Социально-революционные движения

Что такое сапатистский кофе?


“Для борьбы необходимо только немного стыда, чуть-чуть достоинства и очень хорошая организованность.”Субкоманданте Маркос

Коммюнике САНО

16 марта 2017 года Сапатистская армия национального освобождения (САНО) распространила коммюнике:

Всем сторонникам Шестой декларации,

Друзья,

Помните, мы уже говорили, что хотели бы помочь вам, чтобы вы, в свою очередь, помогли нашей борьбе против угнетения и стен, что нас разделяют. Мы слегка продвинулись в этом деле. Уже готова первая тонна сапатистского кофе для кампании “Против Капитала и его стен”.
Это 100% сапатистский кофе. Он выращен на землях сапатистов и собран руками сапатистов; высушен под сапатистским солнцем и очищен техникой сапатистов; техника ломалась по вине сапатистов и была отремонтирована сапатистами (подшипник был не сапатистский); затем кофе был упакован сапатистами, мешки промаркированы сапатистами и транспортированы сапатистами.
Первую тонну мы собрали все вместе, во всех пяти зонах автономного правительства сапатистов, на всех уровнях самоуправления, и сейчас она находится в “Университете Земли”, в городе Сан Кристобаль де лас Касас, Чиапас, восставшая Мексика.
Сапатистский кофе вкуснее, если пить его и бороться….
Может кто-то спросит: как доберутся наши посылки до удаленных уголков? Да также, как и появились на свет, благодаря самоорганизации. Это не единственное, на что способна самоорганизация, она также служит для помощи всем этим людям, которых сегодня преследуют просто за цвет их кожи, за их культуру, за веру, за происхождение, за историю, за жизнь.
И это еще не все: помните, что всегда нужно бороться, всегда нужно восставать, протестовать, нужно организовываться…

С гор Юго-Востока Мексики,

Субкоманданте Моисес,

Субкоманданте Галеано

Многие видели яркие пакеты с кофе, которые продаются на анархических мероприятиях, в кооперативах и небольших магазинчиках, но не все знают, что это такое и какую роль кофе играет в борьбе мексиканских сапатистов.

Кто такие сапатисты

В 1994 году вооруженные индейцы вышли из мексиканских джунглей. Они заявили, что восстание стало шагом отчаяния, попыткой рассказать о бедственном положении коренного населения. Отряды САНО без единого выстрела занимают семь муниципальных центров штата Чиапас. Уже 2 января, однако, сапатисты отходят в горы под натиском федеральных войск, авиация начинает бомбёжки сельвы. На улицы Мехико и других городов страны стихийно выходят сотни тысяч людей, требуя от правительства прекращения бойни и начала переговоров. Столкновения повстанцев с внутренними войсками продолжались лишь несколько дней, но борьба продолжается до сих пор.

Спустя 25 лет после вооруженного восстания, тысячи индейцев участвуют в гражданском движении – они строят “другой мир” – самодостаточное альтернативное общество, автономное и независимое от традиционных институтов. Кооперация, полное местное самоуправление, отказ от государственных паспортов и других документов, самостоятельная организация медицинской помощи и школ… Сапатисты создают обширную сеть солидарности, к которой присоединяются симпатизанты из числа местного населения и добровольцы международных некоммерческих организаций. 

Сапатистское движение не является, строго говоря, анархическим, однако в нем есть много идей, близких анархистам. В упомянутой выше 6 декларации, принятой в 2005 г., в частности, говорится:

“Не заключать никаких соглашений наверху, чтобы затем спускать их вниз, вырабатывать такие договоренности, которые позволят идти вместе, прислушиваться друг к другу и вместе и на равных организовывать сопротивление; не создавать движений, которые затем будут совершать сделки за спиной тех, кто в них участвует, всегда принимать во внимание мнение всех участников; не искать вознаграждений, должностей, преимуществ, общественного положения в государственных структурах или от чиновников, привилегий от Власти или тех, кто к ней стремится, действовать вне сроков календарей, определяемых избирательными кампаниями; не пытаться решить проблемы нашего народа сверху, только ВНИЗУ и СНИЗУ строить альтернативу неолиберальному разрушению, левую альтернативу для Мексики”.

Мировой рынок кофе

Второй , после нефти, вид сырья по объему продаж в мире, это кофе. В год в мире производится свыше 7 млн тонн кофе-бобов. В этом производстве непосредственно занято около 25 миллионов мелких производителей, а если учесть членов их семей и людей, занятых в переработке и продаже, то можно сказать, что от этого продукта зависит жизнь сотен миллионов человек.

Мексика занимает 7 место в мире по производству кофе, а Чиапас самыйк рупный производитель кофе во всей Мексике. Кофе составляет там 25% всего валового продукта. Во всем мире лишь малая часть дохода от продаж кофе достается тем, кто его производит, львиная доля уходит посредникам. В основном это крупные корпорации.

