Общая аналитика

Анархизм как потребность человека и общества


дмитрий чащин

1. Человек и свобода

Можно сказать с уверенностью, что каждый из нас несчастлив, оказываясь в положении человека, подчинённого чьей-либо власти. Подчинение противно глубинному чувству человеческого достоинства, которое нельзя выхолостить полностью никакой пропагандой, отвлекающим шумом и упорным самообманом. Стоит каждому из нас на минуту остановиться и подумать о своей жизни и нашем положении в обществе, как станет очевидно, что львиную долю нашей повседневной активности определяет власть ряда социальных институтов или конкретных людей. Власть очень разнообразна, она давит на каждого из нас множеством граней принуждения и манипуляций, унижая и доставляя страдания.

Интересно, что похожим образом обстоят дела в ситуациях, когда власть оказывается в наших руках. Любая власть – лишь умеренная форма садизма, а всякий садист – человек глубоко несчастный. Мгновения упоения лишь оттеняют гигантскую внутреннюю катастрофу садиста. Таково свойство человеческой души – когда мы помыкаем другим, нам всегда где-то стыдно и плохо. В глубине души мы знаем, что ведём себя недостойно и неправильно. Совесть строго судит нас, как бы активно и громко мы ни пытались заглушить её голос.

2. Человеческие связи

Итак, мы видим, что власть чужда добру в человеке. Однако одной свободы от власти нам недостаточно. Человек нуждается в коллективе, в связях с другими людьми – экономических, социальных, культурных и душевных. Всё, что есть в нас хорошего, стремится к тому, чтобы формами этих связей были: братство, равноправное единство, дружба и любовь.

Значит, в социальной структуре общества, в котором совместно живут люди, должны быть сведены к минимуму конкуренция, эгоизм, жадность, потребительское отношение к миру и человеку – словом всё то, что прямо противоречит очерченным выше благородным формам взаимодействия в человеческом сообществе. Однако, как мы видим, все жестокие и малодушные модели взаимоотношений между людьми составляют самый дух капиталистического общества, культивируемый его институтами.

Таким образом, врагом человека и человечества выступает государство как организованная система власти, принуждения и иерархии и капитализм как система, поощряющая в людях гнусность, отчуждающая их друг от друга и выстраивающая между ними экономическую иерархию.

3. Очертания нового общества

О современных государстве и капитализме часто говорят как о машине, механизме, системе, где человеку отведена роль шестерёнки или винтика. На самом деле положение современных людей скорее иное. Мы больше похожи на сырьё или топливо, необходимое государственному и капиталистическому механизму для работы. Мы похожи на капли в море или на песчинки в карьере: затерянные в толпе и безгласные, бессильные как-либо повлиять на социальные и экономические процессы, затягивающие нас в свой могучий поток. Парадоксальным образом мы чувствуем себя используемыми и в то же время выброшенными, потерянными.

Справедливое и свободное общество призвано в корне изменить эти роли человека. Отныне каждому предстоит стать равноправным участником общественной жизни. Это, безусловно, потребует усилий: ответственности, активности, преодоления равнодушия и эгоизма. Возможно, кому-то новые обязательства покажутся чересчур обременительными. Однако, только взяв на себя такой труд, человек может начать жить достойно и в полной мере осмысленно. Отказ же от этого труда неизменно оборачивается куда более тяжкой ношей – ярмом эксплуатации и унижения.

Задачей, не менее важной, чем возвращение человека к социальному творчеству, является преодоление отчуждения. Это касается как отчуждения людей друг от друга, так и отчуждения людей от природы.

Точные формы организации справедливого общества будут определены самим революционным народом. Сейчас же мы можем обозначить лишь его общие контуры.

Во-первых, переформатирования требует само пространство жизни. Скученность в постылых и безобразных мегаполисах – это зеркало нашей обезличенности и бесправия в современном обществе. Когда ты песчинка в карьере – ты бессилен. В то же время сгущение населения, безумное наращивание скорости жизни, массовое производство и запланированное устаревание продукции – результат экономической централизации и стремления капиталистов к максимизации прибыли.

Людские поселения должны обрести размер и вид, радующий глаз и позволяющий человеку перестать чувствовать себя жителем муравейника. Политическая и экономическая децентрализация создадут благоприятную ситуацию для таких перемен. Также важно вернуть в жизнь человека природные пейзажи, ныне отрезанные от миллионов людей бесконечными промзонами, автострадами и бетонно-асфальтовым морем. Технологии отныне также должны будут служить подлинному комфорту человека и сбережению природы, вместо поощрения потребительской истерии и прочих деструктивных проявлений.

Социальное творчество и самоуправление будут организованы посредством системы советов, в которых каждый участник сообщества будет иметь равный с другими голос и равное право участия в выработке и принятии решений. Советы будут выдвигать из своей среды рабочие группы и комитеты для исполнения конкретных задач, требующих специализации. Координировать свою деятельность и взаимодействовать советы будут через делегатов, имеющих наказ от направившего их коллектива. Коллектив, в свою очередь, обладает всеми возможностями прямого контроля и отзыва своих делегатов.

Аналогичным образом будет организовано управление средствами производства и процессами производства и распределения. Дополнением здесь станет прямая координация производства с запросами потребителя, что станет альтернативой рынку, создающему на одном полюсе дефицит и нужду, а на другом – перепроизводство и манипуляцию спросом.

4. Революция

Как видно, путь из неприемлемой современности к достойной жизни требует глубоких, кардинальных перемен. Человеку нужно менять своё мировоззрение и свою жизнь, людям необходимо изменить общество так, чтобы оно поощряло человечность и справедливость, а не подавляло и изживало их. Путь радикальных изменений – это путь революции, путь восстания против сил, заинтересованных в том, чтобы оставить всё как есть и продлить торжество садизма, эгоизма и жадности.

Великие потрясения случаются потому, что живому организму человечества нужно отряхивать с себя пыль, коросту и коррозию, коими являются власть, иерархия, любая социальная вертикаль – и всё прочее, что противно чувству справедливости и братства. Человеку как личности и человеческому обществу как миру взаимодействующих личностей и коллективов просто необходимо вырываться из этого прокрустова ложа, сбивать оковы всякий раз, когда они становятся непосильно обременительными.

Необходимость стремления к свободе и справедливости и борьбы за них, пожалуй, невозможно полностью схватить, описать и обосновать словами, потому что восстание против зла и воплощение в жизнь благородных ценностей есть фундаментальная и глубочайшая потребность человека. Можно сказать с уверенностью лишь то, что переход из одного состояние в другое – это решительный разрыв с обществом угнетения, его радикальное, ценностное и практическое отвержение. Процесс резкого перехода от старого порядка к новому будет иметь смысл, как минимум, не меньший, чем поступательная эволюция социальных институтов и взаимоотношений между людьми.

Таково для меня обоснование анархизма как потребности человека и общества и контурный набросок путей его воплощения в жизнь.

источник