В конце января 2018 года работники ФСБ задержали в Санкт-Петербурге нескольких анархистов. Их обвинили в том, что они участвовали в деятельности террористической организации. В суде, где решался вопрос об их аресте, представители спецслужбы говорили о том, что анархисты входили в некую организацию «Сеть», о которой до сих пор ничего не было известно.
Republic удалось ознакомиться с уголовным делом. Из документов следует, что «Сеть» объединяла ячейки в Москве, Санкт-Петербурге и Пензе. Кроме того, отделение группы есть в Белоруссии. Члены «Сети», как утверждают в ФСБ, фактически планировали революцию: они собирались «раскачать народные массы», устроить взрывы во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу, а также поднять вооруженный мятеж. Неизвестно, насколько этой версии можно доверять: большинство фигурантов заявили, что дали показания под пытками.
В последние несколько месяцев аресты по таким обвинениям стали новым трендом в работе ФСБ: сначала в поле зрения спецслужбы попали сторонники политика Вячеслава Мальцева, собиравшегося устроить 5 ноября чуть ли не переворот, а после этого началась активная разработка членов «Сети». Собеседник Republic, знакомый с расследованием обоих уголовных дел, говорит, что речь идет о двух тенденциях: с одной стороны, в стране появилось новое поколение «народовольцев»; с другой, ФСБ демонстрирует свою значимость в преддверии президентских выборов, выявляя очередную «межрегиональную группировку».
«5.11»
«Сеть», по версии ФСБ, существовала с 2014 года. Ее создателем следствие называет жителя Пензы Дмитрия Пчелинцева. Первоначально в объединение вошли люди, с которыми Пчелинцев познакомился на концертах музыкальных групп. Хотя сейчас уголовное дело расследуется по статье «организация террористического сообщества и участие в нем» (ст. 205.4 УК), в спецслужбе полагают, что в деятельности «Сети» есть признаки таких преступлений, как «насильственный захват власти» и «вооруженный мятеж» (ст. 278, 279 УК). Члены группировки с помощью терактов планировали «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране» – в качестве жертв были намечены сотрудники силовых структур и главы местных администраций.
Пензенские анархисты, по данным «ОВД-Инфо», были задержаны еще в октябре-ноябре 2017 года, большинство из них дали показания, которые и легли в основу обвинения. Из материалов дела следует, что у каждого из членов для конспирации было прозвище, связь друг с другом они поддерживали с помощью протокола Jabber (он известен тем, что обеспечивает высокую степень анонимности, не требуя, например, привязки к номеру мобильного телефона) и использовали TOR.
С конца 2015 года у каждого из членов «Сети» была своя должность и роль: Пчелинцев был лидером и идеологом; его заместитель по кличке «Рыжий» был разведчиком, занимался поиском информации об объектах, которые планировалось уничтожить, и вербовал новых членов; Арман Сагынбаев (прозвище «Андрей-Безопасность») – инженер-сапер, он должен был изготавливать и закладывать взрывчатку; Илья Шакурский («Спайк») – тактик, он обучал остальных членов особенностям ведения боя; Андрей Чернов («Близнец») – связист, обеспечивавший коммуникацию между соратниками; Егор Зорин («Гриша») – стрелок, «при наступлении военного положения участвует в боестолкновениях с силовиками»; «Борис» – еще один координатор и идеолог. Самому младшему из них 21 год, самому старшему – 27 лет.
«Марсово поле» и «Иордан-СПб»
Летом 2016 года, как указано в материалах дела, в состав «Сети» вошли еще несколько организаций. В результате сформировалось четыре российских ячейки. Пензенская получила название «5.11» или «Восход». По другим показаниям, «Восходом» называли подразделение внутри «5.11» из трех человек: Шакурского, Зорина и Василия Куксова («Кокс»). Московская ячейка называется «МСК», петербургские – «Марсово поле» и «Иордан-СПб». Кроме того, по данным ФСБ, подразделение «Сети» есть и в Белоруссии, его члены принимали участие в съездах. Хотя ячейки были во многом самостоятельны, фактическое руководство осуществлялось из Пензы.
