Многие годы анархическое движение в Беларуси, России и Украине с различными успехами участвовало в крупных политических событиях. Майдан в Украине, протесты против тунеядства и 2020 в Беларуси, акции в России — там где начиналась борьба с авторитаризмом, анархисты становились в первые ряды. Такая же ситуация сложилась и когда Россия начала свое полномасштабное вторжение в Украину. Многие товарищи и товарищки из разных частей бывшего совка взяли оружие в руки для борьбы с бесчеловечным режимом Путина. Сегодня в Украине сражаются больше сотни анархистов и антифашистов, разбросанных по разным подразделениям и участкам фронта. Кто-то смог создать свою небольшую боевую группу из товарищей и друзей, а кто-то воюет сам по себе в рядах ЗСУ.
После развала антиавторитарного взвода в Украине было несколько человек, которые все еще горели анархическими или антиавторитарными военными подразделениями для создания, как минимум политического противодействия ультраправым структурам, продолжающим успешно развиваться в борьбе с российским фашизмом. К сожалению, пока все эти попытки не привели ни к чему более или менее серьезному. Понятное дело, что государственные структуры скорее дадут зеленый свет так называемым патриотам, нежели будут позволять анархистам полноценно участвовать в войне, даже если в данном случае есть общий враг в лице Кремля. Но попытки создания отдельных групп, к сожалению, остались лишь инициативой небольшого количества товарищей, которые считают важным подобное политическое формирования антиавторитариев. Многие анархисты и антифашисты оказались в рядах групп с даже не либеральным политическим представлением о будущем Украины, Беларуси или России.
Последние набеги русского добровольческого корпуса показывают в каком серьезном кризисе оказалось анархическое движение. Многие товарищи в социальных сетях начали позитивно отзываться о рейдах ультраправых на территории подконтрольные Путину. И если отбросить политические взгляды РДК, то действительно можно увидеть что-то позитивное в происходящем. Но отбрасывать эти взгляды ни в коем случае нельзя. Сегодняшнее участие российских ультраправых на стороне Украины — это оппортунизм в надежде на политическую власть в России после поражения Путина. Не стоит сомневаться, что огромная популярность неонацистов за действия в Белгородской Народной Республике привлечет еще больше людей в их ряды и рост взглядов так сказать «альтернативного русского мира», по версии которого, сейчас происходит геноцид русского народа, окажутся популярны не только в среде сектантских неонацистских групп, но и в более широких общественных кругах. Часть хороших русских оказались неонацистами, в прошлом убивавшими мигрантов в борьбе за чистоту русской нации. Что эти нацисты будут делать завтра в разваленной России сложно сказать, но уж точно не за свободу бороться.
И пока ультраправые наращивают влияние не только в российской среде, но и в среде беларуской диаспоры, мы видим относительно неуверенную активность многих анархистов. Те, кто хотел поехать воевать скорее всего это уже сделали, а для многих в Европе война остается фоном, к которому уже в некоторой степени даже привыкли. Перспектив на борьбу после переезда в либеральные страны у анархистов из Беларуси или России больше не стало, а кризис движения лишь продолжил усугубляться. Многие наиболее активные товарищи поглощены антирепрессивной работой. Вся текущая ситуация отодвинула анархистов из позиции наиболее активных участников борьбы за освобождение народов Восточной Европы в хвост поезда истории. Кажется, что мы забросили надежды на революционное преобразование мира в пользу «реальности», в которой мы стали куда более индивидуализированными и уже не стремимся к коллективному сопротивлению. Но анархисты сильны лишь только тогда, когда мы едины. Разбитые по разным направлениям, мы рискуем не просто проиграть очередной раунд социальной и политической борьбы, но и потерять анархическое движение в целом. Если вчера мы говорили, что не будет никакого анархического движения, в случае победы России в Украине, то сегодня есть довольно большая вероятность, что анархического движения не будет даже если Украина победит.
Часть из нас могут указать пальцем на украинских анархистов, мол смотрите не были достаточно готовы к началу войны, и из-за этого нет возможности полноценно участвовать анархистам из других стран. Мы категорические не согласны с таким подходом. Как интернационалисты, мы считаем, что подготовка к любому политическому кризису в регионе лежит на плечах всех товарищей и не останавливается на границах национальных государств. Насколько к той войне были готовы российские или беларуские анархисты? Об этом можно говорить довольно долго…
Что делать сейчас, прибывая в таком серьезном кризисе во время войны? Тем, кто еще думает об участие в военном сопротивлении — делать это надо уже сейчас. Только вместе анархисты смогут построить достаточные структуры для полноценного политического участия во время войны и после победы над Россией. Связывайтесь с Комитетом Сопротивления и узнавайте как вы можете присоединиться к коллективной борьбе. Если у вас нет возможности/сил взять в руки оружие — присоединяйтесь к гражданским структурам и начинайте действовать. Если сегодня мы будем проявлять недостаточную решительность, то завтра «освобожденные» Беларусь или Россия могут стать местами куда более враждебными для идей свободы и равенства, чем сейчас.
Пока все не будут свободны!