Коллега по “Антиболи” попросил меня резюмировать, что мы узнали из чтения источников по истории агитации. Поскольку мы в основном интересовались агитацией военнослужащих, выводы коснутся преимущественно этого направления, но до известной степени могут быть экстраполированы на любую целевую аудиторию.
После пяти диссертаций на тему (как перестроечных, так и новейших), нескольких архивных сборников, аутентичных газет и двух жандармских мемуаров мы получили некоторое видение того, как занимались агитацией наши революционные предки. В основном мы фокусировались на начале ХХ века, потому что это единственное антивоенное движение, которое смогло. Поэтому просим спокойно относиться к слову “большевизм”, хотя мы читали не только социал-демократов, но и эсеров, анархистов. Однако по понятным причинам у большевиков как у победителей библиография обширнее, доступнее и лучше всего изучена.
Самая примитивная, но и самая практически значимая классификация агитации такова: агитация бывает письменной и устной. В письменной агитации лидирующим жанром являлась прокламация и газетная статья в нелегальной прессе, но тут грань, в сущности, условная. Можно сказать, она зависит от “формы выпуска”. Статья, отпечатанная отдельным изданием и распространённая, становится прокламацией, прокламация, набранная в газете – статьёй. Об устной агитации расскажем позднее.
Что же такое прокламация? У термина простая внутренняя форма, дословно он означает “провозглашение”, “воззвание”. Прокламация – это подвид листовки (иногда её называют “летучим листком”), но мы будем разделять эти два жанровых наименования, потому что у нас в последнее время за словом “листовка” закрепилось узкое значение – картинка с сильным визуальным образом и короткий слоган. Это тоже важно и нужно, но недостаточно. Прокламация же – развёрнутый текст, законченное произведение, иногда занимающее полный лист с двух сторон, иногда целая мини-книжечка, брошюрка, возможно, с картинками. Недаром, по воспоминаниям наших революционных предков, солдаты и рабочие называли такие листки “литературой”. “Очень не хватает правдивой литературы”, “Принесите нам новой литературы”, – говорили они агитаторам. Такая характеристика – “литература” – говорит об объёмности текста. Со стопкой таких листков можно было спрятаться от офицерства и провести целый вечер с товарищами за совместным чтением, оттого и “литература”.
Важность нелегальной литературы в те времена была очевидна не только революционерам, но и царскому правительству. За один только литографский камень, найденный при обыске, можно было уехать на десять лет рудничков-с. Во времена первых революций нелегальная литература достигла колоссальных тиражей (например, в 1906-м году докладчик от Петербургской военной организации РСДРП на конференции военных и боевых организаций упоминает, что их коллектив выпустил 40045 листков только с 30 июля по 15 августа). Когда читаешь, такое ощущение, что там все типографские станки империи работали на прокламации (кстати, иногда революционеры станки экспроприировали). По воспоминаниям жандармов, в типичной квартире, куда они являлись на обыск, было не протолкнуться между стопками с прокламациями, они стояли во всех проходах, от пола до потолка. Жандармов отдельно расстраивало, что в таких кипах бумаг сложнее найти браунинги и недособранные бомбы:)
Но пойдём по порядку. Обычно историки агитации начинают уделять внимание прокламациям со времён польского восстания 1863-1864 г.г. Для солдат, расквартированных в Царстве Польском, несколько прокламаций написал поэт и соратник А. И. Герцена Н. П. Огарёв: 1) , 2) Учитывая слухи, что Хомейни якобы призвал Путина помочь в подавлении иранцев, очень даже актуально. Здесь и далее, читая исторические примеры, обращайте внимание не на язык, конечно (понятно, что мы в 2к22 не будем использовать слова типа “братья” или “святая Русь”), а на структуру и нарративы. Какое вам, солдатушки, дело до тех поляков? Вас послали подавлять поляков, а вы лучше о своём народе вспомните (далее обязательно перечисление проблем этого самого народа). Царь сговорился с Пруссией против поляков, ну и какой он после этого патриот? Вы гордитесь дедами, которые с Гитлером, то есть, простите, с Наполеоном воевали – ну так мы тоже этим гордимся. Но в таких операциях участвовать – это себя не уважать и дедов позорить. И т.д.
