Соытия, происходящие в мексиканском штате Чиапас вызывают интерес анархистов всего мира. Способен ли горизонтальный автонномистский проект выжить в течение длительного времени? Может ли он обеспечить людям реальную альтернативу? Как скажется на перспективах движения отказ от вооруженной борьбы?
Немного о истории проекта
30 лет назад в беднейшем аграрном штате Мексики Чьяпас около 4 тысяч сапатистов взялись за оружие. Сапатистская армия национального освобождения (САНО) выступила против не только национального правительства, но и всей глобальной неолиберальной системы, разрушающей культурные традиции малых народов и угрожающей бедным регионам экологическими проблемами и еще большим обнищанием. Конкретным поводом для восстания стало вступление в силу соглашения НАФТА о свободной торговле в Северной Америке.
Публичным лицом САНО стал загадочный субкоманданте Маркос, а визитной карточкой всего движения – маски на лицах его участников. Под давлением правительственных войск повстанцы отступили на северо-восток штата в труднодоступные лесные массивы Лакадонской сельвы. В отличие от других латиноамериканских повстанцев, они оказались не большими поклонниками вооруженной борьбы, предпочтя действовать через агитацию и пропаганду.
“Сегодня поселения в штате делятся на три вида, – писала в 2012 году газета “Коммерсант”. – Первые — традиционные, они находятся под покровительством властей: жители получают дотации, участвуют в специальных программах правительства и платят налоги. Второй вид — автономные, главную роль в которых играют выбранные старейшины. Часть из них симпатизирует сапатистам, но по разным причинам не причисляет себя к движению. Некоторым не нравятся сапатистские порядки (сухой закон или особое образование), кто-то боится репрессий со стороны властей за участие в сапатистском проекте… Сапатистские поселения — третий вид общин со своими порядками”.
Повстанцы контролируют пять территорий, в которых проживает около 360 тысяч человек. Каждый из этих их караколес делился на автономные муниципалитеты. Управление в них строилось снизу вверх – соседства на всеобщих собраниях принимали решения на местном уровне и делегировали своих представителей в автономные советы. Следующая ступень – “хунта хорошего правительства”, включавшая по 1-2 делегатов от каждого муниципалитета и администрировавшая вопросы на уровне территорий. При представительных органах действовали различные комиссии, курирующие наиболее актуальные вопросы, такие как безопасность и доступ к воде.
Любого человека, занимавшую представительную должность, можно было оперативно отозвать и заменить на нового делегата в случае необходимости. САНО никакого участия в гражданском самоуправлении не принимала.
Основной экспортный продукт сапатистов – кофе. После того, как сапатисты отказались сотрудничать с государством и продавать кофе крупным корпорациям, кофе от сапатистов стал распространяться через сеть кооперативов, которые не используют наемный труд и взаимодействуют с сапатистами напрямую. При этом сами сапатисты заявляют, что не хотят возвращаться к временам 1990-х и не готовы сами применять воруженные методы борьбы.
Нынешняя ситуация
Перестрелки, вымогательства и похищения людей стали печальной реальностью во многих штатах Мексики. Война между наркокартелями дошла и до Чьяпаса. Ситуация усугубилась в пандемию. САНО пыталась оказывать сопротивление бандитам и освобождать заложников. Но официальное, “плохое” правительство Чьяпаса, по заявлениям сапатистов, “делало всё возможное для стабилизации” обстановки в штате.
“Правительство Чьяпаса не только контролирует банды, занимающиеся незаконным оборотом наркотиков, оно также поощряет и финансирует военизированные группировки, подобные тем, что постоянно нападают на общины в Альдеме и Санта-Марте”, – говорится в коммюнике сапатистов от 19 сентября 2021 года.
