Сегодня мы проснулись и посмотрели жизни в глаза. Вплоть до понедельника 14 октября все заслоняло наше бессилие. Бессилие, которое питалось нашими очевидно безуспешными попытками изменить хоть что-либо. До этого понедельника мы только жаловались. В автобусе, на рабочем месте, в школах, на семейных и дружеских встречах, в кварталах и автономных организациях, которые вырастали из-под земли в различных местах, несмотря на летаргию. Эта летаргия казалась характерной чертой людей в Чили. Но повседневные жалобы становились все громче и чаще. Люди жаловались на нехватку воды, которая угрожает нашему выживанию, на загрязнение в тех регионах, которые были принесены в жертву индустрии, что вызвало детскую смертность, на куцые пенсии, которые толкали наших дедушек и бабушек к самоубийству, на постоянный грабеж, которому мы вынуждены подвергаться, в форме платы за пользование дорогами и за проезд на общественном транспорте, на убогое общественное медицинское обеспечение, и на то, что ни у кого нет достаточно денег, чтобы продержаться на плаву до конца месяца. Эти крики-жалобы часто сопровождались безнадежностью. Мы уже почти не верили, что люди смогут проснуться, посмотреть в глаза реальности и восстать.
Борющиеся люди в Эквадоре стали источником вдохновения. Это, вместе с отвагой местных старшеклассников стало той искрой, которая разожгла ту боль, с какой мы ложимся спать каждую ночь. Мы живем в страхе, потому что не знаем, как сможем решить наши проблемы, как мы сможем продолжать, как сможем выжить. Наши тела с каждым днем все больнее, наш разум страдает все больше и больше, и мы отказываемся принимать те знаки, что он нам посылает. Кажется, что решение может быть лишь на индивидуальном уровне; мы погрязаем в индивидуальных терапиях и ищем эффекты плацебо. Перспектива нашего скорого и неслучайного вымирания придавливает нас вниз. Перед лицом нарастающего разрушения Земли самым простым решением кажется объявить все человечество единым нарывом и чумой, точно так как это изображают нам дистопические миры, изображаемые на экранах: Человечество по-любому обречено на гибель; перед лицом капитализма оно может только проиграть; и не капитализм, а все люди должны в равной мере нести вину за нынешний климатический кризис. Это попытка возложить на нас ответственность за нынешние беды.
Но в прошлый понедельник старшеклассники толпами вышли на улицы, что, конечно же, согрело наши сердца. Разыгрывались незнакомые сцены: самые разные люди, из самых разных поколений поддерживали бесчисленные акции, которые ставили под вопрос контроль и господствующий порядок и угрожали священной частной собственности. По всему городу можно было слышать гром протестов пустых кастрюль, и они, казалось, провозглашали, что ни социальный мир, ни длительное угасание не являются желательными вариантами.
Капиталистический класс и его союзник, буржуазная пресса, возмущены и сетуют на протесты. У них достаточно возможностей громким криком возвестить нам свое презрение, но мы сегодня решили их не слушать. Мы вступаем в бой с их ложью и с ответственностью, которую они несут за нашу украденную жизнь. Наш дух, наше тело, наша Земля, все подвергается уничтожению, они разграбляют всю нашу жизнь. Не забудем, что Чили – это общество с самыми большими психологическими проблемами во всей Латинской Америке. Но мы не готовы стоять с пустыми руками. Вместе мы сильны, и господствующий класс нам не нужен!
Все те же самые оппортунисты пытаются выдвигать коллективные требования, пытаются подавать петиции. Но реальность выглядит совершенно иначе. Это стихийное восстание, нет никакого списка требований, которые могли бы нас успокоить. У нас нет представителей. Ведь то, что нас убивает, – это вся совокупность жизни при капитализме.
В 16.30 сегодня мэр Карла Рубилар утверждала: “Что нужно людям, так это покой и мир”. При этом она заверяла, что никто не хочет препятствовать мирным протестам (которые не нарушают общественный порядок). До вчерашнего вечера протестующих называли преступниками, и протестам отказывалось в любой обоснованности. Теперь же все политические сектора, кажется, волшебным образом стали признавать глубинное недовольство. У нас годами втихую крали наше время. Господа в отчаянии, они знают, что мы не боимся; они прибегают к своему самому сильному оружию – армии, которая несколько десятилетий назад пыталась истребить целое поколение революционеров. Но люди остаются на улицах; они не хотят расходиться по домам. Мы не хотим вашего мира. Мы хотим жить. Жить по-настоящему!
Массовые обходы заграждений на входы в метро, начатое учащимися, были поддержаны даже самими работниками метро. 41 станция стала объектом акций демонстрантов, многие из них были полностью разрушены. Товарищи из других городов (Сан-Антонио, Консепсьона, Икике и т.д.) проявили солидарность. Бунт расширяется. И этот текст также должен способствовать тому, чтобы распространить волнение.
Рано утром было объявлено чрезвычайное положение. Свобода собраний и передвижения была ограничена; военные патрулируют улицы. Сегодня после полудня общественный транспорт в Сантьяго прекратил работу, с 17.00 остановятся пригородные поезда. Магазины сегодня закрыты и разгромлены; докеры присоединились к выступлениям; во многих общинах города отменены уроки в школах; полицейские участки и станции метро пылают. Через несколько минут после объявления комендантского часа, после долгого дня, стало ясно, что расхожий образ чилийцев как людей, исполненных страха, был выброшен прочь. Да, нас убивали, пытали, распространяли картинки нашего страдания, и, тем не менее, на нас же и возлагали вину за всеобщую нужду и весь этот ужас. Они пытались навязать нам свои правила, заткнуть нам рты. Но они не смогли справиться с нашим гневом.
Надеемся, что это только начало. Организуем сообщество борьбы, выйдем на улицы, чтобы построить баррикады, но также и для того, чтобы построить социальное здание, которое будет отвечать нашим потребностям. Обязательно необходимо укрепить наши организации, созывать чрезвычайные ассамблеи, чтобы мы смогли ясно понять, каковы текущие потребности борьбы и насколько мы к ним готовы. Хаосу капитализма мы должны противопоставить силу и организацию. Из пепла столицы должно восстать новое, иное сообщество.
Товарищи, мы должны видеть все ясно и не давать обольстить нас речами о мире. Мы должны с полной силой стремится к человеческой революции, к диктатуре человеческих потребностей, к уничтожению капитализма. Капитализм ничего не предлагает нам. Капитализм означает смерть. А сегодня вечером мы, наконец, зажигаем огонь жизни.
Радостный первый день нашей жизни.
Сантьяго-де-Чили, 20 октября 2019 г.