Далее остановимся на печатном слове “Народной воле”. Да, согласно стереотипам, агитация – это не лучшее, что умели народовольцы, они, конечно, больше не по жанрам и нарративам, а по фугасности и бризантности:) Тем не менее, если покопаться, выяснится, что в агитации военных они неплохо преуспели для своего времени. К середине 1882 г. насчитывалось до 50 военных кружков общей численностью около 400 офицеров, разделяющих взгляды партии. См. фотографии трёх прокламаций в приложении.
Можно заметить, что “Народная воля” тоже давит на офицерский этос, как бы подпитывая всё лучшее в нём. Мы тоже вполне можем это использовать. Помните, как украинцы склеили в один ролик видеозаписи с телефона одного из оккупантов? Где он ещё перед Украиной побывал в командировке на Кавказе, и там у него происходит эмоциональный диалог с пожилым местным жителем? Где старый чеченец (?) рассказывает, сколько боли принесла им российская армия, а военный (кажется, это был молоденький лейтенант) как бы искренне не понимает, почему к нему так враждебно настроены. А меня вот в своё время зацепило другое видео из той нарезки. Где у них какая-то вечеринка и хозяин телефона пьяным голосом, в котором слышны слёзы, подпевает: “Господа офицеры… Ваше сеееердце паааад прицеееелааам” Кажется, в этот момент он по-настоящему тронут. Насколько я знаю офицеров, где-то в глубине души им нравится думать, что у них красивая мужественная профессия, что ими гордятся мамы и жёны, когда они в парадной форме, в белых перчатках маршируют мимо них. Вот только этот идеал оказывается как бы погребён под грязной реальностью. Можно затушёвывать это противоречие, можно смеяться над ним, а можно вытащить на свет божий и раскрутить со всей силой. Сказать: да, вы – офицерство, офицерство – это во многом красиво, у вашей профессии много славных страниц, вы действительно духовные наследники победителей Наполена и Гитлера, но вы же наследники и декабристов тоже. Что ж вы сейчас-то делаете?! Ваша профессия должна быть символом доблести, а Путин вашу доблесть, ваши, можно сказать, ослепительно белые парадные перчатки с вас сорвал и в грязь втоптал и т.д.
Тем временем, к концу XIX в. идея, что точки входа в солдатские массы надо искать через офицерство, постепенно отпала. Революционеры последующих поколений начали считать более перспективной аудиторией солдат, которые, с одной стороны, были бывшие крестьяне по происхождению, а с другой, к ним можно было обращаться как к рабочим. Они ведь частной собственности на средства производства не имеют? Не имеют. Значит, они такой особенный пролетариат и могут торжественно побрататься со своими товарищами, промышленными рабочими. Остаётся им это только долго и упорно объяснять:) И ведь объяснили же! В газете “Казарма” (1906-1907 г.г.) приводится случай, как солдат пригнали разгонять демонстрацию рабочих, часть солдат отказалась повиноваться, командиры приказали другой части арестовать нарушителей дисциплины, и уже рабочие кинулись отбивать солдат. Вот какого искреннего единения можно добиться, если годами втолковывать одно и то же.
Автор курса по политическому сыску жандармский полковник А.И. Спиридович отмечал, что уже с 1902 г. эсеры приступают к пропаганде среди солдат, имея целью «расшатать, дезорганизовать, парализовать значение армии как средства порабощения населения». Важнейшими мотивами агитации являлись разъяснение отсталости самодержавного строя, преступной роли царя как первого помещика и врага трудящихся, воспитание у солдат готовности выступить в поддержку «всеобщего восстания за настоящую волю». В партийных прокламациях, адресованных солдатам, раскрывались тезисы по военному вопросу, общие для всего революционного движения, а именно классовая сущность царской армии и основных ее функций – обеспечения экспансионистской внешней политики и подавления народных выступлений: «Солдаты помогают богачам, господам тешиться над трудящимся народом». Утверждалось, что правящие круги намеренно изолируют армию от общественной жизни, превращая военных в «самых послушных, безответных рабов», готовых исполнять преступные приказы. Революционеры имели в виду, что нижних чинов армии и флота со всем трудящимся населением объединяло генетическое социально-классовое единство и общность целей в борьбе за права и экономическую свободу. Поэтому в пропагандистских материалах акцент делался на тяжелые условия солдатского быта, случаи произвола армейского начальства. Императорская армия рассматривалась как устаревший социальный институт, основанный на тотальном повиновении нижних чинов командирам, служащий для подавления народных протестов: «Армия с казарменной дисциплиной – опора старого строя эксплуататоров и грабителей народа».
