденсиа в Сантьяго была блокирована между Манкеуэ и площадью Италии.

Был выпущен призыв вновь собраться 7 и 8 ноября в символе капиталистического потребления “Кастанеда”.

Неизвестные активисты атаковали штаб-квартиру ультраправой партии UDI (Независимый демократический союз), разбили заграждения, ворвались внутрь и вынесли мебель, использовав ее для сооружения баррикады. На стенах была нарисована буква “А” в круге. Характерно, что политиканы всех партий осудили акцию как “атаку на демократию”.

Неподалеку другая группа протестующих разрушила памятник идеологу пиночетовской диктатуры Хайме Гусману.

Самоорганизованная живая цепь построила внушительную баррикду из булыжников, передавая камни из рук в руки. БТРы репрессивных органов так и не смогли ее преодолеть. Протестующие в капюшонах по обыкновению забирались наверх на БТРы с водометами и выводили их из строя. Такие сцены были отмечены 6 ноября на Провиденсия и в городе Пуэрто-Монтт.

На площадях в Пуэнте-Альто и Ренка учащиеся на протяжении долгих часов вели бой с полицией, причем в Ренка напали на полицейский комиссариат, используя камни и “коктейли Молотова”. 5 карабинеров получили ранения.

На столичной площади Италии продолжают собираться тысячи людей, и часто выспыхивают столкновения с полицией. Накануне полиция ворвалась в колледж, который, по решению ассамблеи, был занят учащимися. Майор карабинеров в упор выстрелил в двоих учащихся, ранив их.

На протяжении всего дня движение “No+TAG” блокировало городские дороги, требуя списания долгов по оплате проезда.

Столкнувшись с угрозой саботажа, власти отменили матч на кубок Освободителей в Сантьяго. Национальный чемпионат по-прежнему отложен, и профсоюз футболистов отказывается играть на костях погибших в ходе бунта.

Ночью протестующие в капюшонах “Вилья-Франка” и “Ла-Виктория” атаковали полицию зажигательными бомбами.

20 дней после начала социального бунта он по-прежнему жив, в том числе потому, что не имеет ни лидеров, ни руководителей. Люди не позволяют партиям и их петициям манипулировать собой и анархизируют социальное пространство.

8 ноября, на 22-й день социального бунта, протесты носили бурный характер. Столкновения между радикально настроенными демонстрантами и силами капиталистического порядка были одними из самых ожесточенных с начала восстания.

Протестующие в капюшонах твёрдо противостояли полицейским на центральной площади Италии в Сантьяго, используя зажигательные устройства и “коктейли Молотова”. Группа анархистов раздала демонстрантам безплатно большое количество рогаток. В разгар столкновений протестующие ворвались в здание католической церкви Вознесения, вытащила скамейки и прочие предметы и использовала все это для сооружения баррикады. Внутри стены были исписаны надписями, среди которых был и девиз: “Ни бога, ни хозяина!”. В нескольких метрах оттуда было вновь атаковано посольство Аргентины. Напротив по улице было подожжено и разрушено здание университета “Педро де Вальдивия”. Вертолет карабинеров, совершавший облет т.н. “нулевой зоны”, вынужден был убраться восвояси, ослепленный лазерными лучами.

На юге чилийской столицы произошли массовые коллективные экспроприации товаров из торгового центра. На Пэунте-Альта совершено нападение на полицейский комиссариат. В Сан-Бернардо протестующие подожгли банк; люди в капюшонах разрушили отдел ЗАГС Ла-Флориды и Провиденсия.

В Консепсьоне было подожжено парламентское бюро сенатора и председателя ультраправой партии “Независимый демократический союз” Жаклин ван Риссельберге. В Винья-дель-Мар демонстранты разрушили памятник идеологу пиночетовской диктатуры Хайме Гусману, а в Линаресе – памятник Пиночету.

Сообщения об угрозах взрыва бомб заставили эвакуировать и закрыть целый ряд учреждений. “Группа специальных полицейских операций” вынуждена была бросить все силы не на протестующих, а на поиски возможной взрывчатки.