Справка
Неизвестно, связана ли группировка «5.11» с «Артподготовкой» Вячеслава Мальцева, которая в октябре была признана экстремистской организацией. Однако именно на 5 ноября сторонники Мальцева планировали революцию в России.
Сам политик в преддверии акции покинул страну, опасаясь уголовного преследования, а правоохранительные органы провели серию обысков и задержаний. В результате были возбуждены дела о терроризме и массовых беспорядках. По версии следствия, Мальцев поручил своим сподвижникам устроить взрывы и поджечь сено, которое осталось на Манежной площади после ярмарки «Золотая осень 2017 года». Кроме того, активисты собирались разбить палаточный лагерь в столичном парке Зарядье.
Точный состав отделений известен не до конца, показания фигурантов по некоторым участникам расходятся. Однако, сравнив допросы, можно сделать вывод, что в «Марсово поле» входили до шести человек, в том числе анархист Виктор Филинков, в «Иордан-СПб» – семь человек, включая анархиста Игоря Шишкина, а в московское отделение – от двух до четырех человек. Всех их ФСБ считает анархистами.
Шишкин и Филинков были арестованы в конце января. В деле есть подробные описания каждого из них. Например, про Шишкина говорится, что он сторонник радикальной идеологии и организатор массовых мероприятий «Не сдавайся!» и «Черный Петроград»; выступал как создатель анархических сообществ «Автономное действие» и «Вегетарианская сила»; неоднократно привлекался к административной ответственности за нарушения на митингах, попадал в поле зрения правоохранительных органов Петербурга и Киева: его обвиняли в грабеже и в нанесении тяжких телесных повреждений соответственно.
За Филинковым было установлено наружное наблюдение. Оно, в частности, зафиксировало встречу 24 декабря 2017 года в «Макдоналдсе»: антифашист вместе с ещё двумя товарищами обсуждал политику, тренировки в лесу, методы выявления наблюдения и криптовалюты. Про всех остальных анархистов ФСБ знает либо их настоящие имена, либо как они выглядят и где работают.
«Черный террор»
Процесс объединения «Сети» описан со слов фигурантов. Так, по показаниям Шишкина, петербургские организации возникли как минимум весной 2016 года: молодые юноши и девушки дважды в месяц собирались и тренировались на территории страйкбольного полигона в Ольгино, отрабатывали обращение с оружием и оказание медицинской помощи.
Летом того же года из Пензы приехали представители «Сети», которые презентовали «свод» – план по развитию организации. «В ходе этой встречи товарищи из Пензы призывали нас к активному применению насилия в отношении представителей органов государственной власти, к так называемому “черному террору”. Согласно их убеждениям, в случае наступления дня “Ч” – события, которое может спровоцировать массовые беспорядки, необходимо с применением оружия и взрывчатки уничтожить глав местных администраций, руководство политической партии “Единая Россия”, начальников подразделений органов внутренних дел», – говорится в показаниях Шишкина. Его допрос продолжался целые сутки – с трех часов ночи 26 января до трех ночи 27 января.
Съезды «Сети» проходили несколько раз. Первый – в июле или августе 2016 года в Московской области, анархисты отрабатывали захват поста ДПС, дискутировали о преимуществах анархического строя и необходимости скорейшего свержения действующей политической верхушки. Второй прошел в декабре 2016 года – январе 2017 года на даче в поселке Саперное Ленинградской области. Распорядок дня был такой же: утром тренировки, вечером дискуссии. Третий съезд состоялся в феврале 2017 года. К тому моменту состав немного изменился: Шишкин решил выйти из организации, поскольку перестал разделять методы своих соратников. Как следует из материалов дела, участники собрания тогда обсуждали направления борьбы за создание анархистской системы. Члены петербургских отделений якобы говорили о том, что нужно уже сейчас переходить к активным радикальным действиям, чтобы «раскачать народные массы перед выборами президента».
