Бунт в Иране начался с экономических требований – власти подняли цены на бензин с 10 000 до 15 000 риалов за литр, что составляет 13 центов. Кроме того, было ограничено продажа бензина в одни руки. Казалось бы, это немного. Но страна живет в условиях гиперинфляции, жестких санкций и экономического кризиса. В результате, люди вышли на улицы, протестуя против этого повышения.
Полиция пыталась жестоко подавить массовые протесты, применяя слезоточивый газ. Сообщается даже о погибших среди протестующих. Известно, что они пытались атаковать топливные хранилища и даже поджечь их. Экономические требования перешли в политические.
Государственные СМИ, как водится, пытаются свалить вину на произошедшее на некие иностранные СМИ, которые якобы и скоординировали протесты. Такой же позиции придерживается и генпрокурор Ирана Мохаммад Джафар Монтазери, который обвинил протестующих, которые перекрывают дороги, в том, что они используют поддержку из-за границы.
Власти Ирана значительно ограничили скорость интернета, чтобы затруднить протестующим координировать свои действия. Однако это существенных плодов не принесло.
Ситуация быстро вышла из-под контроля. Протестующие сожглио здание Центробанка – на распространяемых видео оно полностью объято огнем. Кроме того, митингующие уничтожают камеры наблюдения, расположенные на улицах.
Комментарий российского военного журналиста Аркадия Бабченко:
Кирдык назревает десятилетиями, но случается всегда по какому-то совершенно неполитическому бытовому поводу. В Венесуэле кончилась туалетная бумага. В Турции хотели вырубить десять деревьев. Иран взорвался после двукратного повышения цен на хлеб. И вот теперь уже жгут портреты президента и аятоллы, требуют отставки руководства страны и политических реформ. Люди штурмуют муниципальные и государственные учреждения. Женщины отказываются от ношения хиджабов.
По разным данным, антиправительственные акции охватили от 40 до 70 иранских городов.
В Тегеране протестующие захватили несколько городских районов и подожгли мэрию. В Кермане штурмом взято здание губернатора. В Араке – полицейское управление.
СМИ также сообщают о захвате несколько военных баз с оружием в различных точках страны.
В Кермане протестующие штурмовали дом губернатора, в Араке штурмом взято полицейское управление.
По данным СМИ, в Тегеране и Лурестане захвачена база Басидж. Кроме того, в Лурестане сожжены два банка, принадлежащие КСИР (Корпус стражей исламской революции).
В провинции Зенджан на северо-западе страны толпа также массово грабит и громит КСИР-овские банки. В Ширазе сожгли исламскую академию и тренировочную базу КСИР.
На западе страны в городе Мелайер (провинция Хамадан) сожгли офисы КСИР.
На протесты также вышли жители родного города Хаменеи Ахбаре. Здесь жгли плакаты с портретами аятоллы. В соцсетях сообщают, что сам Хаменеи с семьей бежал в Турцию.
Издание ВВС собрало главные лозунги и призывы, с которыми протестующие проводят свои акции.
“Смерть Роухани”
Этот лозунг, направленный против умеренного иранского президента Хасана Роухани, особенно часто звучал в ходе первой стихийной акции, прошедшей 28 декабря в городе Мешхед на северо-востоке страны.
Скандирующие этот слоган демонстранты протестуют против экономической политики правительства Ирана. Есть версия, что первая акция протеста была организована противниками Роухани из консервативного лагеря.
Другой лозунг, который также часто звучал в Мешхеде, – “Смерть высоким ценам”.
“Смерть диктатору”
Этот слоган, скорее всего, относится к верховному лидеру Ирана аятолле Али Хаменеи. Лозунг появился еще в ходе демонстраций в 2009 году, а теперь активно используется по всей стране новой волной протестующих.
“Извини, Сейид Али, тебе пора уходить” и “Сейид Али, оставь страну в покое” – другой вариант призывов к верховному лидеру оставить власть.
“Реформаторы и консерваторы, игра окончена” – этот лозунг особенно популярен у студентов Тегеранского университета.
“Шах Реза, покойся с миром” – этот лозунг отсылает к первой половине XX века, когда во главе страны стоял шах Реза Пехлеви – авторитарный светский правитель, противник теократии и модернизатор.
“Не Газа, не Ливан, моя жизнь – Иран” – еще один лозунг из 2009 года, он призывает перестать финансировать союзников Тегерана в ближневосточном регионе. По мнению протестующих, эти деньги можно было бы с большей эффективностью потратить на благо жителей Ирана.
“Уходите из Сирии, подумайте о нас” – слоган, направленный против колоссальной военной и политической поддержки, которую Иран оказывает правительству Башара Асада в Сирии, с тех пор как шесть лет назад там началась гражданская война.
“Смерть России“. Этот призыв звучал от демонстрантов неоднократно. Скорее всего, речь идет о сотрудничестве между российским руководством и правящей элитой Ирана. В 2009 году, когда Москва официально признала результаты президентских выборов в Иране, этот лозунг также активно использовался во время протестов.
И наконец еще одна особенность этих протестов – пока их никто не возглавляет.
источники
https://charter97.org/ru/news/2019/11/17/355881/
https://www.infox.ru/news/285/227447-v-irane-sozgli-centrobank-iz-za-13-centov
http://www.trust.ua/news/150931-protesty-v-irane-bunt-ili-revolucia.html