Все эти идеи выражались не иначе, как в прокламациях. Самый ходовой жанр письменной агитации постепенно приводил к упроченной сети агитации устной. Но живыми агитаторами почём зря рисковать было нецелесообразно, ведь гораздо проще отпечатать десятки тысяч листков, посмотреть, как и где они будут восприняты лучше всего, и послать профессионального агитатора к более-менее благодарной аудитории. Таким образом, помимо прочего, это ещё и подготовительно-разведывательная работа.
С 1905 года центральной темой партийных агитационных материалов становится обличение преступного, империалистического характера войны. В прокламациях вскрывались агрессивные внешнеполитические планы самодержавья, отсталость общественного и экономического строя, просчеты российской дипломатии. Эсеры подчеркивали, что бремя, связанное с ведением войны всецело ложится на плечи трудового народа: «Великое бедствие разразилось над Россией, началась война, тяжко павшая на народ, … но что стоит народу эта война, стоящая бесчисленных жертв? Ничего кроме ухудшения и без того уже невыносимого положения». При этом Япония противопоставлялась царской России как «современная» и «обновленная» страна, «вовлеченная в вихрь интернационального движения, полная творческого энтузиазма» (кстати, образ Японии как просвещенной Азии, за которой будущее, в которой уже даже якобы нет монархии, активно создавал и Ленин). Среди партийных лозунгов особую актуальность постепенно приобретали антивоенные: «Мы требуем немедленного прекращения тяжкой, убыточной, кровавой, ненужной для рабочего народа войны».
Отдельный подвид жанра – прокламация, объясняющая какую-нибудь громкую новость. Новый закон, созыв и разгон Думы, акт индивидуального террора. Когда З. В. Коноплянникова застрелила генерала Мина, партия выпустила прокламацию, разъясняющую, что Мин «сумел обратить своих солдат в зверей, издевающихся над своими жертвами, над слезами, рыданиями и горем их родных близких».То же самое заявила суду Коноплянникова: «В мирное время Мин занимался воспитанием солдат. Он старался непосредственно влиять на них и возбуждал в них чувства рабской покорности и животной преданности к преступному правительству. Он продолжал воспитывать в них будущих братоубийц, отцеубийц. Я убила Мина, как командующего Семеновского полка, воспитывавшего солдат-крестьян в духе активной неприязни к народному освободительному движению». Кстати, удачные судебные речи наших схваченных соратников тоже можно переформатировать в прокламации. А по поводу убийства Плеве партия издала страшно популярный листок, где разъяснялось, что Плеве «в уплату долгов дряхлеющего самодержавия послал умирать десятки тысяч сынов народа и опозорил страну ненужной войной с Японией». Плеве прямо-таки позиционировался как непосредственный главный виновник русско-японской войны. Мы можем в тех же целях валить всё на Пригожина. Мол, это он подговорил Путина развязать войну, потому что ему выгодно.
Конечно, огромное внимание в агитации всех политических сил эпохи занимали траты, которые сопровождают войну: «Каждый день войны обходится в три миллиона рублей. Каждый выстрел из тяжелого орудия обходится в три с половиной тысячи рублей» . Все потраченные на боевые действия деньги, отмечали они, будут возвращены с помощью повышения налогов.
Особенно поговорить об экономике любили, конечно, большевики. В их прокламациях часто можно встретить реальные новости о голоде, разорении значительной части рабочих и крестьянских семей, повышении налогов. Главная мысль – империалистический характер войны и что вне зависимости от военного исхода российский народ останется в проигрыше, “мы проиграем, даже если победим”. Если победит Россия, то ценой огромных человеческих жертв, а завоеванными территориями смогут воспользоваться только представители буржуазии. В случае победы Японии тяжесть репарационных выплат ляжет на плечи крестьян и рабочих.
