Новости

Франция: новые антиполицейские протесты


Четыре ночи подряд не утихали бурные протесты против полицейского террора в городе Нанте на западе Франции. 3 июля 2018 года, полиция застрелила там 22-летнего Абубакара Фофана. Молодой водитель машины был убит выстрелом в голову, когда отказался остановиться для контроля. Убивший его полицейский заявил позднее, что выстрел стал результатом “несчастного случая”.

Очередной акт полицейского произвола вызвал новый всплеск ненависти молодежи к французской полиции, который и так уже не утихает годами и каждый раз находит новый повод для того, чтобы прорваться наружу. Помимо мирной демонстрации протеста с участием 1000 человек, вспыхивали бурные столкновения между молодежью и полицией. За 4 ночи волнений протестующие сожгли более 50 автомобилей (в том числе, машину мэра города), поджигали здания школ, полицейский участок и административные здания. Кроме того, в Гарж-ле-Гонесс к северу от Парижа (пригороде, уроженцем которого был Абубакар) протестующие поджигали мусорные контейнеры и напали на полицейскую машину.

Молодежь Нанта забрасывала полицейских зажигательными бомбами, полиция применяла слезоточивый газ, чтобы разогнать собравшихся.

СМИ напоминают о том, что жители бедных пригородов французских городов постоянно обвиняют полицию в жестокости и злоупотреблении огнестрельныцм оружием.

Тени на стенах

Вечер 3 июля. Нант, неблагополучный район Брейль. Около 20:30 патрульные из экипажа CRS попросили предъявить документы 22-летнего водителя, который вместо этого тронулся с места и задел одного из них по колену. Его напарник открыл огонь. Находившийся за рулем получил смертельное ранение, от которого скончался по прибытии в больницу. “Он отказался повиноваться”, – объясняют полицейские. На предыдущей неделе в этом же районе по ошибке ранили 13-летнюю девочку, закрывавшую ставни.

Абубакар Фофана подозревался в грабеже и участии в организованной банде; в июне прошлого года был выдан ордер на его арест. Полиция уверяет, что ее сотрудники действовали в рамках необходимой самообороны, к тому же опасный маневр якобы был совершен поблизости от детей (хотя последнее не подтвердилось показаниями свидетелей и собранными прокуратурой материалами). Позже убийца заявит, что выстрелил в результате “несчастного случая”. Его возьмут под стражу за “преднамеренный акт насилия со стороны наделенного властью лица, который привел к смерти”, но сразу отпустят под судебный надзор. “Абубакар был убит ни за что, как собака”, – скажет друг погибшего.

Услышав шум, соседи немедленно предупредили окрестные районы, что что-то случилось. Месть в трех кварталах города не заставила себя долго ждать. Группа молодежи бросает коктейли Молотова в находившиеся неподалеку фургоны CRS. Три машины вспыхнули, копы распыляют слезоточивый газ. Попытались вмешаться и матери, которые стали просить своих сыновей успокоиться и разойтись. Но куда там!

В течение вечера вторника в Брейле прозвучало несколько взрывов, в огне был дом ассоциаций. Другие народные, или “чувствительные” кварталы – Малакоф и Дервальер. В последнем из них пламя охватило ратушу вместе с находившимся в том же здании домом правосудия и закона. Около 3 часов утра среды еще тушили пожар. Лишь незадолго до того ситуация в этих трех районах улеглась. Несмотря на мобилизацию почти 200 полицаев, арестов не было. Пострадали в ту ночь и два их логова: на стене участка Шантеней написали большими буквами “Убийцы”, а в участке Бюжор загорелся главный вход. Пламя опалило металлическую занавеску и часть фасада.

11 человек повязали вечером в среду, большинство – в Брейле. Среди них оказалось четверо несовершеннолетних и четверо с закрытыми лицами. Их обвинили в том, что они попали той ночью из огнестрельного оружия калибра .22 Long Rifle прямо в шлем одному из копов, но тот не пострадал. Снова много горящего мусора и транспортных средств – от Брейля до Малакофа и от Бельвю до Девальера, но и в квартале Шантеней тоже собралось много народу. Там горели машины и прозвучали три взрыва. Доступ в Девальер блокировали свыше десятка полицейских грузовиков, однако около 0:30 три десятка ребят, у некоторых из которых были железные прутья, разбомбили всё, что уцелело от пожаров накануне. Примерно в 1:30 ситуация вроде улеглась, но поблизости полыхало от коктейлей Молотова. Автостоянка супермаркета “Aldi”, рядом с пострадавшими во вторник магазинами, таки тоже дождалась своей очереди. Десятки машин больше не выехали с нее, общий урожай по ним за ночь – около 60-ти. Угодила зажигательная смесь и на крышу полицейского авто во дворе участка Сен-Эрблан, нанеся ему повреждения. Перед почтовым отделением в Бельвю пылал мусор, а его фасад стал мишенью для снарядов. Землю перед ним усыпали осколки бутылок. Жарко горел молодежный центр “Maison des Haubans”. Немного досталось от огня и центру досуга в Больё. В квартале Плейсанс, что в Орво, летели камни в пожарных…

