Современное анархистское движение

Беседы с воюющими анархистами: Дмитро (Купер)


Дмитро (Купер) и его погибший товарищ Сергей Ильченко (Банан)

Мы продолжаем публиковать серию бесед с анархистами, которые с оружием в руках защищают Украину (Начало здесь). Сегодня публикуем интервью с анархистом из Львова, известным под псевдонимом Купер. С началом войны Купер вступил в Тероборону, а сейчас сражается в регулярной армии, был ранен.

Анархисты приняли активное участие в событиях 2014 года. На Евромайдане им не удалось сформировать сотню, но это их не остановило – некоторые даже отдали свои жизни за революцию. Как сейчас оцениваете участие анархистов в событиях 2014 года, какие выводы сделали, что было главным?

Прежде всего, события 2014 года трудно назвать революцией в классическом понимании. Ни к каким качественным изменениям они не привели. Это нужно подчеркнуть.

Тем не менее, во Львове события могли претендовать на истинную революционность – здесь процессом руководили действительно революционные, левые силы. Но у власти во Львовской области была ультраправая неонацистская партия “Свобода”. Ей хватило наглости примазаться к восстанию в качестве официальной оппозиции Януковичу. Хотя тот ничем не мешал тогдашнему главе облсовета, члену “Свободы”.

Из-за манипуляций “Свободы” все поистине революционные начинания во Львове были смазаны настолько, насколько это было возможно. Как из-за желания членов “Свободы” сохранить за собой власть, так и из-за их принадлежности к официальной оппозиции. А также из-за их дружбы с прочими ультраправыми движениями, которые к тому времени уже узурпировали протест в масштабах страны.

Нам запомнились успехи анархистов во Львове, где им удалось захватить отделение милиции и оружие. Как сейчас оцениваете участие анархистов в событиях 2014 года? Какие выводы сделали? Что было главным?

Из-за влияния “Свободы” во Львове все и ограничилось захватом отделений милиции и Львовской областной госадминистрации. Тем не менее, нельзя сказать, что события во Львове прошли бесследно: Львов – это чуть ли не единственный город в Украине, в котором качественные изменения таки произошли.

Выводы простые: свержение президента – это еще не революция. Такая смена власти может иметь не революционный, а, наоборот, реакционный характер – вспомнить хотя бы Чили 1973 года. Однако, несмотря на все заявления российской пропаганды, у нас у власти не хунта, та и Янукович далеко не Альенде)))

События 2014 года анархистов учат тому, что надо в первую очередь формировать свою собственную субъектность. А не включаться во все протесты без разбора, не играя в них заметной роли – на правах массовки для других, зачастую – враждебных – политических сил.

Если говорить об Украине, то тут нужно говорить о субъектности левого движения в целом. Мы в “Чорном Стяге” убеждены, что счастье анархистов в крепком союзе с прочими левыми силами – социалистами, марксистами и т. д.

С началом полномасштабного вторжения многие анархисты пошли на фронт. Сколько, примерно, по вашим оценкам? Насколько мы знаем, сначала создавались анархические отряды. Сейчас они ещё есть? Почему анархисты оказались разбросанными по разным участкам фронта? Удается ли им там вести какую-то пропаганду, сохранять верность анархическим принципам? Почему вообще анархисты участвуют в войне?

 По нашим оценкам, анархическое движение в полном составе примкнуло к борьбе Украины за свое существование – кто не на фронте, тот волонтерит. Нам ничего не известно об анархических отрядах на данный момент. Наш собственный отряд был расформирован по политическим причинам. И именно после этого нас раскидали по разным участкам фронта)) Тем не менее, все мы в составе одной бригады и сохраняем координацию между собой.

По поводу пропаганды – тут нужно уточнить, что вы имеете в виду)) Как минимум, ни один из анархистов не скрывает своих взглядов и прямо их озвучивает. Как можно нарушить анархические принципы и при этом остаться анархистом – мне представить трудно.

В войне анархисты участвуют прежде всего потому, что одним из принципов анархизма является антифашизм. А иначе как фашизмом действия россии не назовешь.

 Как оцениваете перспективы? Начнём с оптимистического сценария. Что следует сделать сразу после окончания войны?

 Ну, прежде всего, мы стараемся быть реалистами)) В плане прогнозов, могу сказать, что мы эту войну выиграем, хотя бы потому, что россия ее уже проиграла. Начиная войну, ты четко определяешь цели и обозначаешь расклад, при котором завершение войны будет считаться победой. россия четких целей попросту не имеет, разве что считать целью россии полное уничтожение нашего народа. Но уже очевидно, что этого ей не добиться. То есть, россияне попросту не знают, за что воюют.

Что делать по завершении войны? Ответ простой: работать. Работы у анархистов Украины после войны будет крайне много. Так как победа Украины вовсе не означает полную победу ее анархических и левых сил. Внутренних проблем никто не отменял)))

 Какое отношение в Украине к анархистам и их идеям? Насколько сильно недовольство действиями властей у народа Украины? Близки ли людям идеи самоуправления и социальной справедливости?

 Отношение к нам и нашим идеям очень разное. Люди, которым мы помогаем, естественно, относятся положительно. Те, кому мы как кость в горле, – как водится, отрицательно.

Властями народ откровенно недоволен. Но из-за государственной пропаганды, упирающей на антикоммунизм, многие не разделяют идей социальной справедливости и самоуправления. Поэтому часто можно наблюдать курьезную картину – люди поднимают классовые вопросы, но не называют их классовыми вопросами))

И тут уже наша задача – помочь людям понять, в чем причина их бедственного положения и как эту проблему следует решать.

 Насколько перспектива вступления в НАТО и ЕС привлекательна для анархистов Украины? Будете ли противодействовать евро(атлантической) интеграции страны?

 Такая перспектива для нас абсолютно непривлекательна. Да, противодействовать однозначно будем. Мы не для того воюем, чтоб наш народ снова стал жертвой оккупации.

И главный вопрос: почему народу Украины стоит после войны пойти по пути анархии? С чего начать путь к более свободному обществу? Есть ли у вас программа вроде “Программы анархизма для Беларуси” или “Анархизм для Беларуси. Черновик” которую выдвинули анархо-партизаны, участвовавшие в беларуском восстании 2020 года?

 Это очень хороший и, в то же время, очень сложный вопрос. На данный момент мне трудно на него ответить. Но я знаю одно. После войны у нас будет очень много работы, и нам ни в коем случае нельзя будет расслабляться.

Видимо, наше предложение для земляков останется тем же: присоединяйтесь к нам, будем вместе бороться за лучшее завтра!

Это интервью было записано одним из организаторов шествия и благотворительного концерта “Анархия в окопах” в поддержку воюющих в составе украинской армии анархистов, который прошел в Риге (Латвия) 23 сентября. Перед тем, как провести это мероприятие, латвийские анархисты побеседовали с одним из товарищей-фронтовиков.

Пришло на почту