Пиар и пропаганда

Граффити-рейд: изготовление трафарета, выбор краски, тактика на улице


Граффити – один из самых эффективных способов донесения информации до людей, особенно граффити важны для создания эффекта присутствия и масштабности движения сопротивления – как для народа (“давай с нами, нас много и мы сильны!»), так и для власти (“нас много – бойтесь нас!”). Поэтому, кто бы что не говорил – граффити нужно использовать обязательно и как можно больше. Как и любой жанр – граффити имеет не только внешнюю, но также и структурную, методологическую сторону.

Общеизвестное

В арсенале любого полноценного политического движения значительная роль отводится такому распространенному на сегодняшний день методу заявить о себе и своих идеях, как граффити. Ориентированные на борьбу с «системой» визуальные образы появляются и вновь исчезают в городском пространстве, привлекая взгляды прохожих, противопоставляя себя контекстам современного города – со всеми его проблемами и болевыми точками, со всеми его особенностями и алгоритмами.

Представляя собой не только эстетический феномен, граффити, как правило, содержит в себе «месседж» – политический, идеологический, социальный, культурный или какой-либо другой. По сути дела, месседж – это как раз то, что мотивирует уличного художника (если, конечно, он не занят исключительно саморазвитием в условиях повышенного адреналина), это – суть граффити. Особенно тех, которые оставляют участники общественно-политических движений и различных инициативных групп.

Не секрет, что одной из главных задач любого визуального месседжа является подножка системе капитализма и эксплуатации. Будь то прямое изобличение её пороков, или утончённая политическая ирония над царящей безысходностью существующих тоталитарных порядков; высмеивание её клише и образов или призыв к борьбе с ней в разнообразных её проявлениях.

На заборах, вдоль железных дорог, на гаражах, на стенах блочных многоэтажек спальных районов, на заброшенных производственных строениях, на любых других поверхностях индустриальных и постиндустриальных пространств – графический вызов всему тому, что сделало их единственным контекстом бытия человека: вызов атомизации общества и отчуждённости личности, критика разобщённости людей и условий, в которых они вынуждены существовать. От простых надписей до сложных композиций, от буквы к рисунку и контекстным образам – многообразие графической борьбы.

Эта визуальная борьба – борьба против насилия системы над человеком и обществом, борьба за свободу мыслить, чувствовать и жить – в согласии с самим собой и окружающим миром – будь то город или природа. Только особенность и отличие её от других видов социально-политической борьбы в том, чтобы воздействовать на людей систематически, напрямую и через их повседневность: вписывать месседж в контекст их обыденной жизни, где он будет провоцировать к пробуждению от инерции и осознанию необходимости активного участия в собственной судьбе. А также – к возникновению различных вопросов и, тем самым, к формированию собственных мировоззренческих позиций.

Актуальность. Задачи. Адресаты

Если речь идёт о политических и идеологических граффити, то главной их задачей, безусловно, является злободневность, то есть созвучность какой-то остро стоящей социальной проблеме. К примеру, проблемам национализма, полицейского произвола, тоталитарности системы, бесчестности государственных структур и институтов, нищеты повседневной жизни, консьюмеризма, политических репрессий, а также проблемам уродливого и депрессивного окружающего пространства большинства городов и посёлков.

Адресаты этих графических посланий – простые граждане, жители этих самых городов и посёлков, в особенности молодёжь – как наиболее мировоззренчески мобильная и пластичная группа граждан. «Пробуждение» этих людей, осознание ими существующих проблем и необходимости участвовать в их решении, а также появление чувства общности и солидарности между ними – так, пожалуй, можно сформулировать основную цель граффитистов-анархистов. Безусловно, одними граффити цели этой достигнуть невозможно. Однако вода, как известно, точит камень, и ежедневное столкновение с провокационными граффити либо окончательно обессмыслит эти проблемы в умах людей – как много раз повторенное слово, либо действительно что-то изменит в их сознании.

Однако для этого крайне важно одно условие – условие, которое испокон веков осознавали, артикулировали и старались соблюдать революционеры: доступность месседжа для адресата, его прозрачность, чёткость и внушительность.

