Новости

Томас Мейер-Фальк на свободе!


21.09.2023

Недавно на свободу вышел легендарный человек Томас Мейер-Фальк. Он просидел в тюрьме 26 лет, причем, большую часть – по сохранившемуся с нацистских времен закону, согласно которому человека можно дердать в тюрьме фактически бесконечно, на том основании, что он еще не исправился и может представлять угрозу для общества.

Томас был арестован в 1996 году за ограбление банка и с тех пор находился в тюрьмах. Вот как он сам описал эту акцию и то, что за ней последовало, находясь в тюрьме:

Я был осужден в 1997 г. за ограбление банка с захватом заложников, в ходе которого должны были быть организованы денежные средства на легальные и нелегальные левые политические проекты. Я так называемый красный анархист-скинхед (rash), и поскольку я иногда выражаюсь ясно, в 2000 и 2004 годах были вынесены дополнительные приговоры за принуждение, оскорбления, угрозы – как это называют юристы – “причиняющие ущерб” тюремным адвокатам, судьям, прокурорам, а также нескольким политикам (в частности, канцлеру Шредеру, президенту Федеративной Республики Германия, министру внутренних дел Баварии Бекштайну, премьер-министру Гессена Коху). В общей сложности 16 лет 9 месяцев и три недели лишения свободы (конец 2013 года) и последующее превентивное заключение, т.е. освобождение не предвидится.
Несколько слов о захвате заложников: даже если речь идет в конечном счете о том, чтобы отстаивать лучший, более свободный мир, в конечном счете ту форму общества, которая может обойтись без насилия, я не вижу причин жалеть о содеянном, каким бы шокирующим ни был опыт для заложников в банке (они не пострадали физически, но угроза огнестрельным оружием в течение нескольких часов была, несомненно, психологическим шоком). Нелегко найти нужные слова (тем более что все, что я пишу, сначала проходит цензуру тюремной администрации); речь не идет ни о преуменьшении душевных травм заложников, ни о героизации моего поступка. В том, что я не “раскаиваюсь”, меня уже упрекал в 1997 году суд, вынесший мне приговор… В итоге, наверное, остается только – молчать!?

Товарищи встречают Томаса из тюрьмы

И вот сейчас мы рады опубликовать первое письмо Томаса после освобождения.

29.08.2023, после почти 27 лет заключения, я был освобожден из зоны строгого режима фрайбургской тюрьмы с двухчасовым уведомлением. Что чувствует человек в такой ситуации? Я хотел бы отчитаться об этом по прошествии первых 14 дней.

29.08.2023: Освобождение!

В 8 утра я еще сидел в зоне для свиданий в тюрьме с надзирателем, который, возможно, будет отвечать за меня в будущем, и мы ломали голову над тем, когда и состоится ли освобождение. В 14.00 время пришло – меня выписали, и я отправился на новое место жительства.

Я должен был быть переполнен счастьем, но все мое внимание было сосредоточено на скорейшем переезде и первых официальных визитах. Уже около трех часов дня я был в центре занятости, а затем в страховой компании. Вечер затянулся и закончился уже за полночь. Я знакомился с людьми в новой среде обитания, разговаривал с друзьями по телефону и сразу же начал переписываться. Мир XXI века интегрировал меня за короткое время: благодаря местной группе Rote Hilfe e.V. из Фрайбурга мои смартфон и ноутбук были готовы. Сидеть в трамвае и разговаривать по телефону было нереально – всего за несколько часов до этого я сидел в камере с проводным телефоном и мог звонить только на номера, разрешенные тюрьмой, а разговоры отслеживались и записывались, о чем всегда говорилось в объявлении перед звонками.

В 8 часов вечера я впервые за 27 лет сидел в кругу людей, которые добровольно живут вместе, которые добровольно меня приютили и куда я добровольно ушел. Ощущение было таким же сюрреалистичным, но очень приятным.

Первая ночь

Шелест листьев, стрекотание сверчков, падение и удары желудей о крышу – то, что обитатели тюрьмы переживают каждый день, для меня после 27 лет каждый раз было событием, звезды надо мной, небо. В тюрьме редко бывают деревья, звезды затмеваются яркими прожекторами охранной инфраструктуры, все должно быть освещено и подсвечено до мельчайших деталей. Ночь была короткой, всего около 2-3 часов беспокойного сна.

Последующие дни

Это не должно быть рассказом об отдельных переживаниях, банальных и привычных для читателя. Но за этим последовало еще много телефонных звонков, первых прекрасных личных встреч на свободе, без привычного тюремного аппарата безопасности, экскурсий в местный Шлоссберг или даже в близлежащий Мюнстерталь. В то же время смартфон почти прирос к моей руке, потому что приходили звонки, нужно было согласовывать встречи – так что за неделю я неожиданно оказывался больше в движении, чем в тюрьме за несколько недель. Особенно хороши были и остаются телефонные разговоры с друзьями, потому что сенсорная перегрузка была достаточно выраженной.

Последствия длительного лишения свободы

Лишение свободы вообще, особенно длительное, пагубно влияет на душу и тело, как правило, люди со временем ломаются и это может случиться не сразу.

“Шок освобождения” особенно ярко проявляется через десятилетия, ведь изменилось так много, что адекватно воспринимать это – задача, которая, в свою очередь, истощает силы. Появились новые деньги (евро), новые технологии (смартфон), сегодня не просто проходишь мимо офисов, а приходится записываться на прием через Интернет или по телефону, и многое другое. Многие из-за этого терпят неудачу. Мне повезло, что меня сопровождают очень дружелюбно и поддерживают так, как, наверное, не многих бывших заключенных.

Спасибо многим людям

Я благодарю людей, которые сопровождали меня, некоторые из них более двух десятилетий, которые позволили мне пройти этот путь вместе с ними и которые прошли этот путь вместе со мной.

Я также хотел бы поблагодарить организации, которые проявили солидарность. Rote Hilfe e.V. (так называемая “Красная помощь”), группы ABC (особенно ABC Brighton), gefangenen info (“захваченная информация”), DreckSack (литературный журнал из Берлина).

Я хотел бы также поблагодарить тех, кто на протяжении многих-многих лет присылал мне материалы для чтения, письма, книги, а также поддерживал меня материально.

И особая благодарность тем, кто снова и снова набирал мои статьи, потому что без их помощи я был бы обречен на немоту, так как в тюрьме у меня не было доступа к Интернету. Эта благодарность касается и тех, кто переводил мои статьи и редактировал переводы.

Ближайшие недели и месяцы

Будут новые встречи, мероприятия, в какой-то момент попытка закрепиться на Радио Драйекленд (https://www.rdl.de/) в качестве стажера и волонтера, может быть, даже поход в кино, поиск своего пути в жизнь, которая часто остается лишь мечтой для тысяч заключенных в ФРГ и миллионов по всему миру. Я все время слышу шелест листьев и падение желудей!

Наконец-то на свободе!

За мир без клеток и тюрем!

Томас Мейер-Фальк

-Фрайбург (Германия)

источник