Революционный анархизм

Стратегия и идеология


Недавно мы рассказывали польским товарищам (материал скоро должен выйти) о сопротивлении в России. Мы, в частности, сказали тогда, что сейчас основные усилия всех противников войны и российского режима, независимо от политических взглядов, направлены именно на борьбу с режимом. Независимо от идеологии люди делают одни и те же вещи – совершают партизанские атаки, кто-то едет воевать на стороне Украины или оказывает поддержку ее жителям, ведут агитацию, предпринимают попытки организовать сопротивление. Анархисты участвуют в этом наравне с другими.

Но похоже между участниками сопротивления начинает вырисовываться существенная разница. Некоторые считают допустимым использовать соратников втемную, манипулировать ими, заставлять совершать акции путем угроз или обещаний или просто не говорить людям, на что именно их подписывают.

С прошлого года стали поступать сообщения об странных  акциях, совершенных пожилыми людьми. В разных городах пожилые женщины поджигали  военкоматы или отделения сбербанка, делали это днем, во время самого поджога говорили с кем-то по телефону, а после задержания давали показания о том, что их заставил совершить это незнакомый человек по телефону. Либо он обещал им за это вернуть деньги, которые раньше от них получил, либо чем-то угрожал, либо (как в последнем известном нам эпизоде) представился сотрудником ФСБ и попросил помочь задежать террористов. В некоторых случаях сразу после акции женщинам обещали вывести их в безопасное место, но никакие попытки спасти подельниц даже не предпринимались.

О манипуляции заявила и арестованная по делу о подрыве Владлена Татарского. Внешне обстоятельства другие, Дарья Трепова молодая образованная женщина с давно сложившимися взглядами, активная участница протестного движения. Но, если верить ее показаниям, ее побудили совершить диверсию с помощью обещания хорошей должности в Киеве и, самое главное, обманули ее насчет того, что именно находится в переданной статуэтке.

Следует сказать, что пока партизанка находится под следствием и у нас нет прямых контактов с ней или с адвокатом, мы не можем с уверенностью сказать, что происходило на самом деле. Также, надо помнить, что почти любой акт сопротивления российские власти стараются приписать деятельности ВСУ, а революционеров выставить как людей, работающих за вознаграждение. Также, есть немало случаев, когда полицаи сами провоцируют неопытных людей на совершение акций сопротивления, а потом задерживают их. В историях пожилых поджигательниц мусорской след исключить нельзя. Очень удобно: ущерб от такой неопытной партизанки минимальный, план раскрываемости растет, а сопротивление представлено в неприглядном виде.

Но сейчас речь не об этом. Речь о том, что есть люди, которые считают манипулирование и обман нормальной тактикой, а есть люди, и анархисты относятся к их числу, для которых это неприемлемо.

Анархизм это не партия и не группа заговорщиков, в анархисты нельзя принять и из анархистов нельзя исключить. Среди анархистов есть разные люди, они также могут ошибаться, могут совершать непорядочные поступки. Но подобные манипуляции противоречат целям и принципам анархизма, среди которых а) недопустимость установления иерархий и б) неприемлемость коллективной ответственности. Согласно первому, в планировании акций участвуют те, кто будет их осуществлять, люди знают на что идут и делают это добровольно. Тактическое командование возможно, использование людей вслепую – нет. Согласно второму, мы не можем согласиться с установкой “все граждане России виновны, их всех следует считать врагами и использовать соответственно”.

В России сейчас нет крупных анархических организаций, их участники, а также многие заметные анархисты либо находятся в тюрьмах, либо были вынуждены покинуть страну. Но в России есть приверженцы анархических идей, есть небольшие автономные группы. Координация действий различных антипутинских групп представляется сейчас логичным шагом, но при этом важно занимаясь практическим сопротивлением развивать анархические, антиавторитарные тенденции и в самом движении и в обществе в целом, вовлекать людей в создание горизонтальных сетей не только вооруженного сопротивления, но и обеспечения и поддержки.

Недавно товарищи из тг-канала РПД “Черный мост”- поддержка предложили создать альянс Сопротивления. Главная проблема, которую, по их мнению, должен решить этот альянс – конкуренция за ресурсы (и информационные и материальные) внутри оппозиции. Товарищи подчеркивают, что это должен быть стратегический, а не ценностный альянс.

В петербургском деле у нас нет возражений ни против выбора цели, ни против способа уничтожения Татарского, и в целом мы одобряем применение силы против представителей государственного аппарата и силовых структур, нельзя отнять у народа право на возмездие. При этом, мы считаем, что стратегия и базовые ценности неразрывно связаны и наступает время координации именно антиавторитарных сил и движений. В такой  координации мы готовы участвовать.

08.04.2023

Редакция “Анархия Сегодня”