Ещё один (не менее значимый) вариант цели граффити – так называемый «идейный вандализм». Суть его сводится к тому, чтобы «ставить подножки» системе государства и капитала, пользуясь её же собственными поверхностями, пространствами и предметами. Иными словами – раскачивать совокупность её знаков и образов изнутри.

К идейному вандализму можно отнести все графические образы, так или иначе наносящие концептуальный, дискредитирующий, а также просто материальный вред рекламным и политическим плакатам, биллбордам, витринам, бизнес-центрам, торговым комплексам, зданиям мировых корпораций и всему, что с ними связано – одним словом, всему, что служит задачам рекламы и самопозиционирования режима потребления, отчуждения и эксплуатации.

Аналогичным образом мотивировано и большинство рисунков и надписей на поверхностях пространств, угнетающих человека – морально и психологически, – и понимающих его исключительно как примитивный винтик в системе самовоспроизведения государственных механизмов – производства, обслуживания, потребления. Впрочем, контекстное граффити – развивается сегодня достаточно широко по всему миру.

Основной его принцип – соотнесение графического образа или текста – с поверхностью, на которую он нанесён. Или, по крайней мере, с пространством. Так, нищие африканские кварталы становятся пространством для граффити на тему расовой дискриминации и колониальной экономической политики, по-прежнему сохраняющейся во многих странах мира. Трущобы (или привычные нам спальные районы) – для антикапиталистических и альтерглобалистских граффити. Заборы вдоль железных дорог – для граффити на тему межнациональной розни и дискриминации. Районы типовых блочных застроек – безликих и уродливых – по праву превращаются в пространство для противопоставления человеком своих внутренних сил, чувств, фантазии, мышления – тому безликому монолиту, в котором он вынужден выживать – по инерции, монотонно, беспросветно.

Иными словами, уместность – решающий и важнейший критерий оправданности и, более того, необходимости идейного вандализма как действенного и яркого метода визуального формата борьбы с системой.

Рисуем с помощью трафаретов

Граффити-трафареты используются для переноса изображений, на поверхности в городской среде. Будь то для того, чтобы написать политический лозунг, разрекламировать мероприятие и др., самодельные трафареты – это дешевый способ поделиться изображением. Как один из самых быстрых методов граффити, трафареты также являются лучшим вариантом, если время имеет существенное значение. Трафареты помогут добиться четкости линий и создать красивую композицию, которая будет вызывать восхищение у всех прохожих.

Трафареты отличаются от граффити в первую очередь лаконичностью формы и быстротой нанесения: просто прикладываешь шаблон к стене, брызгаешь баллончиком с краской и идёшь дальше, весь процесс занимает несколько секунд.

Почти всегда трафарет — это небольшой одноцветный стилистический рисунок и сопровождающая его, чаще всего поясняющая, надпись. Есть также многоцветные сложные трафареты, которые едва ли можно отличить от граффити.

Сущность трафаретного рисования заключается в том, что вы используете для начала трафарет, вырезанный из картона, по которому впоследствии наносите рисунок. Когда вы достаточно хорошо овладеете данной техникой рисования, вам не потребуются трафареты (если не учитывать те случаи когда в первую очередь важна скорость нанесения и прочие тактические нюансы). Будете использовать кусок картона, лишь для того чтобы подчеркнуть линии рисунка, и только-то. У граффити-художников со стажем накапливается большая коллекция трафаретов «на все случаи жизни»: одни для ломаных линий, другие для контура полушарий, третьи для прямых линий (кусок картона с одной идеально ровной стороной, когда краска из баллончика будет разбрызгиваться на стену и на этот лист, прижатый к стене, то в итоге останется идеально прямая линия).

Как изготовить трафарет?

Так как трафарет можно и нужно использовать не единожды, то в первую очередь нужно думать о его долговечности и прочности. От того, где вы планируете применять трафарет, зависит, из какого материала его будет наиболее целесообразно изготовить. Например, если вы хотите рисовать на стенах или дверях внутри помещения, когда у вас достаточно времени, подойдет хоть самоклеящаяся бумага. Стандартного листа бумаги формата А4 хватит на один-два раза. Для работы на улице, когда скорость очень важна, трафарет должен быть сделан из чего-то более прочного, например, из плотного картона, удобно делать трафарет из плоской коробки, к примеру из под конфет. Бортики при этом отрезать не надо, они не дадут лишней краске попасть за границы трафарета (кстати, очень удобно для отвода глаз). Также трафарет можно сделать с рентгеновских снимков. Такой трафарет можно использовать сотни раз. Существует масса способов изготовления трафарета. Выбор зависит от сложности рисунка и вашей собственной фантазии. Простой рисунок или текст можно не заморачиваясь перенести на кусок картона, линолеума или заламинировать, затем вырезать по контуру и использовать по назначению.

