Когда российское государство начало агрессивную войну против соседней Украины, многие анархисты, и не только украинские, пошли добровольцами на фронт или в гражданские волонтерские организации, чтобы защитить жителей Украины и дать путинской армии отпор. Не потому, что Украина это царство равенства и справедливости, а просто потому, что российская империя, с ее полным отсутствием любых свобод, пытками и уголовными сроками за “нежелательный” комментарий в сети, бомбардировками мирных городов, убийствами и повальным мародерством – хуже. Потому что победа России в войне означала бы распространение кровавой путинской диктатуры и продолжение репрессий в странах-сателлитах, а ее военное поражение давало надежду на социальные революции и радикальные перемены.
При этом основой анархического мировоззрения всегда была добровольность военной службы, никого нельзя заставлять силой брать в руки оружие и идти убивать. Также анархисты считают, что никто не имеет права насильно удерживать человека на какой-либо территории. То, что эти принципы абсолютно несовместимы с российскими порядками -очевидно, но и в Украине люди оказываются заложниками действий политиков. Украинская анархическая группа Ассамблея анализирует ситуацию с отъездом мужчин из Украины.
Нардеп от “Слуги народа” Георгий Мазурашу инициировал законопроект № 8029 о разрешении выезда через гарантийный взнос на сумму 13 тыс. гривен в государственный банк и письменное обязательство “добровольно” пополнять этот счет по 2500 гривен за каждый месяц пребывания за рубежом во время военного положения. Иначе говоря – об изъятии в казну европейских социальных выплат для беженцев. Шериф из “Робин Гуда” наверняка бы одобрил, но еще вопрос, поддержат ли другие народные избранники направление в бюджет того, что сейчас идет в частные руки. В любом случае, вопрос о том, чтобы убрать вообще какие-либо поборы для пытающихся спастись от ракетного террора и повальной безработицы, никто в высоких кабинетах поднимать не намерен.
На данный момент вариантов выезда немного и они недешевы и опасны. Можно купить “белый билет” или направление на лечение за границей или фиктивно оформиться дальнобойщиком или волонтером в системе “Шлях”(стоимость от $1000-1500), а также возможен прямой подкуп погранцов. Эти схемы слишком широко известны, потому и контроль в этих сферах стал куда жестче.
Разрешение покидать страну морякам, введенное Кабмином под занавес лета после угроз тех перекрыть украинско-польскую границу, все равно оставляет решающее слово за территориальными центрами комплектования. “Договориться” с военкомом можно было и без этого постановления, а зачем ему выпускать кого-то за спасибо? Пришедший в ТЦК за таким согласованием без взятки рискует не только не получить его, но и отправиться в окопы. Поэтому, как говорит нам консультирующая по вопросам мобилизации адвокат Вера Тарасенко, ажиотажа среди моряков или готовых выдать себя за них не наблюдается, и о харьковчанах, пытавшихся выехать под таким предлогом, ничего не слышно.
Даже настоящим морским волкам, чтобы не потерять контракт, приходится выбираться за рубеж с помощью коррупции, еще и с риском для жизни, через зону боевых действий: “Выехал из Одессы на Запорожье. Там, через телеграм-чат, нашел перевозчика, который за 10 тысяч гривен взялся довезти до Чонгара. На КПП нужно быть готовым заплатить, особенно на нашем. Цена вопроса – до 1000 долларов. Добрался в Крым без приключений. Там сел на паром в Грузию, оттуда улетел в порт приписки. Да, путешествие не из простых. Многие не проезжают наше КПП, заворачивают. Слышал, что выбираются через Мелитополь и Мариуполь в РФ, дальше в Беларусь, а уже оттуда кто куда. Предлагали нелегально перебраться в Молдову, но отказался, так как если удачно все пройдет – это билет в один конец, а если поймают, то больше не выпустят”, – рассказывал столичным журналистам старпом Валерий Красневицкий. Большинство моряков ждут разрешения свободного выезда на работу. Хотя и обсуждают, что если ничего не решится, они пойдут на штурм границы.
15 ноября было опубликовано сообщение о новом митинге моряков в Одессе, в парке Шевченко. Они до сих пор не могут получить разрешение на работу за пределами Украины, несмотря на соответствующее постановление Кабмина. По словам представителя Украинского объединения моряков, представители военкомата вручали митингующим повестки и что это такая форма давления. В прошлый раз тоже было роздано около 30 повесток.