Кооператив Molotov, реализующий в России сапатистский кофе, в своем Telegram-канале пересказал отчет делегации, которая посещала Чьяпас в октябре:
“До пандемии территорию Чьяпаса, где проходят маршруты миграции и транспорта с юга, контролировала картель Синалоа (Sinaloa). Во время пандемии контроль ослабел, так как люди боялись лишний раз выйти из дома. Этим воспользовалась картель Халиско (Jalisco Nueva Generación), чтобы захватить новые территории. С окончанием пандемии картели воюют за эти территории и новые маршруты. Если раньше картели не заходили на земли, где проживает большинство сапатистов, то сейчас ситуация изменилась. Фрайба (старейшая организация-посредник между сапатистами, населением и государством) описывает ситуацию как треугольник рэкета: правительство разрешает корпорациям отбирать земли — корпорации платят картелям за атаки на несогласные общины (сапатистов и не только) – картели платят государству за то, что оно закрывает глаза на их деятельность. На этом фоне в регионе растет милитаризация. Новости последних месяцев из Чьяпаса – это фотографии пустынных улиц самых крупных населенных пунктов штата. Люди просто боятся выходить на улицы, потому что могут в любой момент стать жертвой вымогательства или попасть под шальную пулю”.
Среди правительственных проектов, которым необходимы новые земли, самым крупным является “Поезд Майя”. Это транспортный и туристический маршрут, проложенный через территории, куда раньше можно было добраться только по узкому горному серпантину. Наркокартели, естественно, вступили в борьбу за контроль над новым маршрутом. Это не говоря о том, что его цель – это коммерциализация культуры коренных народов, а последствия строительства – переселения целых общин и нарушение экологии.
Запуск первого маршрута запланирован на 15 декабря 2023 года. А маршрут с конечной станцией в городе Паленке – значимом центре цивилизации майя и сопротивления сапатистов – будет запущен 31 декабря 2023 года.
“Зная все это, можно предположить, что сапатисты перестали чувствовать себя в безопасности при прежней территориальной структуре самоуправления. Их административные центры скомпрометированы атаками парамилитарес, там уже не готовы собираться люди. Рядом начнут работать ж/д станции. Скорее всего, скоро мы узнаем больше об их планах по реорганизации. Вероятно, самые важные решения будут озвучены 1 января 2024 года или еще до этого”, – предположили участники коллектива Molotov.
Таким образом, силовое давление на сапатистов осуществляют:
- Наркокартели. Они могут, как просто убить нежелающих им подчиняться, нак и, например, заблокировать дорогу, по которой крестьяне перевозят свой урожай или идут на свои поля и склады.
- Государство. Раньше государство открывало большие и маленькие, заметные, хорошо оснащенные военные базы по всей территории Чьяпаса, чтобы запугивать и контролировать передвижения повстанцев, а сейчас все больше вооружается гражданское население, формируя новые парамилитарные группы. Опасность этих групп в том, что это не какие-то пришлые террористы, их набирают из жителей тех же самых деревень, где живут и участники сапатистского проекта, они все про всех знают.
Кроме жестких силовых методов, государство и корпорации используют и метод пряника. Продавая кофе через сеть кооперативов, фермер может получить значительно больше, но для этого кофе должен быть собран, вывезен, например, в Европу, там продан. А деньги могут быть нужны прямо сейчас. Тут и появляется услужливый представитель корпораций, заманивающий тебя в кабалу. Также государство стало разрабатывать программы “оптимизации” сельского хозяйства. Если раньше сапатистская зона была относительно недоступна для государственных чиновников, то теперь с помощью беспилотников проводят аэросъемку всей территории и буквально “сверху” решают, где что лучше выращивать, а дальше владельцам земли обещают вознаграждение, если они последуют инструкциям.
Кроме того, на этапе экспорта невозможно обойтись совсем без государства. Чтобы кофе мог легально продаваться, нужны различные справки и сертификаты. А уж если потребители желают получить экологический сертификат, так тут не обойтись без затратной государственной экспертизы. В частности, в Европе для получения такого сертификата, теперь ты должен доказать, что не срубил ни одного дерева на своем участке. Как доказать? – Заказывай аэрофотосъемку, например.