Для изготовления сложных, высокохудожественных трафаретов проще всего использовать компьютер и программу Photoshop. Также можно использовать и  другие программы, такие как Paint, Paint Shop или GIMP.

Не важно, будете ли вы рисовать трафарет от руки или на компьютере. В процессе изготовления трафарета, примите ко вниманию следующее:

    • Качество изготовленных в домашних условиях трафаретов зависит от резкого контраста между светлыми и темными оттенками, поэтому сделайте как можно более сильное визуальное различие между важными и несущественными деталями. Помните, что именно вы собираетесь рисовать.

    • Трафареты изготовленные в домашних условиях могут быть одним из самых трудных для визуализации методов граффити: помните, что вы будете вырезать черные части для того, чтобы закрасить их. Все то, что белого цвета останется на вашем трафарете, так что необходимо соединить все белые части между собой.

    • Опять же, помните о необходимости представлять, каким должно получиться изображение и вырезать все части, которые будут закрашены. Важно поддерживать плавные и ровные края, так как любые неровности будут отображены на вашем граффити.

    • Для вырезания лучше всего использовать канцелярские ножи, на крайний случай подойдёт и обычное лезвие. Нож нужно держать как карандаш, под углом в 50 градусов, но будьте осторожны, поскольку его лезвие чрезвычайно острое. Нельзя, чтобы были закрытые белые области или “острова” посреди черных участков, потому что именно эти чёрные области мы и собираемся вырезать – при вырезании «острова» вывалятся в буквальном смысле из рисунка, следите за этим внимательно. Вырезать всё нужно предельно аккуратно, не оставляя никаких заусениц. Не получилось с первого раза — стоит переделать.

Основы текстового граффити

Для освоения азов граффити стоит начать с рисования художественного письма. Все опытные мастера начинали именно с этого и советуют всем новичкам научиться рисовать текстовое граффити на бумаге. Текст можно выбрать любой. Не спешите сразу рисовать в объеме, всему свое время. Первым делом следует учиться рисовать эскизы на бумаге. Для этого понадобятся:

– плотные листы бумаги

– маркеры

– гелевые ручки

– карандаши

– ластик

Весь перечисленный набор инструментов есть практически у каждого человека, поэтому приступить к тренировочным занятиям можно сразу. Тренируйтесь рисовать на обычной бумаге с помощью обычного карандаша. После этого готовое изображение следует раскрасить маркерами.

Итак, первые шаги, с которых можно начать обучение прямо сейчас:

Шаг 1. На листке бумаги просто напишите текст карандашом. Пусть это будет простой текст с обыкновенным шрифтом, не нужно сразу закручивать буквы и рисовать загадочные стрелки. Ваша цель – научиться писать ровно, соблюдая кернинг, высоту и размеры всех букв. Попробуйте рисовать штрихами, чтобы было легче исправить дефекты в случае ошибки. После того, как буквы начнут получаться ровные, начните оставлять между буквами небольшие пробелы, чтобы потом увеличивать их в объёме.

Шаг 2. Обведите схематически ваши буквы. Для этого нужно выбрать стиль, который вам будет изображать проще всего.

Старожилы” советуют всем новеньким, учиться рисовать граффити на бумаге со стиля bubble (пузыри). Буквы, выполненные в таком стиле, действительно напоминают надутые пузыри, и их изображать  легче всего. Хотя стилей существует гораздо больше:

      • Дикий (вайлд) – буквы переплетены и спутаны между собой. Много детализаций и дополнительных элементов;

      • Блокбастерс – громадные и широкие буквы на фоне;

      • Характер – годится для опытных или талантливых граффистов. Рисуют этим стилем комиксы и “мультяшных” героев;

      • Мессия – многослойный текст с наложением одного на другого.