Когда треть Харьковщины была под российской оккупацией, у многих были мысли сбежать через линию фронта в сторону Белгорода и дальше в страны Балтии. Однако всё было на замке намертво: никаких сведений о том, что кому-то удалось проскочить в Белгородскую область из Харькова через его северные пригороды, у нас не имеется. Более того, незадолго до отступления рашистов выезд в РФ с этой территории был закрыт даже для проживающих там мужчин призывного возраста. Но вообще, о переправке военнообязанных из нашего региона в Европу через Россию кое-что известно: месяц назад СБУ и погранслужба накрыли одного из организаторов такой схемы и четырех его клиентов на пути к украинской государственной границе в Харьковской области. Цена вопроса была лишь 500 долларов – видимо, просто не делились с кем надо.
Отсюда востребованность южного маршрута: Запорожье – Мелитополь – Крым – РФ – другие страны. Там вилами по морю писано: в конце августа опера задержали в Запорожье двоих вымогателей, которые брали плату за быстрое и положительное рассмотрение заявок на выезд. Часть денег должны были передавать должностным лицам. За беспрепятственное пересечение линии разграничения получали от 500 до 1500 долларов с человека и от 700 долларов за авто. По месту жительства задержанных было изъято 69 900 баксов, 7650 евро, 50 тыс. гривен и списки клиентов. За пару недель назад до того в том же областном центре прошло громкое дело, связанное с коррупцией чиновников обладминистрации, мэрии и полиции: они организовали схему получения взяток за содействие в проезде через линию разграничения. После обысков такса за ускорение проезда выросла вдвое. Формирование гуманитарных колонн для гражданских лиц осуществляется в Запорожье на парковке у авторынка (ул. Ореховское шоссе, 36).
Стоит отметить, что ограничения на выезд из Украины осуществляются лишь на уровне подзаконных актов. «Запрета на выезд не существует, это беспредел и самодеятельность ГПСУ. Ни мобилизация, ни военное положение не дает права запретить выезд. Для этого нужно вносить правки в закон про порядок въезда и выезда граждан Украины. Статья 6 в помощь, там сказано, когда нельзя выпускать, и нет там ничего про ВП, мобилизацию и мужчин 18-60. Если не выпустили, нужно судиться. В любом суде ДПСУ проиграет, люди только не подают, а зря. Также советую почитать отчет ООН, которая заявила, что несуществующий запрет – это дискриминация мужчин: «УВКПЧ отмечает, что ни указ о военном положении, ни запрет на выезд, введенный Государственной пограничной службой, не содержат четкого обоснования его применения к большинству мужского населения страны». По поводу ст. 65 Конституции, там есть еще ст. 24 и ст. 27», – объясняет админ Telegram-канала “Вручают повестки. Харьков”. Перекладывать на правительство политическую ответственность за такие шаги позволяет п. 6 ч.1 ст. 8 ЗУ “О правовом режиме военного положения”, хотя и он не отменяет конституционные нормы.
“Ассамблея” провела анонимный опрос среди тех, кто не хочет воевать. Как можно видеть, ничего общего с желанием пресловутого “русского мира” это не имеет, скорее наоборот – официальная информповестка сама же так долго вещала всем, что у нас свободный рынок, “каждый сам за себя”, “никто никому ничего не должен” и так далее. И это никак не противоречит данным о 97% доверяющих ВСУ или 72% гордящихся украинским гражданством. Чемоданному настроению способствует тот же стадный инстинкт, что включается при участии в таких соцопросах: мол, сосед уехал и постит радостные фотки из-за границы, а я чем хуже?
“У всех разные в жизни приоритеты, кому-то нормально сдохнуть за Зеленского или еще за кого-то там, а кому-то не норм. Если бы была возможность уехать – уехали бы. Возможностей нет, по крайней мере законных. Не для всех страна – это главное в жизни, мы же не в совке живем, где пропаганда пронизывала всё вокруг, сейчас эра космополитизма – сегодня тут, завтра там. Человек всегда ищет где лучше, это нормально, и все эти “ты мужчина, значит должен или обязан” – это всё перекочевало к нам из сравнительно недавнего советского прошлого. Мы ж вроде декоммунизируемся? А то мы что-то больно похожи с Рашкой в своих призывах, это там было “вставай страна огромная”, и тут тот же принцип будем соблюдать? Как же тогда “геть вiд Москви”? Мне трудно себе представить, чтобы в условной Италии или Испании людям бы закрыли границы и заставляли их воевать силой в 21 веке. А мы ж вроде на словах стремимся туда или нэ?”