Слухи о завершении сапатистского проекта
Слухи о завершении проекта автономии в мексиканском штате Чьяпас породило заявление Сапатистской армии национального освобождения (САНО) о роспуске своих структур самоуправления.
“Несколько месяцев назад, после долгого и глубокого критического и самокритического анализа, а также после консультаций со всеми сапатистскими народами, было решено ликвидировать Сапатистские повстанческие автономные муниципалитеты и Хунты хорошего правительства”, – говорится в самом начале тревожного коммюнике сапатистов от 5 ноября.
С этого момента все печати, бланки, должности, представители и договоры Партизанских Сапатистских Автономных Муниципалитетов и Советов Хорошего Правительства являются недействительными. С этого момента все соглашения, заключённые в Мексике и во всём мире с неправительственными и социальными организациями, коллективами, группами и организациями солидарности, действуют ровно до истечения их срока, новые соглашения с автономными органами сапатистов невозможны, по причине того, что этих органов больше нет.
Гостей призвали пока воздержаться от поездок на свою территорию из-за небезопасно. При этом в коммюнике говорится, что самоуправляемые территории Чьяпаса, так называемые караколес (улитки), продолжают существовать. САНО готовится к празднованию 30-летия своего восстания. Отметить его должны 1 января 2024 года. В заявлении САНО также говорилось, что в дальнейшем будет объявлено о новой структуре сапатистского самоуправления. Также обещано дать более подробные разъяснения необходимости реорганизации.
Что дальше?
Несмотря на все сложности и противоречия, хоронить сапатистов рано. Первые сведения о новых формах самоуправления сапатистов дал проживающий в Чьяпасе член организации Artists at Risks Алессандро Загато. Он опубликовал в Twitter фотографии новых баннеров, появившихся в поселениях, и сообщил, что роль местных автономных органов власти взяли на себя общины сапатистов.
В комментариях его спросили, означает ли это подчинение мексиканскому правительству.
“Нисколько. Это реконфигурация их автономного проекта”, – ответил Загато.
Далее, сапатисты выпустили очередное коммюнике 8 ноября, но в нем только посмеялась над желтой прессой, взявшейся анализировать их последнее заявление:
“Мы уже собирались вам рассказать, о чём всё это дело, но прочитали, увидели и услышали вереницу безумств, о которых говорят и пишут ни в чём не сведующие “специалисты”. Поэтому решили, что будет лучше, если они продолжат своё рыгание”.
И вот теперь сапатисты рассказали о планах реструктуризации. Похоже, что основные изменения направлены на усиление значимости местного самоуправления и отказ от объединения по географическому принципу.
Новая структура сапатистского самоуправления
Первое – Основной базой, на которой поддерживается автономия и без которой не могут функционировать другие структуры, является местное автономное правительство, LAG [GAL – аббревиатура на испанском языке]. В каждой общине, где находятся опорные базы сапатистов, есть свой GAL. Сапатистские GAL являются ядром всей автономии. Автономные агенты и комиссары координируют их деятельность и подчиняются собранию города, ранчерии, общины, района, квартала, эхидо, колонии, или как там себя называет каждое население. Каждый GAL контролирует свои автономные организационные ресурсы (например, школы и клиники) и отношения с соседними городами-“побратимами”, не являющимися сапатистами. Он контролирует правильное использование средств, а также выявляет и сообщает о возможных ошибках, коррупции и бесхозяйственности. Она внимательно следит за теми, кто хочет выдать себя за сапатистские власти, чтобы попросить поддержки или помощи, которую они используют в своих интересах.
Таким образом, если раньше существовало несколько десятков MAREZ, то есть сапатистских повстанческих автономных муниципалитетов, то теперь их тысячи.
