Война в Украине демонстрирует силу взаимопомощи и низовой самоорганизации. Эти анархические формы помогают жителям Украины не только противостоять захватчикам, но и противодействовать попыткам капиталистов воспользоваться ситуацией и нажиться на войне.
Анархисты отмечают, что особенно отличаются те предприятия, что и до войны находились в черном списке работодателей. Особенно в тяжелом положении оказались работники предприятий, хозяева которых просто скрылись, не выплатив людям зарплату и даже не уволив их официально, а без документа об увольнении не устроишься на новую работу. Государство не способно решить эту проблему и в разных частях страны люди находят выход в кооперации. Для создания кооператива достаточно трех человек, главный принцип – добровольность и равенство. В том числе, равенство управления. Невозможно исключить человека (тем самым лишив его средств к существованию) по прихоти работодателя или его кошелька. Во-первых, в кооперативе работодателя и наемных работников просто нет, а во-вторых, подобные решения в кооперативе принимаются коллективно. Зато, если человек не желает вкладывать свой труд наравне с другими, коллективным решением его можно исключить.
Антон Парамбуль, один из создателей кооперативной сети во Львове говорит, что возникает проблема, когда квалифицированные специалисты выступают против того, чтобы новички, еще не разбирающиеся в делах, имели такое же право голоса, что и давние участники, так как это может мешать работе. Эту проблему они решают с помощью механизма ассоциированного членства: новый член кооператива получает выплаты на те же паи, но на собрания допускается только с совещательным голосом.
Анархистская группа Black Flag (преимущественно из Западной Украины), существует с начала 2016 года, она активно участвовала в социальных конфликтах, уличной борьбе против нацистов, защите общественных пространств Львова и развитии горизонтальной кооперативной экономики. В первые дни российского вторжения они создали собственный взвод в территориальной обороне Киева. Сейчас, когда, в связи с агрессией российских империалистов, продовольствие стало еще менее доступным, особенно на оккупированных или прифронтовых территориях, участники этой группы продолжают свою инициативу “Еда – это право”во Львове и занимается распределением продовольствия в освобожденных селах и городах Киевской области.
Мы понимаем, что у нас будет много работы как во время войны, так и после победы, ведь невозможно без боли в сердце смотреть, как люди в Ирпене, Буче или Гостомеле начинают плакать при виде хлеба. Поэтому мы укрепляем ряды!
Солидарность – превыше всего!
Мы живем в стране, где миллионы бедных людей страдают от неолиберальной политики, приватизации реформ здравоохранения. Мы анархо-коммунисты, потому что верим в социальную справедливость, но сейчас приоритетом является спасение гражданского населения. Помимо тех, кто сражается на фронте, есть еще много анархо-коммунистов, которые посвящают себя задачам социальной поддержки, например, раздаче еды перемещенным из-за войны и бездомным людям, которые уже были в такой ситуации до вторжения и которых мы продолжаем находить в парках таких городов, как Киев, Львов, Днепр или Запорожье.
Спасибо социалистам и анархистам в России, которые борются против путинского режима, выходят на антивоенные протесты, за что их арестовывают и сажают в тюрьму. И спасибо за поддержку и за борьбу за свободу в некоторых украинских батальонах. Правда побеждает, значит, победит и Украина”.
В Украине существовала хорошая традиция кооперации. В начале 20в кооперативы развивались как на землях, входивших в состав Российской империи, так и в Галичине. Накануне февраля 1917 в Украине насчитывалось около 10 тыс. различных кооперативных обществ, в них участвовали по меньшей мере 3 млн. крестьян. Революционные события способствовали развитию кооперации, но постепенно советское государство ее уничтожило. Ликвидация кооперативных организаций, фактическая национализация собственности кооперативов, огосударствление кооперации, практика управления кооперативами назначенныыми сверху людьми в противоречие с основными принципами кооперации, оттолкнули от нее людей, а принудительная “коллективизация” завершила разгром.
Уже в наше время кооперация помогла жителям Украины пережить тяжелое время локдауна из-за коронавируса. Участники кооператива по производству и доставке веганской еды во Львове – анархисты, левые, участники низовых инициатив и профсоюзов. Анархисты-кооператоры осознают, что сейчас кооперативы не являются альтернативой капиталистической системе и работают по ее законам, но кооператив это альтернатива предприятию с наемным трудом и школа, в которой участники учатся взаимодействовать между собой на равных. Вступить в этот кооператив не так просто: сначала 3 месяца испытательного срока, потом в течении первого года половина твоей зарплаты идет на развитие кооператива и только потом человек получает доход равный с остальными. Все решения в кооперативе принимаются консенсусом (те, кто на испытательном сроке, имеют совещательный голос).
Сейчас, когда рядовые украинцы получили в руки оружие и взяли на себя ответственность за защиту страны и за организацию собственной жизни, появился шанс построить общество на принципах самоорганизации и сотрудничества или хотя бы приблизиться к нему. Это только шанс, могут окрепнуть и враждебные анархии силы, да и правительствам западных стран такое развитие событий может не понравиться, но сейчас ничего не предрешено и движение в сторону низовой самоорганизации уже идет.
источники
https://libcom.org/article/ukrainian-anarchists-take-part-relief-population-massacred-kyiv-suburbs