Сами лидеры партий до низовой агитации не снисходили, но часто бывало так. Допустим, Ленин пишет статью “Падение Порт-Артура”. На её основе рядовые агитаторы делают одноименную прокламацию. Вот ее фрагмент:
Весть о сдаче Порт-Артура поразила народ, как удар грома. Мы чи тали в газетах, что Порт-Артур неприступен, что в нем много боевых припасов и провианта, что еженедельно прорываются туда китайские джонки, пополняющие запасы, что потери японцев громадны, а русских незначительны, что взяты только временные передовые укрепления, а постоянные форты остаются в руках русских, что японцам никогда не взять крепости и что, во всяком случае, она уцелеет до прихода 2-й эскадры 96. Мы читали все это и верили. И только теперь ясно, что это была наглая, нахальная ложь русского правительства: двойная цензура—военная и гражданская—заставляла газеты печатать эту ложь. Товарищи, знайте,что царское правительство живет только ложью; оно во всем лжет, лжет ежедневно, ежечасно, О войне оно лгало с самого начала: лгало о Порт-Артуре, лгало, когда русские войска терпели поражение за поражением, лгало и лжет, когда говорит, что наши солдаты тепло одеты, сытно накормлены и хорошо вооружены. Весь мир знает злую, позорную правду о войне; знает, что наши войска пухнут и мрут от голода и холода, тогда как генералы, чиновники и поставщики армии набивают себе карманы награбленными у народа деньгами; знает, что наша армия хуже вооружена, чем японская, что наши офицеры не учены и ничего не понимают в военном деле. Не знаем этого только мы, русский народ: царское правительство скрывает от нас свои преступления, ибо в тот день, когда они откроются народу, наступит конец самодержавию.
При чтении рекомендуем делать мысленный эксперимент и всюду заменять “Порт-Артур” на “Херсон”. Вы удивитесь, насколько ничего не изменится.
Интересный ход: в листовке ЦК РСДРП «К солдатам и матросам» большевики развили мысль о лучшем снабжении японской армии, сравнив денежное довольствие российских и японских командующих, упомянув, что вице-адмирал 3. П. Рожественский имеет в сто восемь тысяч рублей жалования, в то время как адмирал X. Того всего шесть. Этим способом они показывали, что русское командование зря получает такие большие деньги, поскольку никакого значительного результата в ведении боевых действий они не добились. Неплохо бы нам узнать размер зарплаты Валерия Залужного.
В брошюре «Две Европы», изданной ЦК РСДРП в 1904 г., большевики утверждают, что буржуазия Европы двояко смотрит на русско-японскую войну: с одной стороны они говорят о «желтой опасности», которая грозит «европейской культуре» в случае победы Японии, и бояться потерять инвестиции, вложенные в Россию. С другой, в случае разгрома Японии и прекращения конкуренции с ее стороны в Китае, ждут притока дешевой рабочей силы в виде китайских кули. Для Европы главная причина опасаться Японию это боязнь ее как нового экономического конкурента. По мнению большевиков это первая причина, по которой европейские страны вмешаются в войну за тем, чтобы не дать победить Японии. Вторая причина – боязнь возможной революции в России, которая может вспыхнуть из-за ее поражения в войне. Самое главное опасение европейцев состоит в возможности перехода революции из России в европейские страны. Не надо бояться ругать Европу! Давайте честно говорить, что её помощь Украине ограничивается ровно тем объёмом, который позволяет ей выстоять подольше, но не победить, потому что на самом деле запад по-прежнему заинтересован в российском ископаемом топливе. Причём если Россия останется той же самой бензоколонкой, но только в гораздо более униженном положении, это приятный бонус. Так дешевле. Это наша аудитория тоже должна понимать. Сказать, что там Украине желают победы – неправда, что нас там все ненавидят – тоже. Нас там не любят и не ненавидят, а прагматично доят. И в это печальное положение нас загнал тоже Путин.
Постепенно наши революционные предки начали готовить солдат к идее, что они – будущая армия революции. То есть идея не в том, что вот сейчас мы поборемся за ваши права, и вы спокойно пойдёте домой. Нет, сначала мы поборемся за вас, потом мы поборемся вместе плечом к плечу, и только затем мы пойдём по домам строить новое будущее.