Второе – в соответствии со своими потребностями, проблемами и достижениями различные GAL объединяются в Коллективы сапатистских автономных правительств, ZAG [CGAZ – аббревиатура на испанском языке], и здесь проводятся обсуждения и заключаются соглашения по вопросам, интересующим созывающие их GAL. По своему усмотрению Коллектив автономных правительств созывает собрание представителей власти каждой общины. Здесь предлагаются, обсуждаются, утверждаются или отвергаются планы и потребности здравоохранения, образования, агроэкологии, юстиции, торговли. Координаторы каждой области находятся на уровне CGAZ. Они не являются органами власти. Их задача состоит в том, чтобы обеспечить выполнение работ, запрашиваемых GAL, которые считаются необходимыми для жизни сообщества, например, профилактическая медицина и кампании по вакцинации, кампании по борьбе с эндемическими заболеваниями, курсы и специализированное обучение (например, лабораторные техники, рентген, УЗИ, маммография и то, чему мы учимся в пути), повышение уровня грамотности и высшего образования, спортивные и культурные мероприятия, традиционные праздники и т.д. В каждом регионе или CGAZ есть свои директора, которые созывают собрания, если возникает срочная проблема или проблема, затрагивающая несколько сообществ.
Третье – Далее – Ассамблеи коллективов автономных правительств ZAPATISTA, ACZAG [ACGAZ – аббревиатура на испанском языке], которые раньше назывались зонами. Но они не имеют никаких полномочий и зависят от CGAZ. А CGAZ зависит от GAL. ACGAZ созывает зональные ассамблеи и председательствует на них, когда это необходимо, в соответствии с требованиями GAL и CGAZ. Они базируются в караколе, но перемещаются между регионами. Другими словами, они мобильны в зависимости от потребностей города.
Четвертое – Как будет видно на практике, командование и координация автономии переданы от JBG и MAREZ городам и общинам GAL. Города управляют зонами (ACGAZ) и регионами (CGAZ); они должны быть подотчетны городам и должны найти способ удовлетворить их потребности в здравоохранении, образовании, правосудии, продовольствии и те, которые возникают в результате чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, пандемиями, преступлениями, вторжениями, войнами и другими бедами, которые приносит капиталистическая система.
Пятое – Структура и диспозиция EZLN были реорганизованы таким образом, чтобы усилить защиту и безопасность городов и матери-Земли в случае агрессии, нападений, эпидемий, вторжения компаний, охотящихся на природу, частичной или полной военной оккупации, природных катастроф и ядерных войн. Мы подготовились к тому, чтобы наши города выжили, даже изолированные Шестоедруг от друга.
Шестое – Мы понимаем, что у вас могут возникнуть проблемы с усвоением этого. И что некоторое время вам будет трудно это понять. Нам потребовалось 10 лет, чтобы подумать над этим, и из этих 10 лет 3 года, чтобы подготовить это к практике.
Мы также понимаем, что вам кажется, что ваше мышление зашорено. Поэтому необходимо изменить свою оптику. Настоящий шаг можно понять, только глядя вдаль, назад и вперед.
Мы надеемся, что Вы понимаете, что это новая структура автономии, что мы только учимся и что потребуется некоторое время, чтобы все пошло как надо.
На самом деле, это заявление имеет лишь цель сказать вам, что автономия сапатистов продолжается и развивается, что мы считаем, что так будет лучше для городов, общин, местностей, кварталов, колоний, эхидос и ранчерий, где они живут, то есть для баз поддержки сапатистов. И что это было их решение, принятое с учетом их идей и предложений, их критики и самокритики.
Кроме того, как мы увидим, эта новая ступень автономии создана для того, чтобы противостоять худшим проявлениям гидры, ее позорному зверству и разрушительному безумию: их войнам, бизнесу и военным вторжениям.
Для нас не существует границ и далеких географий. Все, что происходит в любом уголке планеты, затрагивает, волнует, беспокоит и ранит нас. В меру своих минимальных сил мы поддержим человека, попавшего в беду, независимо от его цвета кожи, расы, национальности, веры, идеологии и языка. Пусть мы не знаем многих языков и не понимаем многих культур и укладов, но мы умеем понимать страдания, боль, печаль и гордую ярость, которую вызывает система.