Пока вам хватит одного стиля.

Шаг 3. Как только эскиз будет вас полностью устраивать, можно сделать несколько копий. При раскраске можно не бояться испортить скетч, так как у вас всегда будут еще в запасе. Cкетч – эскиз, зарисовка, набросок.

Шаг 4. Перед раскраской линии, нарисованные карандашом, можно затемнить ручкой или маркером. Есть очень много способов раскрасить буквы. Почерпните новые идеи в интернете, посмотрите на другие работы. Самый простой вариант – зарисовать буквы одним цветом. Но хорошее граффити должно быть броским и ярким, но в меру! Совет: Соблюдайте умеренность в красках и дополнительных элементах, чтобы ваше граффити не превращалось в хаос.

Тренировка

Начинающему граффитисту будет трудно удивить общественность качественной работой. Понятно, что у любого нормального человека неряшливая мазня на новом здании или дверях подъезда вызовет негативные эмоции. Поэтому чтобы сразу не портить стены краской, вначале нужно подготовиться к этому делу, наработать свою технику и мастерство.

Потренируйтесь закрашивать трафареты, прежде чем отправляться на улицу, это обеспечит лучший конечный результат. Местом для тренировок может служить любая подходящая местность и территория где вы сможете в спокойной и безопасной обстановке порисовать.

В ходе тренировки оттачиваем технику и скорость нанесения рисунков, привыкаем к инструментам (баллончики, кэпы, маркеры и прочее) и различным поверхностям. Научитесь правильно смешивать краски и создавать оригинальные рисунки. Экспериментируйте с рисованием по различным поверхностям. К примеру ваш рисунок очень плохо будет ложиться на неровные поверхности. Лучшим вариантом является пористый бетон или любая загрунтованная поверхность. Металлическую поверхность необходимо «обезжирить» растворителем, прежде чем что-то на нее наносить.

Поймите, как работает баллончик с аэрозольной краской

Маленькая трубка протягивается от распылителя ко дну баллончика. Она должна соприкасаться с краской, чтобы краска проходила вверх и распылялась.

      • Держите баллончик вертикально, чтобы краска распылялась равномерно.

      • Экспериментируйте, чтобы научиться распылять краску. Когда баллончик полон, распылять можно даже держа его вверх ногами.

Трубка в баллончике может закупориться – чтобы избежать этого, встряхивайте его как можно сильнее

Распыляйте не останавливаясь. Внутри баллончика есть шарик, который распределяет частицы краски и позволяет ей распыляться равномерно. Когда вы трясете баллончик, этот звенящий звук – звук шарика, ударяющегося о стенки.

      • Когда вы встряхиваете баллончик, держите его вверх ногами: это позволяет частицам краски быстрее сталкиваться с жидким растворителем. Потрясите баллончик примерно минуту.

Нарисуйте тонкие линии. Если вы научитесь распылять баллончик в виде тонких линий, ваши произведения искусства будут отличаться мелкими деталями и изящными узорами.

  • Толщину линии можно задавать расстоянием между стеной и баллоном. Когда подносишь ближе линия тоньше, отводишь дальше – шире. Вести близко и быстро – линия тонкая рассеянная, медленнее – цвет гуще. Баллон нужно держать уверенно. Если спрэить слишком долго в одной точке – краска потечет.

  • Чтобы рисовать резко очерченные линии, держите баллончик так, чтобы его верхняя часть указывала в направлении рисования. То есть, если вы рисуете вертикальные линии, держите баллончик вертикально, если горизонтальные – горизонтально.

Научитесь заполнять краской так, чтобы она не смывалась и не теряла цвет – из-за осадков и солнца. Рисование аэрозольными красками требует многослойности, чтобы цвета сохранялись долго.

  • Научитесь использовать линии. Не рисуйте по поверхности одним потоком краски, научитесь заполнять пространство разными линиями постепенно.

  • В конце каждой линии переставайте нажимать на баллончик, чтобы избежать крупных пятен.

  • Научитесь рисовать тонкими слоями. Они быстрее высыхают и дольше сохраняют цвет и текстуру.

