Новости

Политология насилия. Безлимит на революции


I. Война и мир

Не правда ли удивительно, что по советским книжкам об истории компартии и биографиям Ленина нельзя составить адекватного представления, КАК большевикам удалось раскачать ситуацию и стать самой успешной революционной силой? Дело в том, что официальные учебники не раскрывают подлинное содержание действий. Суть и концепцию прагматичной политической группы подменяют пустыми формулами о «пролетарской партии» и «авангарде масс». Поэтому чему-то научиться у искажённого образа революционеров из недобросовестного советского мифа очень сложно. Ведь там не рассказывали главного.

То же имеем и с революциями сегодняшнего дня. Питер Гелдерлоос метко описал принцип «ненасилия» как главную мифологему тех, кто хочет удержать народ от реальных социальных изменений. У либеральных пропагандистов место революционера занял «гражданский активист». Для него есть свои пособия: от пресловутого эссе Джина Шарпа «От диктатуры к демократии» до «более радикальной» книги Beautiful Trouble. Везде ненасилие звучит как рефрен.

Реальность отличается в корне. Одной из икон нынешних активистов ненасилия стало смещение югославского президента Милошевича в 2000 году. Даже те события не были ненасильственными: произошли прямые столкновения с силовиками, протестующие взяли штурмом парламент и телецентр, протаранив ограду последнего бульдозером.

Гораздо более яркие примеры: Тахрир в Каире и Майдан в Киеве, где насилие обеих сторон конфликта было настолько масштабным, что его уже никак не выйдет записать в «отдельные эксцессы и исключения». Способность к силовым действиям стала одним из условий успеха обоих народных выступлений. Но даже накануне последней схватки в Киеве оппозиционные политики с майдановской сцены вещали с честными лицами о «мирном наступе на Верховную раду», хотя было ясно почти наверняка: ничего мирного тут быть не может.

Почему же книжки для активистов и оппозиционные политики так упорно твердят о ненасилии? Есть две главные причины. Первая: им очень надо остаться в поле либеральной респектабельности, где ненасилие является важным декларативным принципом, своего рода «священной коровой», которой необходимо поклоняться, даже не веря в её святость. Вторая причина: они хотят снять с себя ответственность за вероятные жертвы. В случае поражения это может стать некоторой защитой от уголовного преследования. В случае победы предоставится шанс выйти «в белых перчатках», а всё насилие и потери списать на противоположную сторону.

Итак, способность применить силу является необходимым инструментом для любой из сторон в ситуации нестабильности и качающегося маятника. Большие политики и эксперты преподают нам картинку «смены режима», убрав из неё очень важные черты. Им лучше, если мы не увидим всей правды. Мантры о ненасилии, о том, чтобы обойтись без революций — просто лицемерие и обман.

Подчеркнём, что в этом коротком тексте мы рассматриваем применение силы как политический инструмент, не вдаваясь подробно в этические проблемы. О последних скажем коротко: сила и активное противление как орудие борьбы с несправедливостью и злом представляется вполне оправданным средством.

II. Беларусь сегодня

Мы затеяли этот разговор не абстрактно, а на злобу дня.

«Они говорят о какой-то революции! Боже мой, какая революция? Мы хотим честных выборов!» — заявила с трибуны многотысячной акции протеста в Минске Светлана Тихановская, основной оппозиционный кандидат в президенты Беларуси. С ней совершенно солидарен нынешний президент страны Александр Лукашенко. В своём обращении к чиновникам 4 августа он отрезал: «Лимит на революции исчерпан!»

Вчера подоспел и самый популярный Телеграм-канал NEXTA. Админ безапелляционным тоном сообщил, «что нам предстоит делать» после выборов: выходить на площади, ПРИЗЫВАТЬ органы власти перейти на сторону народа и… праздновать победу.

В первой части этого текста мы попытались показать, чего стоят подобные разговоры. Смотрите на ситуацию незамутнённым взором и открывайте глаза окружающим. Диктаторов не перестоишь на площадях. Их сметёт только прямое народное действие. В одной старой песенке пелось: «Добьёмся мы освобождения своею собственной рукой».

Как бы страшно и «провокативно» ни звучала правда, мы осмелимся её сказать: призываем белорусов к активным действиям по ликвидации тирании Лукашенко и призываем наших товарищей анархистов быть в первых рядах борьбы. Не менее важно быть среди тех, чьи проекты и действия определят, какой Беларусь будет завтра.

Фил Кузнецов

источник