Мы умеем читать и слушать сердца братьев. Мы будем и дальше стараться учиться у них, у их историй и их борьбы. Не только потому, что мы веками страдали от этого и знаем, каково это. Но, прежде всего, потому, что на протяжении 30 лет наша борьба была борьбой за жизнь.
Действительно, за эти годы мы совершили много ошибок. В ближайшие 120 лет мы, несомненно, совершим еще больше. Но мы НЕ сдадимся, НЕ изменим путь, НЕ продадимся. Мы будем постоянно критически оценивать нашу борьбу, ее время и пути.
Наши глаза, уши, головы и сердца всегда будут готовы учиться у других, которые, хотя и отличаются во многом, имеют те же проблемы и те же желания демократии, свободы и справедливости.
И мы всегда будем стремиться к лучшему для нашего народа и наших братских общин.
Поэтому мы – сапатисты.
Пока в любом уголке планеты есть хотя бы один мужчина, одна женщина, один сапатист “отроа”, мы будем сопротивляться, то есть бороться. Убедитесь в этом сами, друзья и враги и те. кто ни то и не другое.
На этом пока все.
Из гор мексиканского юго-востока.
Субкоманданте повстанцев Мойсес
Мексика, ноябрь 2023 года.
Таким образом, получается, в качестве ответа на все вызовы сапатисты видят совсем не сворачивание проекта, а укрепление самоуправления. Структура становится еще более горизонтальной.
Кажется, объединяться в Коллективы можно ситуативно и собирать общие Ассамблеи Коллективов тоже — нет привязки к конкретным географическим территориям (при прежней структуре она была весьма конкретной, а тут не упоминается). Уровни выше местного самоуправления не принимают решений, там работают функционеры, а не делегаты, не авторитетные/выдающиеся/инициативные личности, как раньше. Вся ответственность и решения исходят исключительно снизу.
В заключение – об улитках
Улитки (caracoles) – символ сапатистской системы самоуправления. Это небольшие поселения, расположенные в разных зонах, в которых Хунта Хорошего Правительства решает вопросы региона.
С 2003 года сапатисты каждый август собираются в «улитках», чтобы подвести итоги года. Собрание продолжается несколько дней. Днем выступают с докладами, показывают цифры, делятся результатами и терпеливо слушают друг друга от рассвета до заката. Вечером ужинают и танцуют на празднике, где выступают музыкальные коллективы из числа сапатистов.
В каждой улитке есть десяток пригодных для жилья домов, средняя школа, больница, спортивные площадки, склады и места для собраний. Раньше улиток было 5, теперь их 12. Вот те, что возникли первыми:
- Улитка Ла-Реалидад – «Мать морских улиток нашей мечты»
- Улитка Морелия – «Вихрь наших слов»
- Улитка Гарручи – «Сопротивление ради нового рассвета»
- Улитка «Роберто-Барриоса» – «Улитка, говорящая для всех»
- Улитка Овентик – «Сопротивление и бунтарство во имя человечества»
Субкоманданте Маркос писал 20 лет назад:
«Улитки станут чем-то наподобие дверей для входа в общины и для выхода общин в остальной мир; они будут неким подобием сигнала, который будет отправлять в даль наше слово и слышать слово того, кто находится далеко от нас. Но прежде всего их задача будет в том, чтобы напоминать нам о том, что мы должны постоянно бодрствовать и следить за тем, чтобы в мирах, населяющих мир, было все в порядке.»
Почему эти центры назвали улитками? Согласно древним легендам майя, улитка представляет собой вход в сердце и одновременно выход из него обратно в мир. Также улитка помогает уху услышать даже самое дальнее из слов: «чтобы слово шло от одного к другому и рождалось согласие».
Сапатисты всегда подчеркивали ценность слов, важность умения слушать и слышать друг друга во всех ситуациях – начиная от самоуправления и заканчивая общением с единомышленниками «снизу» на другом конце света.