Научитесь рисовать точки. Это непросто, но достигается с помощью практики. Держите баллончик вверх ногами, и распыляйте, пока не выпустите всю краску. Затем нажмите на колпачок еще раз, чтобы нарисовать точку. Попрактикуйтесь несколько раз, чтобы научиться останавливать распыление когда нужно, перед тем как нарисовать точку.

Вы можете приобрести разные типы распылителей. Все баллончики уже имеют распылители, но это не значит, что вы не можете поменять их на колпачки другого формата.

Для разной краски, нужны разные кэпы (англ. Caps – насадки для баллонов). Кэп – насадка на баллончик, через который выдувается краска. Плавность цветоперехода, равномерность однотонных кусков картины – эти элементы зависят от насадки. Толщина линии закрашивания также зависит от насадки – она измеряется в пальцах (до толщины в 10 пальцев – это т. н. «fat cap»). Если вы только начали заниматься граффити, то вам скорее всего понадобятся “не родные” кэпы т.к. с ними рисовать намного легче (краска ложится ровнее и т.д.) Но лучше учитесь добиваться нужного распыления сами, без смены насадки. Это вас не раз выручит.

Чтобы понять, какой кэп более вам подходит, нужно чётко определить  условия рисования (учитывается количество времени, погода, размеры рисунка и т.д.). Все насадки (любого  производителя) разделяются на три типа: FAT, SOFT и SKINNY . FAT – самая широкая, SOFT –средняя и SKINNY, соответственно, узкая насадка.

FAT  – насадка для создания широких линий. Она дает большой напор краски.  Целесообразней использовать его, если условия не позволяют постоять подольше у стены или, например, если вы собираетесь сделать огромную работу, где большую часть нужно просто закрасить. Фэт кэп также отлично подходит при низких температурах, так как его всегда сложнее забить, чем более узкие насадки. Самым широким среди фэп кэпов является GOLD FAT и пользуется наибольшим успехом при экстремальном  рисовании. Вторым по ширине и в то же время самым популярным является ROSE FAT.  Он имеет наиболее оптимальное соотношение ширина/напор.

SOFT кэп, как правило, используется чаще остальных  и может служить для разных целей. Существует огромное множество разновидностей софт кэпов, они могут быть как  широкими и напоминающими FAT кэп, так и  достаточно узкими. Но любой софт кэп  отличается от широких насадок меньшим (более мягким) напором краски.

SKINNY кэпы  очень полезны при рисовании маленьких деталей и точных форм, которые остальные кэпы просто «не осилят». Скини кэп – вещь необходимая  для продуманного и сложного рисунка. Часто он используется для контура или обводки «куска».

Так же следует помнить, что чем уже кэп, тем легче его забить (особенно в зимний период). Кроме того кэпы различаются по производителям и лучше всего брать насадки и баллоны одного производителя  (кэп и баллон разных производителей в сумме могут работать некорректно или же не работать вообще).

Работа с текстовым граффити

Первым делом вы должны сделать фон будущего рисунка. Только после того, как сделан фон, наносится рисунок, в противном случае получится малопривлекательное граффити с полузакрашенным фоном. Запоминайте последовательность: сначала рисуется эскиз будущей работы цветом фона, потом фон, а после этого прорисовываете контур.

Рисунок начните с нанесения грунта – это упростит вашу работу. Будет меньше подтеков, краска не будет выцветать. В качестве грунта используйте эмаль или водоэмульсионную краску, ей же можно делать фон. Приступив к рисунку, сначала прочертите линии, основной контур рисунка .Потом приступайте к более чёткому выделению контура, используйте при этом баллон с более широкой насадкой.

Рисунки-бомбы обычно делаются в два цвета, например, чёрный и серебряный. При этом окантовка – это outline, а внутренние элементы рисунка – fillins. Сначала рисуется fillins (прорисовывается на два раза), потом художник приступает к окантовке – outline. Fillins рисуется с кэпом толщиной 3-10 пальцев. После того как выполнен fillins, смело завершайте окантовку и потом доводите рисунок до «блеска», т.е. перекрасьте на несколько раз, чтобы цвет получился насыщенным. После этого рисунок можно считать законченным.