Во второй половине четверга родные Абу собрали народ на “белый марш” в память о нем, попросив, чтобы всё было тихо. Мирная демонстрация от места его гибели собрала тысячу человек. Но что толку? “Мы не можем себя выразить иначе, как через насилие”, – заявил журналюгам один из жителей Брейля. Ночью на пятницу гулянья переместились. Значительно стихнув в Брейле, Малакофе, Дервальере или Бельвю, беспорядки накрыли Ла-Боттье и северный Нант. На протяжении этой ночи погибли в огне 52 автомобиля и были повреждены пламенем 7 зданий. Так, у профессионального лицея Леонардо да Винчи в Ла-Боттье почернел от копоти фасад, подожженную автозаправку в том же районе успели залить пеной пожарные, полностью сгорел пивной бар в торговом центре “Doulon-Bottière”, а также компьютерный магазин; в Бельвю целями стали пристройка мэрии и Дом гражданина. Около 22:45 в районе Шантеней подожгли личную машину нантского мэра Джоанны Ролан от Социалистической партии. Как и накануне, прилетел горячительный коктейль в микроавтобус во дворе полицейского участка. Уничтожен огнем дом квартала в Малакофе, включая библиотеку игрушек, тамошнее же почтовое отделение повреждено. Другие пострадавшие от огня за эти три ночи объекты – медицинский кабинет в Брейле, подземная парковка, центр занятости, опять же магазины и т.д. Число автомобилей, ушедших с дымом в разных районах агломерации Нанта, с начала вторника превысило две сотни. Задержаны в ночь на пятницу были четверо, в том числе 14-летний пацан с канистрой бензина и фитилями. Он был отправлен под стражу. Однако обошлось без раненых.

В ночь на субботу впервые не было зафиксировано гибели построек и коммерческих точек. Лишь в Брейле начало гореть здание социального арендодателя “Nantes Habitat”, но подкоптился лишь ролет. По мятежным районам массово развернулись оккупационные силы, в Брейле и Бельвю в них летела зажигательная смесь, на которую отвечали слезоточивым газом. 32 или 35 сгоревших авто. С ночи пятницы власти региона запретили продажу горючего и фейерверков. Несмотря на заряды вроде “Сложите оружие, банда убийц” или “Вам будет страшно в своих домах”, группы бунтовщиков и CRS всю ночь наблюдали друг за другом, однако в противостояние не вступали. В течение ночи напряженность постепенно утихла, задержанных не было.

Но и на шестую ночь нашлась работа для пожарных – спорадично горящие автомобили в Дервальере и северных кварталах. Это было лишь к концу ночи, до 4 утра всё было тихо. А предыдущей ночкой, т.е. на 8 июля, молодое поколение атаковало машины и уличную мебель в коммуне Туаре-Сюр-Луар на окраине Нанта. Спустя несколько дней были задержаны по записям с видеонаблюдения трое парней 15-16 лет, пояснивших, что хотели воспроизвести действия своих соседей. Они были обвинены в поджоге трех автомобилей, разрушении видеокамер и мусорных баков (13-го уже предстали перед судьей и получили судебный надзор, под которым один из них уже находился). В целом же, за пятую ночь волнений пламя сожрало 18 машин, три из которых были перевернуты, но без поврежденных зданий. Повязанных копами нет. Не успело еще стемнеть 8 июля, как в Брейле и в Дервальере были замечены группы молодых людей, сшибающие столбы с видеокамерами. Процедура проста: подкатили на мотоцикле и резанули болгаркой, затем отправили технологические глаза в костер. В ночь на 10 июля, хотя и никто не был арестован, а ни одно здание не было тронуто, 8 поджогов по кварталам Нанта унесли жизни 13 единиц автотранспорта.

Кроме того, в парижском пригороде Гарж-ле-Гонесс вечером 4 июля тоже зажгли автомобиль и два мусорных бака. Было это после шествия памяти Абубакара – он был уроженцем этого парижского пригорода… Также кто-то бросил в двух копов коктейль Молотова, но тот упал у их ног и не причинил ущерба. Они выпустили две гранаты, чтобы рассеять группу. Пару часов спустя, под обстрел булыжниками угодили две полицейские машины в разных местах городка. Два выстрела флэшболами, схвачен 21-летний нападавший, чтобы позже отправиться под стражу. Также стражи закона применили той ночью 40-мм заряды, чтобы огнеборцы могли тушить мусорные пожары.

источники 1, 2