Скорбь и гнев смешивались в сердцах протестующих при оглашении официальной цифры исчезнувших без вести в ходе протестов: более 200 человек. Садисты-полицейские любят стрелять протестующим в глаза, лишая множество людей зрения. Среди последних жертв – 12-летний Николас, лишившийся глаза, и ослепший 21-летний Густаво. К несчастью, не все протестующие пользуются защитными очками. Медицинский колледж говорит о “санитарной катастрофе”. На видео можно было видеть, как полиция использует в качестве живого щита 13-летнего ребенка, из-за его тела стреляя по демонстрантам. Точное число раненых неизвестно: полагают, что около 3000. Обычным зрелищем стал вид раненых демонстрантов, истекающих кровью…

На 12 ноября назначено проведение стачки протеста, на 14 ноября – акции в память убитого индейца-мапуче Камильо Катрильянка…

В Кильоте группа манифестантов разгромила налоговое ведомство и администрацию, использовав мебель для сооружения баррика.

10 ноября пошел 24-й день социального восстания против неолиберального капитализма в Чили. Стратегия властей, рассчитанная на то, что протест постепенно выдохнется, не дает результатов, и теперь они ориентируются на то, чтобы посеять раскол среди трудящихся. Они пытаются запугивать тем, что бунты приведут к падению зарплаты, потере рабочих мест и разорению мелких предприятий.

Психоз угрозы “желтых жилетов” охватил коммерческие кварталы, и подчас случается так, что работающие там люди вступают в столкновения с демонстрантами. В ход идут камни и палки. Тем самым введенные в заблуждение угнетенные фактически выполняют работу для полиции.

Вторжение радикальных протестующих в капюшонах в некоторые кварталы элиты вызвало настоящую панику среди привилегированных. В Манкеуэ в Сантьяго и в Реньяке в Винья-дель-Мар богачи вышли охранять свою собственность с бейсбольными битами, клюшками и утюгами; кое-кто прятал на поясе огнестрельное оружие. Но, несмотря на их угрозы, на их перекрестках выросли горящие баррикады, и напряжение между обеими сторонами грозило взорваться в каждую минуту.

Противостояние достигло апогея, когда демонстранты в праздничной атмосфере заняли пляжи Реньяки. Вылезший из машины мужчины сделал несколько выстрелов по протестующим, ранив одного из них. Стрелком оказался Джон Кобин, расист, поклонник Пиночета и неолиберализма. В результате на курорте вспыхнул хаос; ярость вышла из берегов, и сотни протестующих сожгли все символы капитализма в этой местности.

Даже откладывание любимого среди чилийцев благотворительного мероприятия “Телетон” не смогло затмить разворачивающийся социальный протест.

На площади Италии в Сантьяго, которую протестующие переименовали в площадь Достоинства, собралось небольшое число демонстрантов. Среди проникших в “нулевую зону”, оказался один из активистов, который раздал 500 очков для защиты от действий полиции.

Большинство бунтарей проводили конец недели в своих кварталах, на территориальных ассамблеях, собирая средства в помощь раненым.

Сотни велосипедистов самоорганизовались и проехали к клинике “Санта-Мария”, выражая солидарность с 21-летним Густаво, который был ранен полицейскими в оба глаза и лишился зрения.

В Колина протестующие напали на местный суд и сожгли здание.

Хакеры создали приложение с адресами полицейских, так что соседи могут узнать, что рядом живет палач, и принять соответствующие меры.

За 24 дня конфронтации арестовано уже 4500 человек, и они нуждаются в солидарности.

Люди продолжают находится на улицах без лидеров и партий. Анархисты призывают их горизонтальной, автономной и самоуправляемой организации (по сообщению чилийских анархистов)

+ + +

В понедельник 11 ноября сотни преподавателей пролшли маршем по проспекту Аламеда в чилийской столице, к президентскому дворцу. В этот день проводилась общенациональная забастовка за улучшение образования.

26-й день социального бунта в Чили 12 ноября был отмечен очередной, вот уже третьей подряд, всеобщей забастовкой, которая полностью парализовала страну. С раннего утра вся территория, контролируемая Чилийским государством, запылала. Выступления начались с перегораживания дорог; рассвет освещали пылающие баррикады.