Необходимые материалы и оборудование

Рассмотрим традиционные инструменты и оборудование уличных художников, основные элементы экипировки.

Аэрозольная краска. Краска для граффити состоит из красительного пигмента и растворителя. Чем больше красительного пигмента, тем краска гуще и лучше ложится на тёмные тона. Со временем красительный пигмент оседает. Для того чтобы эффективно смешивать краску, внутри баллона находится несколько металлических шариков. Они имеют одно нехорошее свойство — громко бренчат, особенно когда баллон полупустой. Граффитчики прикрепляют магнит на дно баллона, чтобы избавиться от ненужных звуков.

Несмотря на то, что популярность граффити постоянно росла начиная с 1970-х, выпуск специализированной краски был начат только в 1994 году испанской компанией Montana Colors. С тех пор количество производителей сильно увеличилось, вследствие чего появились разные виды краски: каждый разрабатывал свой уникальный рецепт, цветовую палитру и форму а также объём баллона. Емкость их бывает от 0,4 до 0,6л. Один баллончик  – это 1,5-2 кв. м закрашенной поверхности.

Также появилось несметное количество аксессуаров для баллонов: от большого ассортимента кэпов (насадок) до пистолетов-ухватов, позволяющих закрашивать поверхности одновременно двумя баллонами, используя при этом лишь одну руку. Граффитчики, в свою очередь, научились спускать давление в баллонах для снижения расхода краски и получения более тонких линий, переливать краску из одного баллона в другой и множеству других трюков. С ростом популярности граффити сами баллоны превратились в объект искусства.

Среди множества вариантов аэрозольных баллончиков, в граффити давно выделились четыре бренда. Это Abro, Molotow, Montana и MTN. Каждый из них обладает множеством различных линеек. Но принципиального отличия у красок в линейке одной марки нет. И все же среди Abro более предпочтительна специализированная на граффити краска Sabotage. А наибольшей популярностью у Molotow пользуется линейка Molotow Premium или просто Molotow. В Монтане и в MTN есть похожие серии MTN Hardcore и Montana Black. Обе эти краски создавались граффитчиками для граффитчиков, поэтому в качестве сомневаться не стоит. Особой разницы между Блэком и Хардкором не чувствуется, тут разве что дело вкуса.

Подробнее о выборе краски:

У граффитчика выбор обычно стоит между несколькими основными брендами, специализирующимися исключительно на красках для граффити, адаптированных для уличного и порой экстремального рисования. Первым таким зарекомендовавшим себя брендом является MONTANA. Она, в свою очередь, разделяется на два основных типа – MTN HARDCORE (Испания) и MONTANA BLACK (Германия).

Изначально в глаза бросается диск-индикатор, обозначающий цвет краски в баллоне. Особенно удобно при рисовании сразу большим количеством цветов или, например, при рисовании в темноте.

MONTANA BLАCK и ее “испанский брат” не имеют принципиальной разницы, но все же кое-какие отличия присутствуют: во-первых, на MTN HARDCORE почти все кепы дают широкую линию, при этом давление в ней меньше, чем в MONTANA BLACK, что даже при большой ширине линии дает плавную струю. MONTANA BLACK, наоборот, имеет больший напор (давление) и в сумме с fat кепом образует довольно мощную струю. С одним и тем же кепом линия у MTN HARDCORE будет заметно шире, даже при меньшем напоре.

Также, помимо основных -HARDCORE и BLACK-, фирмы имеют и другие линейки красок, такие как MONTANA GOLD, MONTANA PLATINUM, MTN NITRO 2G, MTN ALIEN и др.

MONTANA GOLD (Германия) отличается повышенной “густотой” краски и предназначена она, в основном, для райтинга и рисования в спокойной обстановке (в помещении, например). В линейке представлены только матовые цвета и оттенки. MONTANA PLATINUM (Германия) – по сути тот же GOLD, но в больших 600 миллиметровых баллонах.

MTN NITRO 2G (Испания) также выделяется насыщенностью цвета и выпускается как в обычных, так и в 500мл баллонах. MTN ALIEN (Испания) продается в маленьких 200 милилитровых баллонах и предназначена в основном для райтинга. Качество же самой краски, как в немецкой, так и в испанской монтане, не вызывает никаких претензий.

