Новости

Афины: штурм одного из старейших анархистских сквотов в Европе


25 ноября 2022 г.

На этой неделе силы зла пришли штурмовать афинский сквот «Просфигика». Это вторая попытка штурма пространства, в последний раз ее предпринимали в 2016 году, тогда столкновение продолжалось несколько дней, в результате чего полиция отступила. Публикуем разговор с одним из участников событий и автором телеграм-канала «Свобода» о том, как устроен один из самых больших и старых анархистских сквотов в Европе и что произошло.

Что такое «Просфигика» и как она устроена?

В 1933 году в Афинах построили жилой комплекс, состоящий из восьми домов для бежен_ок из Турции. Политическая жизнь «Просфигики» началась в 2008 году после убийства Алексиса Григоропулоса.

Александрос Григоропулос — 15-летний студент-анархист. По официальной версии, в день убийства он с друзьями отмечал именины в анархистском квартале Афин — Экзархии.

Подростки оскорбляли полицаев, после чего последние начали стрельбу. Источники не сходятся в том, что именно произошло, но одна из выпущенных пуль случайно или намеренно попала в подростка. От ранений он скончался на месте.

Это послужило началом массовых протестов анархисто_к и других радикально настроенных групп.

После 2008 года пустующие квартиры сквота стали занимать анархист_ки. Через два года они основали открытую ассамблею для самоорганизации сообщества.

Сейчас в сквоте организовано множество структур, среди которых пекарня, мини-школа, женское кафе, коллективная кухня. В политической жизни сообщества участвуют около 300 человек.

Что произошло в сквоте 22 ноября?

В качестве формальной причины для начала штурма полицаи называют арест одного из сквоттеров, который якобы создал организацию «Тысячи солнц ночи», которую власти называют «криминальной», и организовал поджог офиса газеты «Real News» в июле 2022 года. После обыска в его квартире начался штурм всего шестого блока «Просфигики».

Очевидец и один из жителей сквота рассказал, что анархисты оказывали сопротивление полиции, начавшей налет. В ответ на гранаты со слезоточивым газом они кидали кирпичи и камни, а один из анархистов даже скинул сверху на силовиков старую дверь:

За эти секунды мусора выбили дверь в первый подъезд. Они оказываются перед нами и по одному входят на крышу, пока от их дубинок отбиваются товарищи с черными флагами <…> К нам подбегает бешеный мент с оружием, целится на нас и орет, чтобы мы все сели на пол, иначе пристрелит. Но на этом мы не закончили сопротивляться. Нас собрали в одну кучку, сверху летит вертолет и полицейский дрон. <…> Мы пытаемся отжать у ОМОНа щиты, пока те лупят нас дубинками.

Анархистов продержали на крыше до заката, после чего стали постепенно выводить из здания. Некоторым жителям сквота, активно сопротивлявшимся, ОМОН наносил особые цветные символы на лице. Очевидец рассказал, что таким образом силовики отметили «запомнившихся», им повезло меньше всех.

После штурма сквоттеры начали восстанавливать разрушенное. Житель сквота рассказал , как выглядело здание после налета:

Я был в шоке от того, во что они превратили сквот. Под ногами все хрустит, двери в квартиры выбиты. От кухни ничего не осталось, ощущение, будто там был взрыв. Вся красота и порядок ушла вместе с приходом ОМОНа, который за минуты натворил больше хаоса, чем мы на демонстрациях.

Он отметил, что основная цель нападавших — разделить и разрушить солидарность «Просфигики»:

Они пытались сломить нашу солидарность, и это было особенно видно, когда нас поделили на разные группы, разделили по этажам и кабинетам полицейского участка, разделили по автозакам. Увы, это невозможно, даже если мы умрем. Если бы нас хотели убить, то мы все равно были бы вместе. Сквот продолжит свое существование. За один день мы полностью восстановили погромленные квартиры, вернули былой порядок.

Большинство сквотов в Афинах закрыли в 2019 году. Тогда греческое правительство провело «спецоперацию»: дало сквоттерам предупреждение, что они должны покинуть свои помещения в течение 15 дней. Под внимание силовиков попало около 30 сквотов, из которых большая часть находилась в анархистском районе Экзархия.

На вопрос, планируют ли сквотте добирываться справедливости или искать способы призвать силовиков к ответу, собеседник отвечает однозначно:

Нам со стороны власти не нужна справедливость. Все, что нам нужно — чтобы они ушли прочь из наших жизней и оставили наши сквоты в покое. Ни жалость, ни компенсации, ни извинения, к черту это.

источник