По сообщениям из СМИ в Киеве сотрудниками СБУ был задержан бывший политзаключенный, анархист Александр Францкевич и депортирован в Беларусь. Задержать Александра было не трудно он сам пришел в офис Центральной миграционной службы за свидетельством о продлении на год вида на жительство, однако на выходе из офиса Францкевич был задержан СБУ. Францкевич рассказал о своём задержании журналистам и поделился своими намерениями призвать к ответу – Украину через Европейский суд по правам человека. Анархия Сегодня не считает это действенным и эффективным методом воздействия на государство и их силовиков. Добровольное хождение в суд с целью наказать и призвать к ответу государство противоречит понятию прямого анархического действия и непосредственной борьбы с судебной системой.
Рассказ Александра Францкевича о его депортации из Украины
На минском вокзале, куда он приехал из Гомеля, Францкевич сообщил, что 18 июня 2019 года в 17 часов он пришел в офис Центральной миграционной службы за свидетельством о продлении на год вида на жительство:
«Сотрудница архива выдала документ, я расписался, а на выходе меня задержали. Сказали, что сотрудники СБУ, но фамилий не назвали. Показали мне документ – «Решение на принудительную депортацию», согласно которому на 3 года меня выдворяют из Украины за то, что моя деятельность якобы «противоречит интересам обеспечения национальной безопасности Украины».
По словам Францкевича, его затолкали в автомобиль и увезли к белорусской границе.
«По дороге меня по меньшей мере трижды били: за то, что упирался, не хотел с ними идти, за то, что отказался разблокировать телефон. Этот телефон в итоге просто забрали и на границе мне не вернули. Уже ночью привезли к белорусской границы, неподалеку от места, где сходятся три страны, сняли наручники, отдали паспорт и сказали идти в Беларусь», – говорит Францкевич.
Белорусские пограничники проверили его паспорт и впустили в страну, а милиционеры довезли до железнодорожной станции.
Из вещей у Александра Францкевича лишь небольшой кошелек на поясе, в котором паспорт, решение о депортации и 50 долларов.
«Как будто предвидел что-то, захватил с собой. Так бы совсем был без денег», – разводит руками Александр.
Он говорит, что сотрудники СБУ нарушили закон Украины, когда так принудительно и быстро привезли его до предела.
«Дело в том, что я им заявил: собираюсь подать заявление на убежище как беженец. В таком случае меня должны были привезти в полицию, где я бы написал соответствующее заявление, у меня бы забрали паспорт, выдали справку, а там бы дальнейшую мою судьбу решал суд. Но так не сделали, а на мои протесты ответили кулаками. Били ощутимо, еще делали приемы удушения. Короче, как наш ОМОН».
Александр не исключает «наводки», что его могли выслать по заказу белорусских спецслужб.
«Мне через “телеграмм” приходили из Беларуси угрозы, что скоро выдворят на родину. При этом и сами сотрудники СБУ говорили, что я связан с украинским анархистами, что кому-то предоставлял ночлег. И что, разве приютить человека на ночь – это запрещено? Но точная причина мне неизвестна, считаю, что это выдворение несоразмерно моим поступкам. Да, я остался во взглядах анархистом, но ни в каких незаконных делах не участвовал. Также я не принимал участия в боях на Донбассе», – говорит Александр Францкевич.
Бывший белорусский политзаключенный сказал, что попытается оспорить свою депортацию в Европейском суде прав человека.
«То, что Беларусь не член Совета Европы, в моем деле не имеет значения, так как ответчик – Украина, а она подписала все соответствующие документы и должен отвечать за такое беззаконие», – полагает Францкевич.
При этом Александр Францкевич не думает, что попал под депортацию в связи с внутренней политикой нового президента Украины Зеленского.
Чем будет заниматься в Беларуси, Александр пока не знает.
«Я программист, моя работа связана с компьютерами, но если бесконечно проводят обыски, как было здесь, и арестовывают технику, то работать невозможно. Поэтому не знаю, где окажусь в итоге. Пока еду к маме в Новополоцк», – сказал Александр Францкевич.
Из Минска в Новополоцк бывший политзаключенный без проблем выехал на маршрутке. На минском вокзале сотрудники милиции к нему не подходили.