Вторым ведущим производителем является BELTON (Германия). Основной линейкой краски считается BELTON MOLOTOW. Линейка предназначена специально для граффити, а именно для бомбинга. Краска отличается гораздо более высоким давлением, что особенно хорошо в зимний период. В связи с высоким давлением, кепы ей забиваются меньше, чем монтаной. У BELTON MOLOTOW также имеется большее количество дополнительных линеек, таких как MOLOTOW DEVIL COLORS, MOLOTOW BURNER, BELTON MOLOTOW HIGH-PRESSURE и пр. MOLOTOW DEVIL COLORS – линейка основных цветов (красный, синий, зеленый и т.д.) в 600мл баллонах. MOLOTOW BURNER – уникальная в своем роде линейка красок серебряного, золотого и бронзового цветов. Основным отличием от других красок является отсутствие шарика внутри баллончика, что очень снижает уровень шума при рисовании и, следовательно, меньше привлекает ненужное внимание прохожих. BELTON MOLOTOW HIGH-PRESSURE – название говорит само за себя. В этой линейке давление, по сравнению с обычным BELTON MOLOTOW (у которого давление и так довольно высоко), еще выше. Качество самой краски, как и в предыдущем случае, заслуживает высокой оценки.

Также существует дешевая, по сравнению с предыдущими, краска ABRO и ABRO SABOTAGE. ABRO изначально являлась “бытовой” краской, не предназначенной для граффити. Но по стечению обстоятельств стала чуть ли ни самой популярной краской среди граффитчиков. Отличается она небольшой палитрой и некачественной  системой кепов.

ABRO SABOTAGE – линейка красок, специализированных на граффити. Основным минусом является система кепов, которая совершенно по-иному реализована в данной линейке (кепы остальных производителей к ней не подходят), вследствие чего варьировать ширину линии невозможно. Палитра чуть более широкая, чем у ABRO, но все же оставляет желать лучшего. Качество самой краски далеко от идеала и сильно зависит от выбранного цвета. К примеру, голубой цвет ABRO или ABRO SABOTAGE гораздо более качественен, чем,например, желтый. Но имея небольшое количество средств и определенную сноровку, можно добиться положительного результата.

Кроме вышеописанных, существует еще множество других, не проверенных временем и менее известных марок. Но ничем принципиально новым они не удивляют и, следовательно, внимание граффитчика обычно привлекают давно знакомые краски. Чтобы не ошибиться с выбором, нужно заранее учитывать поверхность, по которой вы будете рисовать, погодные условия и множество других важных факторов.

Маркер — второй по важности инструмент граффитчика. Имеет такое же важное значение в граффити, как аэрозольная краска. Сегодня маркеры принято делить на три типа: обычные или перманентные — с пропитанным тампоном внутри; помповые — со специальной полостью подачи краски; сквизеры — маркеры без специальной системы подачи краски к наконечнику, вследствие чего наконечник всё время влажный. Такой маркер может писать по любой поверхности, но нужна определённая сноровка, так как постоянное поступление краски приводит к большому количеству подтёков.

Валик используют в основном для грунтовки поверхности перед началом работ или для быстрой заливки фона. Но иногда валик становится вполне самостоятельным инструментом для быстрого создания особенно больших работ. С помощью удлинительной палки можно покрывать труднодоступные места: например, находящиеся высоко над землёй или под крышей. Как в анекдоте про батарейки, главным недостатком валика является необходимость таскать с собой огромное ведро краски, поэтому такие работы явно не для одного человека.

Огнетушитель как инструмент уже давно вошёл в арсенал граффити-райтеров по всему миру и благодаря многочисленным инструкциям в интернете становится всё более популярен.

Использование огнетушителя для тегинга или бомбинга является результатом естественного хода развития граффити-культуры и корнями уходят во времена, когда не было лёгкого доступа к аэрозольной краске, широкого ассортимента кэпов и маркеров. Граффити прямо было связано с DIY-движением, где каждый райтер придумывал свой способ нанесения тегов, делал свой маркер.

Огнетушитель — это способ оставить свой тег высотой в семь метров в труднодоступном месте меньше чем за минуту, а главное — такой тег трудно и дорого удалить.