В одном из номеров газеты “Вперед” была помещена статья “О работе среди солдат”. Она содержит практические советы по организации работы, по подготовке пропагандистов из самих солдат и всякие технические мелочи типа тайного проноса прокламаций в казармы https://rusneb.ru/catalog/000200_000018_RU_NLR_DIGIT_105606/ (Стр. 34 в ридере, стр. 2 в № 9 для любителей искать по тексту аутентично) В то время бумаги прятали в соломе на конюшне. Мы же можем воспользоваться достижениями мысли закладчиков наркотиков, например. Кстати, раз уж мы оказались в этом выпуске газеты, рекомендуем обратить внимание на заметку “Насущные вопросы” на предыдущей странице того же номера. Там очень вдохновляющая и актуальная база.
Подытожим тезисно:
• Прокламации сохраняют свою актуальность в эпоху интернета, потому что это способ прорвать пузырь информационной блокады. Наших телеграм-каналов со всеми их медийными ресурсами недостаточно. Не просто картинки со слоганами, но развёрнутые тексты должны лежать на каждой остановке, в каждом почтовом ящике, в каждой казарме, в каждом военном госпитале. Можно даже рассмотреть возможности партизанской авиации. Скажем, сбросить листы с дрона на провластный митинг, на закрытый военный объект, на лагерь мобилизованных. Пусть наша решимость, выраженная в печатном слове, как снег падёт на головы народных масс. С новым годом, блин, с новым счастьем. В формате PDF можно распространять их во Вконтакте и Одноклассниках, благо много товарищей за границей, и на это дело можно завести неограниченное количество левых сим-карт. Обязательно нужно пропихивать наши прокламации в армию, особенно на театр военных действий, но в тыловые части может быть проще для начала.
• Прокламаций должно быть много. Много. МНОГО. Они должны заполнить собой всю ноосферу.
• Прокламация должна отвечать такие главные вопросы. Кто мы? Почему мы нужны вам? Почему вы нужны нам? Какое будущее мы можем построить вместе?
• Кто мы? Мы – отдельная инициатива Х или российские революционеры в целом. Почему мы нужны вам? На самом деле, это простой вопрос. Мы им нужны, потому что мы единственные, кому на них не насрать. И в глубине души народ это прекрасно понимает. Потому что когда случается какой-то беспредел, они идут к нам, к правозащитникам, к независимым СМИ, к антивоенным инициативам. Они первым делом пытаются добиться огласки, используя наш медийный ресурс. Мы их большие помощники. Просто эта мысль у них пока ещё не в светлом поле сознания:) Надо её рутинно и упорно выводить из мрака. Почему вы нужны нам? Вот тут наши революционные предки учат нас ничего не скрывать. Солдаты нам нужны, потому что в час Х не должно получиться так, что всё оружие находится на одной стороне. Они – будущая армия революции. Возможно, не стоит прямо сразу огорошивать их этой тяжёлой новостью, но постепенно – придётся. Какое будущее мы можем построить вместе? Вот самый сложный вопрос, пожалуй. Понятно, что готовой мощной программы сейчас ни у кого нет. Но надо всегда думать в направлении её выработки. Касательно солдат, кажется важным осветить и будущее армии как отдельный аспект. Сто двадцать лет назад, конечно, было проще: просто обещаешь уничтожить регулярную армию и заменить на ополчение. Сейчас мы это всё уже проходили и видели, как легко и просто революционная милиция превращается в старую недобрую полицию.
• Программа должна быть конкретной. “Мы за демократизацию” – это недостаточно. “Землю крестьянам, фабрики рабочим, власть советам!” – вот уровень конкретизации, к которому надо стремиться:)
• Отвечать на вышеперечисленные главные вопросы можно и нужно в каждой прокламации. Вообще нужно не стесняться постоянно повторять одно и то же. Мы, слава богу, не блогеры, которые боятся стать вторичными и потерять популярность. Нам, наоборот, важно постоянно талдычить одно и то же.
• Агитация наших предков имела, так сказать, два уровня: “advanced” и с нуля. То есть для тех, кого они называли “сознательными” рабочими/солдатами/крестьянами и для тех, кто, подберя на улице прокламацию, впервые задумается о политике. Важно никогда не забывать о нулевом уровне. То есть, опять же, талдычить одно и то же. Чтобы это отскакивало от зубов уже как прописные истины. Власть преступна, война будет проиграна, даже если выиграна, вы нищаете, мы единственные, кто желает вам добра. А продвинутым можно предлагать более сложные мысли, чтобы не заскучали. Работа должна вестись одинаково активно по обоим направлениям.