Призыв к проведению всеобщей забастовки в этот день встретил массовый отклик. Миллионы рабочих и учащихся в этот день отсутствовали на месте работы или учебы: кто-то – потому что бастовал, кто-то – из-за невозможности добраться до места. По основным улицам прошли многолюдные марши, демонстрирующие мощь и сплоченость угнетенных в ходе восстания.

С полудня развернулись многочисленные нападения на полицейские участки, дома сотрудников полиции (не зря информация о них распространялась заранее!), военные казармы, резиденции политиков, пункты сбора платы по дорогам, церкви и торговые центры.

Так, в Винья-дель-Мар протестующие напали на дом командира карабинеров; дома полицейских были исписаны угрозами, а их автомобили разбиты. Демонстранты напали на казарму Техас-Вердес и сожгли часть ее сооружений в Сан-Антонио. В туристическом районе Ластарриа в Сантьяго загорелась церковь. В городе Лос-Андес бунтари в капюшонах коллективно экспроприировали аптеку и отнесли средства гигиены в дом престарелых. В Тальке было сожжено парламентское бюро ультраправого сенатора Хуана Антонио Коломы из партии “Независимый демократический союз”. В столице, в нескольких метрах от “нулевой зоны” подожгли ресторан “Асиенда гауча”, эксплуатирующий животных.

В центре Сантьяго столкновения продолжались до самой ночи. С помощью лазерных лучей протестующие сбили полицейский дрон. Активисты в капюшонах почти опрокинули БТР с водометом.

Полиция вывела на улицу множество конных полицейских, но те бежали под напором активистов капюшонах.

Селение Ло-Эрмида прошлой ночью подверглось полицейской осаде, и жители оказали отважное сопротивление. Было совершено нападение на полицейский комиссариат, 6 полицейских были ранены.

Президент делает “призывы к миру”, но речь идет об отходе полиции, чтобы сомкнуть ряды. Он по-прежнему не делает никаких конкретных предложений по “разрешению конфликта”; в его словах звучать лишь репрессивные темы и бальзам для тех, кто хочет просто поменять конституцию. В то же время он угрожает преследовать по “закону о государственной безопасности” всех, кто распространяет социальный бунт.

Политики продолжают обсуждать, каким путем менять конституцию, и осуждают “вандализм”, в то время как улица требует ощутимых мер для облегчения выживания и повышения качества жизни.

Начинают распространяться билеты с изображением окровавленных глаз – в осуждение ужасающих реалий государственного терроризма. В супермаркетах разбивают корзинки – это форма саботажа мясных продуктов “высшего сорта”, а в Европе разворачивается бойкот чилийских вин и авокадо.

На 14 ноября намечены выступления в память убитого индейского активиста Камило Катрильянки.

“Меньше призывов к учредительному собранию и больше – к смещающим ассамблеям. Пусть на передовой продолжает греметь клич: “Смерть государству! Да здравствует анархия!”” – призывают анархисты Чили (По информации чилийских анархистов).

+ + +

“Плодородная почва восстания в Чили родила в качестве основного плода территориальные ассамблеи – инстанции, самоорганизованные жителями всей страны для решения насущных необходимостей борьбы и ее распространения. На них обсуждаются меры, перспективы и требования этого движения. Во многих случаях – с сильным антиинституциональным и антипартийным характером. Ассамблеи выражают в зачаточной форме реальную потребность пролетариата обзавестись органами, представляющими его классовую мощь, которые будут защищать и утверждать свои потребности до последнего вздоха, не вступая в компромисс с политическим классом” (Из текста чилийских анархистов)

+ + +

12 ноября стало самым плохим днем для правительства Пиньеры. Страна была полностью парализована. К проведению забастовки призвали 129 организаций и профсоюзов, объединенных в “Социальное единство”

Пылающие баррикады в различных частях Сантьяго ознаменовали начало всеобщей забастовки 12 ноября. Пожары не давали проехать общественному транспорту там, где он работал. Это коснулось автобусов и городской железной дороги. Аэропорт Сантьяго утром работал нормально. Шоссе Соль, соединяющее Сантьяго с портом Сан-Антонио и другими сельскохозяйственными местностями на периферии столицы, было перегорожено баррикадами, которые мешали проезду машин в обоих направлениях. СМИ сообщали еще о минимум 10 других пожарах в различных частях города. К забастовке призвал “Социальный стол”, объединяющий более сотни общественных организаций, включая Национальную ассоциацию налоговых служащих, Коллегию преподавателей, работников здравоохранения, портов и аэропортов. К призыву присоединилась Национальная конфедерация меди, объединяющая аутсорсинговых работников горнодобывающей промышленности.