Пульверизатор. Огнетушители становятся всё популярнее в граффити-среде, но они обладают одним большим недостатком: их сложно перезаряжать, поэтому большая часть баллонов уходит на помойку после первого же использования. Из-за этого многие прибегают к пульверизаторам. Только не тем, которыми ваша мама опрыскивает цветы дома, а тем, которыми ваш дедушка опрыскивает огород на даче: помповыми, легко заряжаемыми пульверизаторами. Уровень давления можно регулировать самому с помощью ручной помпы, чтобы струя была ровнее, а баллон с краской убрался в рюкзак. Отлично подходит для написания огромных тегов.

Респиратор или маска для лица. Если вы не будете его использовать, то велика вероятность с течением времени получить астму так как пары краски очень вредны для легких! Респираторы необходимо использовать не только в закрытых помещениях, но и на свежем воздухе. При быстрой работе, можно и пожалуй практичнее будет использовать медицинскую маску. Размер и форма такой маски позволяют складывать её и помещать в карман вашей одежды. Не стоит заниматься рисованием, если вы беременны или испытываете проблемы с дыхательными путями.

Перчатки — тоже немаловажная деталь экипировки. Если их не использовать, руки пачкаются очень быстро. Как бы ты ни старался рисовать аккуратно и по всем правилам, все равно испачкаешься. Краска при распылении все равно будет ложиться тебе на руки или капать с верха баллона, особенно если ты давно не менял кэп. В данный момент большой популярность у райтеров пользуются  медицинские (хирургические) перчатки которые можно купить в аптеке, в них очень хорошо чувствуется баллончик, становящийся в этом случае продолжением руки.

Тактика на улицах

Выходя рисовать граффити, следует учесть одно обстоятельство, связанное c государственной действительностью: рисование граффити в общественных местах, в зависимости от обстоятельств квалифицируется законом, как умышленная порча чужого имущества, хулиганство или как вандализм. Эти деяния караются крупным штрафом, а в иных случаях и тюремным заключением. Поэтому главная задача участника анархического движения прибегающего к практике подобных действий соблюдать осторожность и не попадаться. Для этого необходимо хорошо планировать каждую акцию, придерживаться определенной тактики и правил безопасности во время и после проведения подобных действий.

Тщательно спланируйте акцию. Планирование включает в себя: выбор объекта, его осмотр, планирование прибытия и отхода к месту акции, разработка алиби (т. к. действовать вы будете рано утром или ночью – поэтому менты к вам будут особенно внимательны), приобретение, добыча или заготовка всего необходимого, обсуждение действий в случае непредвиденных ситуаций. Заранее посетите место действия, осмотрите его, продумайте всё до мелочей: есть ли там камеры видеонаблюдения, как вы будите отходить, кто где будет стоять.

Определитесь с количеством участников акции! На дело лучше идти либо одному, либо небольшой группой (оптимальное количество — 3 человека). Все, конечно, зависит от того, что вы собираетесь делать, но тем не менее, в большинстве случаев такой состав — лучший. Прекрасно, если удастся взять автомобиль: приехали, “забомбили” квартал, поехали на новый.

Очень важно найти хорошую поверхность для рисования. Во-первых, ты рисуешь для того, чтобы твое творение увидели, заметили. Следовательно, тебе нужна поверхность в людном месте. Во-вторых, не забывай о безопасности. Вот здесь возникает вопрос: как найти баланс между этой самой безопасностью и заметностью рисунков? Нужно найти такое место, где рисунок увидят, а человека (во время создания этого рисунка) – нет. Это нелегко, но возможно.

Рисовать можно как ночью, так и рано-рано утром, когда ещё не совсем светло. Вообще как правило рисовать можно в любое время суток, всё зависит от вашей подготовки и опыта, а также от специфики выбранного места. Подробно о планировании и поведения до, во время и после акций читайте здесь.

Удачи на улицах!

Источники:

статья “Граффити: между гражданской идеей и беспечной безыдейностью. Анализ целей и методологии”

статья “Гид по инструментарию граффити-художников”

статья “Использование краски в акциях прямого действия”

статья “Графіці як сродак барацьбы”

статья “Как сделать граффити трафарет”