• Прокламация может иметь часть с новостной сводкой. Что новости – это больше, чем просто новости, мы, кажется, уже все поняли. Но эти новостные сводки должны быть в свете революционных успехов. Что удалось сделать Сопротивлению за время войны? Далее что-нибудь интересное для каждой целевой аудитории. Для солдат, например, в будущем нужно подробно освещать солдатские бунты. Магистральная линия сводки такая: преступная власть сделала Х, зато мы сделали У. Теперь вы видите, что мы ваши защитники и помощники?
• Прокламация должна содержать контакты помогающих инициатив, актуальных для той или иной целевой аудитории (либо ссылки на наши каналы, где эти контакты перечислены от нашего лица, если мы остерегаемся навлечь опалу на эти инициативы). Помощь – наша главная завлекалочка. Поэтому нужно *лавкой гвоздить* (зачёркнуто) подвергать решительному осуждению идиотов типа руководства “Дождя”. Потому что посылать мобилизованным носочки – это правильно. Особенно если в эти носочки завёрнута прокламация с нашими каналами, нашими контактам и нашей правдой.
• Соображение на будущее солдатской агитации. Вообще к моменту русско-японской крупные партии уже заимели отдельные “военные организации” – так сказать, отделы по работе с военными. Нам же начать бы хотя бы с одного общего контакта для военных, желающих с нами связаться. Пусть они хотя бы для начала рассказывают об умонастроениях в своих подразделениях и делятся новостями. Новости эти потом пригодятся для революционной сводки. Как действовали 120 лет назад? Брали из солдатского письма в редакцию какой-нибудь даже самый мелкий повод вроде “Капитан такой-то ударил денщика такого-то за окурок на полу” – и раздували. Нехорошему капитану посвящалась теоретическая статья о неприемлемости физических наказаний, практическая инструкция, как собрать толпу единомышленников и напугать его, анекдот, карикатура, сатирический фельетон и пафосное стихотворение. Вся редакция вложила разные грани своего таланта, чтобы покарать капитана-боксёра. Мы можем делать так же, когда нам сообщают о злоупотреблениях офицерства. Ну а продвинутые могут докладывать нам по этому каналу связи об успехах агитации и советоваться.
• Прокламация должна призывать к самоорганизации. На любых началах. Просто регулярно поощрять объединение с едномышленниками и совместные с ними действия. Кронштадское восстание началось с общего чтения прокламаций и нелегальных газет и требований улучшения пищи. Причём по итогу моряки действовали полностью самостоятельно, они просили военную организацию при петербургском РСДРП выслать им специалиста, но тот до них не доехал. Всё начинается с малого, люди должны почувствовать политическое действие на вкус и подсесть на него. Если читать газеты уже 1917 г., то начинает казаться, что всем уже просто понравилось самоорганизовываться и теперь народ в любой непонятной ситуации основывает ячейки. Например, комитет такого-то госпиталя по отстаиванию идеи, что русских раненых должны кормить так же хорошо, как французов. Банально, но для того, чтобы политизироваться, нужно начать политизироваться. Локальные библиотеки, клубы, кружки шитья, где за шитьём поощряются политические разговоры, и т.д. Прокламация должна содержать призыв распечатать/передать/распространить самостоятельно.
• Вы прочитали нашу подборку исторических примеров. Вы заметили, чего там нет? Моральных аргументов. Ладно, с поляками было иначе, но вот в 1905 году ни одна партия не начала взывать к гуманной жалости к японцам в качестве приёма. Никому не нравится слышать, что он зверь, дикарь, убийца, лично бучанский мясник. Это нарративы пусть останутся украинской пропаганде, она делается в других целях, а для наших целей не подходит.
• А что там есть, в этих исторических примерах? Деньги, деньги, деньги. Эта война убыточна, убыточна, убыточна. На конкретных примерах, с расчётами и негативными последствиями для экономики. Налоговый нарратив. Вот сколько мы налогов платим и какие плохие условия получаем взамен.