“Люди выбирают самое лучшее решение в сложившейся ситуации. На хрена им защищать то, что им не принадлежит? Власть 30 лет шарила по их карманам, выдаивая для себя дворцы и яхты за бугром. Вот пущай сама элитка теперь и защищает нажитое непосильным трудом, а рабочий люд на это посмотрит из безопасной заграницы. Если господствующий класс себя защищать не хочет, даже детей своих не отправит на фронт, то с какой стати эксплуатируемый класс должен воевать? Покажите мне какого-нибудь олигарха (пофиг, российского или украинского), который продал свое имущество, вооружил себя и батальон своей охраны и теперь на передке лично жжет танки. Все ж должны быть едины! Есть такие? Чо-та нет… Может, в связи с войной отменили коммуналку? Все ж должны быть едины! Опять нет такого. Так что ж это такое получается? Все едины, но олигархи продолжают доить быдло, а быдло за них еще на смерть должно идти? А не пошли бы они, такие единые, на хрен?”
“Когда за спиной семья и гремят взрывы – нужно брать семью в охапку и линять куда подальше. Потому как кроме тебя самого твоя семья нахрен никому не нужна. И если тебя прикастрюлят – кроме копеечной подачки от хозяев жизни они не получат ничего. Даже если ты останешься жив, но в некомплектном виде – как твоя семья будет жить? Какие нынче пособия по инвалидности? А сколько стоит еда в магазине? Вот вам и ответ”.
“Защищать нужно что-то, а большинству из простого народа нечего терять, кроме собственных цепей и собственной жизни. Где эти все толсторылые, терема которых грабят и разрушают орки? Разбежались как крысы с тонущего корабля. А нищета сидит на жопе ровно и тихо, потому что для бедных границы закрыты крепко и надолго. Сейчас многие выродки возомнили себя вершителями судеб людских. Одни закрывают границы, другие устанавливают цену за свободу выбора, третьи вообще хотят, чтобы ты сгинул, как будто тебя и не было. Мы в каком веке живём? В рабовладельческом? В феодальном? Помните, как Зе обращался к своим гражданам? “Вільний народе, вільної країни”. Всё! Больше не обращается так. Потому что превратил всех мужчин в рабов. Не можешь ты или не хочешь воевать, им похрен. А как ты выживешь в разрушенном городе под ежедневными обстрелами – это твои проблемы”.
“Кому нужна такая недоразвитая страна, как Украина, тот пусть за неё и воюет, а мы в нормальных странах жить хотим, в защищённости армии НАТО и страны, которая не просрала ядерное оружие, в которой не нужна мобилизация, потому что у неё лучшая в мире армия, состоящая из профессионалов и передового вооружения.
И да, мы мужчины и наша задача, наш долг… в первую очередь – защищать свою семью, а не землю и деньги олигархов, а чтобы защитить – вывезем её туда, где за счёт налогоплательщиков страну и армию делают, а не карманы набивают. А дом можно и новый построить, это просто стройматериал, его можно построить в любой точке мира и он не стоит того, чтобы рисковать жизнью своей и своей семьи”.
“Когда распродавали всё, начиная от ВПК и заканчивая землёй, со мной никто не делился, а сегодня вдруг вспомнили про “долг Родине”. Какая мотивация должна быть у меня, чтобы я пошёл умирать? Земли у меня нет, заводов-фабрик тоже. Вот кому это всё принадлежит – они воевать не пойдут, и дети их воевать тоже не пойдут, и дети министров и депутатов тоже, сцуко, все поголовно моряки…”
“Спортсмены живут с налогов и могут ездить. Госслужащие также могут ехать в отпуск. Получается, я работаю, плачу налоги, жду мобилизации, ничего от государства материально не получаю, в итоге обеспечиваю возможности жить другим. Я не хочу ехать с Украины, и моя семья также. Но я хочу иметь такую возможность, и не для пособий в Германии. Не купить её взяткой, а честно, так бы-то давно свалил. С каждым месяцем мое разочарование растёт, перестал донатить. За державу обидно ппц”.
“Если у нас в стране закрыты границы, должны быть созданы рабочие места, чтобы занять то население, которое работало за границей, а у нас получается, что больше миллиона человек занято в сфере оборонки, а остальные должны жить на одной идее и вере в светлое будущее. Давайте уже определимся – мы за демократию или создаём свой собственный совок? Крыша уже просто едет. Ведь само понятие “долг родине” пошло от советской власти, а мы как бы пытаемся построить свое общество, мотивация и логика странная, ещё есть такое как вторая родина, и мне бы хотелось, если мы все-таки воюем за свободу, чтобы человек был вправе выбирать место, которое он может назвать своим домом. И можете меня называть кем угодно, но у человека должно быть право выбора своего места в этом мире, а не принадлежать определенному прапору лишь потому, что он родился под ним. Грустно осознавать, что наша власть ничем не отличается от властей КНДР. Прошу прощения у патриотов”.
