Новости

Доброе имя Максима Буткевича


Российский СК сообщил о приговоре украинскому правозащитнику Максиму Буткевичу, который в самом начале войны вступил в ВСУ и командовал взводом, а в конце июня попал в плен. “Суд ЛНР” назначил ему 13 лет колонии. По версии следствия, находясь в Северодонецке, он ранил двух женщин, выстрелив из гранатомета по подъезду жилого дома.

Философ, журналист, анархист, правозащитник

Максим Буткевич родился в Киеве в 1977 году. Он окончил факультет философии Киевского национального университета Тараса Шевченко, состоял в студенческом профсоюзе «Пряма дія» и называл себя анархистом.

Получив диплом философа, в конце 1990-х Буткевич начал заниматься тележурналистикой, снимал репортажи и документальные фильмы о глобализации, мигрантах и беженцах, явно симпатизируя движению альтерглобалистов. В начале 2000-х он около полутора лет проработал в Лондоне корреспондентом в международной службе «Би-би-си», а в 2003-м поступил в Университет Сассекса, где изучал прикладную антропологию.

Залее Максим занялся практической правозащитой. В 2008 году Буткевич стал сокоординатором инициативы «Без кордонів» при центре «Социальное действие», который помогал беженцам и мигрантам, оказавшимся в Украине, и вел мониторинг проявлений ксенофобии и расизма. «Я понимал, почему участвую в создании “Без границ”, почему мы помогаем беженцам, почему мы отстаиваем права разных людей. И стремился вместе со многими коллегами, знакомыми и нет, повлиять на ситуацию не только в Украине, а глобально сдвинуть мировую систему в сторону более человеческого, более человечного сценария развития», — объяснял он.

В течение нескольких лет Буткевич работал в управлении Верховного комиссара ООН по делам беженцев в Восточной Европе, был советником офиса УВКБ ООН. В 2012 он стал одним из основателей еще одной НКО — центра прав человека Zmina, а годом позже — соучредителем радио «Громадьске», где чуть позже он в качестве ведущего освещал события Евромайдана.

«Максим боролся против дискриминации, против языка розни. Он боролся за то, чтобы Украина не депортировала людей в страны, где им угрожала опасность. Помогал им находить здесь убежище», — рассказывал юрист из украинского Центра гражданских свобод Владимир Яворский. По его оценкам, как правозащитник Буткевич помог сотням мигрантов.

После начала российского вторжения в Крым и Донбасс в 2014 году Буткевич координировал Ресурсный центр помощи вынужденным переселенцам и активно участвовал в Комитете солидарности с заложниками Кремля — боролся за освобождение украинских политзаключенных, в частности, Геннадия Афанасьева, Олега Сенцова и Александр Кольченко.

Буткевич и война

В университете Буткевич учился на военной кафедре и получил звание лейтенанта запаса. 24 февраля 2022 года он пошел в военкомат и записался в ВСУ добровольцем. Как вспоминала мать правозащитника Евгения Буткевич, родным он сказал, что «все эти восемь лет его мозолило, что его собратья там, а он — нет».

«Он сказал, что надо идти и защищать его страну. Потому что других вариантов для него не существует», — вспоминала она.

«Когда он пошел воевать, это было странно. Он — антимилитарист. Он против войны, но, возможно, он не увидел, как еще помочь Украине», — предполагал его друг Владимир Яворский. Сам Буткевич писал в фейсбуке: «Бывают времена, когда нужно быть готовым защищать то, что важно — я твердо верю в это. А остальное — после победы».

24 июня 2022 Минобороны РФ рапортовало, что в «горский котел» попали около 2 тысяч украинских военных. Среди них оказался и Максим Буткевич.

10 марта 2023 стало известно, что суд в Луганске вынес ему приговор. Правозащитника судили уже по российскому УК и признали виновным в покушении на убийство двух человек, жестоком обращении с гражданским населением и применении запрещенных методов войны.

Согласно сообщению Следственного комитета, Буткевич служил командиром взвода в отдельном спецбатальоне ВСУ «Берлинго» и во время боев в Донбассе «применял методы, запрещенные Женевской конвенцией о защите гражданского населения во время войны, <…> связанные с посягательством на жизнь и физическую неприкосновенность мирных жителей».

По версии следствия, 4 июня в Северодонецке он получил приказ «осмотреть улицы и жилые дома», зашел в квартиру на втором этаже дома на улице Гагарина, увидел в подъезде дома напротив людей и выстрелил по ним из противотанкового гранатомета. В результате двое мирных жителей получили телесные повреждения. Буткевич якобы признал вину и «раскаялся в содеянном»

Российские медиа устроили против Максима настоящую травлю, называли его фашистом и приписали ему слова правого украинского журналиста Богдана Буткевича об “убийстве лишних людей на Донбассе”.

Анархист Иван Асташин с товарищами выяснил, что произошло на самом деле. Они обнаружили переписку Буткевича от 14 мая с коллегами, где он пишет, что его только сейчас перебрасывают на Донбасс. До этого он договаривался о встрече в Киеве. Нашли переписку от 4 июня, он свободно общался и явно не был в боевых условиях. Родители Максима также говорят, что до середины июня он на донбасском фронте не был.

Таким образом, следствие и “суд” даже не пытались выяснить правду, все , как бывает в подобных судилищах, было решено заранее.

источник тг-канал Иван Асташин: письма с большой зоны