• Прокламации могут слегка противоречить друг другу в частностях. Например, в одной можно сказать, что у россиян вообще нет внешних врагов, потому что если бы они были, власть вооружила бы всё население, как в Америке, а раз вооружила только силовиков, значит, боится волнений изнутри. В следующей прокламации можно ругать Америку. Это не программа будущего, здесь необязательно быть идеально логически последовательными.
• Когда наши предки писали о пытках и казнях, они никогда не писали в духе, что палачи победили. Они писали: наши встретили смерть геройски, в петле пели Марсельезу, расстрельная команда зарыдала от жалости и т.д. Если писали о рекрутчине, то не в духе “И вот очередная деревня покорно отдала мужиков на убой…” Нет, “все кипели гневом”. У них всегда все кипели гневом. Всё должно быть в революционном свете.
• Примерный план прокламации. Вступление. Об авторах. О преступном правительстве. О том, как мы можем помочь целевой аудитории. Что-нибудь доброе о целевой аудитории. Призыв к самоорганизации и распространению.
Литература
Диссертации у нас есть, не знаю, насколько нужно их выкладывать документами, давайте лучше вышлем по индивидуальному запросу в случае необходимости.
Ваколюк, В.С. Большевистская военная печать в борьбе за солдатские массы в трех российских революциях : диссертация … доктора исторических наук. – Киев, 1984.
Митриков, В. И. Военная организация Петербургского комитета РСДПР в революции 1905-1907 гг. : диссертация … кандидата исторических наук : 07.00.01,. – Ленинград, 1984.
Сумкина В. В. Роль большевистской пропаганды и агитации в формировании политической армии революции 1905-1907 годов в России (на материалах Центрально-Промышленного района). Горький, 1985.
Романика А. С. Российское леворадикальное движение и военный вопрос: взгляды и практическая деятельность во второй половине XIX – начале XX вв. : дис. … кандидата исторических наук :-Брянск, 2019.
Пышнограев С. В. Русский флот в информационном противостоянии в период русско-японской войны 1904 – 1905 гг. : автореферат дис. … кандидата исторических наук : – Белгород, 2013.
Мемуары жандармского генерала А. В. Спиридовича, преподавателя истории революционного движения для жандармов:
Спиридович А.И. Партия социалистов-революционеров и ее предшественники, 1886-1916. —Петроград, 1918.
Спиридович А.И. История большевизма в России от возникновения до захвата власти. Париж, 1922. Распознано, можно искать по словам.
Источники
Газета “Вперёд”
Газета “Солдатская правда”
Протоколы первой конференции военных и боевых организаций РСДРП. Таммерфорс, 1906.
Казарма : орган военной организации РСДРП(б) : 1906-1907 № № 1-13 / Ленинградский институт истории ВКП(б), Ленинградское отделение Центрального исторического архива ; под редакцией П. Ф. Куделли и А. К. Дрезена ; со вступительными статьями Ем. Ярославского … [и др.] ; подготовили к печати и снабдили примечаниями М. И. Ахун и В. А. Петров. Москва ; Ленинград : Государственное социально-экономическое издательство, 1931.
Революционное народничество 70-х годов XIX века. Москва, 1964-1965. В 2 т.
Надеюсь, все бегло читают в дореформенной орфографии с плохих сканов.
С приветом,
Мулан из “Антиболи”
От редакции “Анархия Сегодня”
Пропаганда среди мобилизованных очень важна. Даже в гражданской жизни не каждый знает как обойти блокировки в интернете и где искать правду, а в армии свободного доступа в интернет часто нет вообще и такая вещь, как листовка или прокламация может приобрести новый смысл.
К сожалению, в статье ничего нет о собственно анархической пропаганде среди солдат, а она была очень обширной и разнообразной – от моральных аргументов о недопустимости войны как таковой до призывов повернуть оружие против офицеров. Мы не считаем, что в анархической пропаганде в армии нет места моральным аргументам. Мораль для анархиста это инструмент прямого действия. А вот для большевиков как-раз характерен моральный релятивизм: правильно то, что выгодно в данный момент. Важно не вставать в позицию поучающего, не обвинять в преступлениях, а помогать совершить самостоятельный нравственный выбор.