“Тут все просто, один вопрос – за что мы воюем? Один пример, очень быстро: коллега 24 февраля уже проснулся и оказался в оккупации в Циркунах, сидел две недели в подвале дома, выехать в Харьков не было возможности, вырвался через Россию, без ничего, только Дия. В России до границы с Прибалтикой, там пустили не с первого раза, но пустили, оттуда в Польшу, поближе к родной Украине, купил ноут, вышел на удаленку, снял квартиру, работал! И тут клич у нас: все, кто из мужчин за границей – либо возвращаетесь в Украину, либо увольнение! Он хороший перспективный специалист, подумал и выбрал эмигрировать в Канаду! Все документы ему родители подвезли! К чему я это? Люди не хотят диктатуры, люди воюют, чтоб у народа был выбор. Вы думаете, уезжать, бросать всё – это нормально? Начинать в 40 лет с нуля кто не станет – будет до последнего, кто-то уедет! Нужен выбор, и не нужно кого-то упрекать за этот выбор!”
Не только Управление Верховного комиссара ООН по правам человека, но и редакция “Ассамблеи” не раз писала, что данная мера в духе Туркменистана, Северной Кореи или белобандитских “республик” Донбасса не вызвана никакой военной необходимостью, являясь сугубо кормушкой для господ при погонах. Возрождению посреди Европы в 21-м веке старой-доброй традиции получения вольной за выкуп в пользу барина не стоит особо удивляться. Если бы никто не башлял военкомам и пограничникам, смысл подобных ограничений отпал бы сам собой. Пока же сохраняется платежеспособный спрос на услуги, для власть имущих это будет куда важнее, чем даже тот факт, что заробитчане являются крупнейшим инвестором в украинскую экономику и могли бы напрямую жертвовать на армию из своих доходов в валюте. На то, сколько семей погибнет под ракетами ботоксного карлика из-за нежелания или невозможности бросить друг друга, всем плевать тем подавно. Даже эвакуацию населения с Северной Салтовки, Пятихаток и Горизонта в самые кровавые для них недели вынесли на своих плечах волонтеры: Терехов объявил её только 21 апреля, когда эти районы и так уже почти обезлюдели.
И негоже нерадивым холопам донимать царский двор всякими там челобитными – пусть еще скажут спасибо, что их пока не секут за такую дерзость на конюшне.
В заключение – фрагмент из заявления польских синдикалистов
Классовая война в этих странах бушевала задолго до вторжения и, вероятно, будет продолжаться после. Не нам судить тех, кто остался сражаться, чувствуя необходимость в этом и видя в этом смысл. Но по какому закону это навязывается людям, которые отказываются участвовать? За какую независимость может бороться человек, поневоле оказавшийся в армии? Эта позиция – не единичный голос, десятки тысяч людей в Украине подписали петиции с призывом открыть границы, еще десятки тысяч собрались у каналов, сообщающих о рейдах. Невозможно оценить, сколько еще людей разделяют подобные взгляды.
Власти, игнорируя их требования, лишают их самого основного права на самоопределение, права решать вопросы собственной жизни и смерти. Эта дилемма не волнует буржуазию, потому что богатые граждане Украины могут покинуть страну, заплатив выкуп на границе. Свидетельствам этих людей нет места в СМИ, контролируемых националистическими и милитаристскими нарративами, прямо из голливудских фильмов, в которых Зеленский – капитан Украина, герой, лично вступающий в конфликт с суперзлодеем Путиным, а русские и украинцы – однородная масса безликих пешек.
И все же каждый из этих людей, против своей воли удерживаемых государством, является заложником репрессивного режима, человеком из плоти и крови, как вы и я. Путин, несомненно, суперзлодей, но в этой истории нет супергероев, и только прогосударственный нарратив принимается под видом предоставления голоса жертвам. Организация уличных акций криминализирована, а подписанные петиции, которые в настоящее время являются единственным законным способом передать общественное настроение властей, игнорируются. Пока украинские власти будут удерживать людей против их воли, они будут нести ответственность за погибших и искалеченных людей.
из заявления zsp