В конце 90х начале 2000х в мире был так называемый кофейный кризис. Производство кофе росло, благодаря щедрым кредитам МВФ его стали производить даже там, где он никогда до этого не рос, например, во Вьетнаме. Закупочная цена на сырой кофе упала, но розничная цена не изменилась, зато акционеры положили в карман огромные прибыли.

Этот кризис особенно тяжело ударил по индейцам Чиапаса, где посредники в 1993 г. предлагали за сырой кофе всего 8 песо (60 евроцентов) за килограмм, в то время как в Европе его перепродавали по цене свыше 10 евро за килограмм. И когда 1 января 1994 года началось сапатистское восстание, в сапатистскую армию вступили многие разорившиеся фермеры Чиапаса.

Кофейные кооперативы Чиапаса

После восстания индейцы Чиапаса при поддержке международного движения солидарности стали создавать новые экономические отношения в регионе. Именно тогда родилась идея создать первый сапатистский кофейный кооператив. Производители кофе хотели освободиться от посредников-эксплуататоров, а для этого нужно было создать альтернативный путь поставок и экспорта кофе.

В первом кооперативе состояли исключительно сапатисты и назывался он Mut-Viz (Птичья гора). Он располагался в районе Сан Хуан де Либертад и объединял около 200 производителей кофе. Цены на его продукцию устанавливали организации, продвигавшие идеи фэр-трейд. Производители получали там плату вдвое больше той, что предлагали посредники, но просуществовал этот кооператив только до 2009 г., когда под предлогом неуплаты налогов правительство Чиапаса конфисковало все имущество этого кооператива.

Опыт первого кооператива оказался очень успешным, за 3 года он смог увеличить экспорт кофе в 5 раз и вслед за ним стали создаваться новые, которые объединяли по нескольку сотен человек.

Высшим органом является общее собрание кооператива, оно проводится не реже 1 раза в год и на нем раз в 3 года избирается административный совет. Всего в кооперативах по данным на 2010 год состояло около 2500 человек и они поставляли через сеть солидарности сотни тонн кофе. Количество кофе сильно зависит от погодных условий. Кооперативы это важная часть сапатистского движения и они связаны с политическими структурами движения — Советами Хорошего Правительства. Они совместно принимают решения в интересах развития автономных структур и коммун.

Кофейные кооперативы Чиапаса это наглядный пример развития альтернативной экономики и автономии. Благодаря кооперативам, крестьяне больше не зависят ни от местного, ни от глобального рынка. Благодаря сети солидарности они сдают кофе по единой цене, которая покрывает их расходы и приносит хороший заработок. Кроме того, участники кооператива имеют доступ к общей инфраструктуре и получают техническую поддержку.

Но в выигрыше не только сами кооператоры. По мере развития кооперативов они дают деньги на автономные образовательные, медицинские и другие социальные программы. Более того, инициативы и организации, участвующие в сети солидарности, также вкладывают полученную прибыль в развитие сапатистских программ. Таким образом, кофейные кооперативы это мотор всего движения сапатистов.

Кооператорам приходится преодолевать много препятствий. Сложность представляет сам процесс создания горизонтальных структур и прямой демократии. Но наибольшую проблему представляют власти Мексики и транснациональные корпорации. Они пытаются вернуть автономов под свое господство. Если не получилось сделать это силой, в ход идет метод пряника. Корпорации на первых порах предлагают более высокие цены тем, кто выйдет из кооператива и заключит договор с ними, а когда человек лишается поддержки кооператива и попадает в зависимость от корпораций, ему навязывают кабальные условия. Государство в обмен на уход от сапатистов и политическую лояльность, подсаживает людей на иглу социального обеспечения. Одновременно продолжаются и экономические репрессии.

Как кофе попадает в Европу

Кофейные коллективы Гамбурга перед саммитом G20 выпустили особую серию – AntiRepression. Прибыль от продажи кофе в таких пачках идёт на поддержку команды адвокатов, которые защищают задержанных в дни протестов.

Сейчас в Европе есть целый ряд групп, которые получают кофе непосредственно от сапатистов и распределяют в своих странах. Все эти местные инициативы объеденены в горизонтальную сеть, которая так и называется Сеть Распределения Сапатистской Продукции RedProZapa. Эта сеть проводит свои встречи два раза в год, в какой-нибудь европейской стране. Всех участников сети объединяет солидарность с борьбой сапатистов. Продавая кофе, они экономически поддерживают их созидательный труд. Число участников сети растет. В этом году в нее вступила группа из России (Петербург). В США нет такой общей сети. Самые крупные кооперативы это Coop Coffee и Just Coffee. Они занимаются непосредственно импортом из Чиапаса, а уже у них берут кофе кооперативы поменьше.

Источники

https://en.wikipedia.org/wiki/Zapatista_coffee_cooperatives

http://zapateando-ru.livejournal.com/

https://zapatista.ru/ru/

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/56646

http://scepsis.net/library/id_577.html

https://vk.com/zapatistacoffee?w=wall-43843733_102