Секретный свидетель
Из материалов нельзя сделать вывод, насколько в действительности были серьезны намерения членов «Сети»: в основном они ограничивались лишь разговорами и тренировками. При этом Сагынбаев признался, что нашел на сайте «Авито.ру» и купил 15 килограмм алюминиевой пудры для изготовления взрывчатки. В ходе обыска у него дома обнаружили 15-литровое ведро: на треть оно было заполнено алюминиевой пудрой, еще там были 4 килограмма аммиачной селитры, два будильника и различные радиодетали, «пригодные для изготовления предохранительно-исполнительного механизма взрывного устройства». Остальные компоненты он якобы отдал члену одной из петербургских групп. Кроме того, в деле со ссылкой на оперативную информацию говорится, что члены ячеек приобрели боеприпасы и складной укороченный автомат Калашникова. Неизвестно, было ли обнаружено это оружие.
Еще одно доказательство вины, которое сотрудники ФСБ представили в суд, – это протокол допроса секретного свидетеля под псевдонимом «Кира Татаринова». 27 января она рассказала, что от Шишкина слышала о существовании в Санкт-Петербурге тайной организации, которая хочет сменить политической строй на анархический. «Суть его мировоззрений заключалась в том, что необходимо уничтожить государство как институт и что общественные отношения должны регулироваться путем общественных собраний», – написано в показаниях Татариновой. Она добавила, что знакома с Шишкиным с 2013 года, но дружить они перестали в 2014 году и лишь периодически виделись на акциях. После лета 2015 года они ни разу не встречались. Другой информации в допросе нет.
«Это ад»
Основная часть обвинения по делу анархистов сейчас строится на показаниях пензенских фигурантов. Однако они заявили о жестоком обращении и о том, что в ходе обысков им подбросили оружие. Пчелинцев рассказывал своей жене Ангелине, что ему давали транквилизаторы и пытали каждый день, «вешали вниз головой, подключали ток к разным частям тела»: «Я боюсь, что у меня не выдержит сердце, и я не выйду отсюда живым. Это ад».
Защита настаивает, что обвиняемые вместе лишь занимались страйкболом. «На суде даже нельзя сказать, что они планировали такого-то числа сделать вот это. Это нельзя сказать, потому что они вообще ничего не планировали. Все, что они делали, – это учились оказывать медицинскую помощь в полевых условиях, выживать в лесу, это незаконно?» – сказала Ангелина Пчелинцева «ОВД-Инфо».
О пытках говорили и анархисты, которых в конце января задержали в Петербурге. Так, члены общественной наблюдательной комиссии обнаружили на теле Филинкова следы ожогов от электрошока и гематомы. Как писала «Медиазона», Филинков отмечал, что сотрудники ФСБ задержали его в аэропорту «Пулково» и пытали в лесу. «Они требовали от Филинкова дать признательные показания, а, добившись согласия, – точности формулировок, которые его заставляли выучить», – подчеркивается в акте ОНК. Об избиении говорил и свидетель по делу Илья Капустин: «Они били меня током из электрошокера в район паха или сбоку от живота. Били током, чтобы я сказал, что тот или иной мой знакомый собирается устроить что-то опасное».
Игорь Шишкин пока не заявлял о пытках, но перед судом, по итогам которого анархиста отправили в СИЗО, его друг заметил, что Шишкин избит. При этом в деле есть объяснение, которое Шишкин написал вскоре после задержания на имя начальника управления ФСБ по Санкт-Петербургу Александра Родионова. В документе указано, что все имеющиеся повреждения анархист получил, занимаясь смешанными единоборствами в клубе «Versus». Уже после того, как в деле появился этот лист, юношу отправили на медицинское освидетельствование. Врачи диагностировали у него перелом нижней стенки глазницы, многочисленные гематомы и ссадины.