На 14 ноября в Чили намечались крупные выступления в годовщину убийства индейского активиста Камило Катрильянки. Но, вопреки ожиданиям, этот день оказался наиболее малоинтенсивным за время протестов. Причину этого чилийские анархисты видят в распространении панически слухов о намерении властей совершить переворот и установить открытую военную диктатуру, наподобие пиночетовской. Однако с наступлением темноты ситуация изменилась. Активисты вновь прибегли к партизанским атакам на полицию.

Благодаря распространению информации о том, где обитают те, кто устраивают жестокие репрессии, активисты знают, где и когда нанести удар. Так, в Чигуаянте было совершено нападение на дом мужа и жены – полицейских, весь первый этаж был разгромлен. В Кинта-Нормаль протестующие ворвались в дом полицейского и избили его. В Индепенденсии забросан камнями дом капитана карабинеров. Во многих кварталах ночью сожжены или разбиты машины, принадлежащие полицейским. В Ранкагуа в ходе протестов протестующие в капюшонах бросили динамитную шашку в полицейский патруль, но она не взорвалась. В конце ночи было совершено нападение на полицейский участок в Ла-Виктория с примененем десятков зажигательных бомб; в Кояике подожжены дома полицейских, а в Пуэрто-Монтте – дом священника, замешанного в сексуальных домогательствах.

15 ноября в 3 часа утра парламентарии всех направлений сообщили о достижении соглашения, заключенного за спиной населения. Речь идет о проведении референдума по проекту новой конституции. После этого компромисса, как было заявлено, протесты можно прекратить. На “площади Достоинства” появились белые полотнища с надписью “МИР”.

Однако бунтари не верят в сговоры партий и снова выходят на улицы, вступая в новые столкновения с полицией. Тем временем телевидение идет на явные манипуляции, показывая толпы людей и утверждая, что те якобы приветствуют достижение соглашения. В “нулевой зоне” грузовик разгружает груды камней, чтобы помочь борцам передовой линии, столкновения становятся все более ожесточенными. Сотни пострадавших доставляют в пункты первой помощи. 27 человек получили травмы глаз; некоторые из них лишились глазного яблока.

Посреди площади Италии 29-летний Абель Акунья упал с кардиореспираторным приступом из-за бомб со слезоточивым газом. Ехавшая к нему “Скорая помощь” подверглась нападению полицейского БТРа, обрушившего на нее струи водомета и дробь, так что фельдшер получил травму. Абеля спасти не удалось: он умер в реанимации. Еще одна жертва государства.

“Таковы реалии призывов элиты к “социальному миру”, “общественному порядку” и “социальному пакту”. Правда состоит в том, что мы находимся в состоянии войны, и есть товарищи, которые продолжают сражаться на передовой без глаза и с десятками шариков дроби в теле. Тысячи “неисправимых” рисковали и продолжают рисковать своей шкурой, свободой и жизнью на протяжении вот уже месяца с момента вспышки”, – пишут чилийские анархисты.

Анонимы огласили имена администраторов фашистской группы “Черные пауки Чили” и взломали сайт “Агросупер”, фирмы, занятой эксплуатацией животных. За тысячи километров от Чили, в Греции анархисты “Пироманы чилийской эры” сожгли машину чилийского дипломата.

“Социальный бунт достиг того, чего не смогли сделать годы анархистской пропаганды: показал многим людям, что продолжать вверять нашу жизнь профессиональным бюрократам – это неверная дорога. Мы продолжаем идти вперед с нашим страстным желанием СВОБОДЫ. Призыв вновь выйти протестовать, на этот раз в понедельник 18 ноября перед университетом Чили”, – пишут анархисты.

источник