И историки, и анархисты-энтузиасты воспринимают махновщину через призму революции, совершаемой с помощью оружия. Тяжелые бои с армиями Австро-Венгрии, белогвардейцами Деникина, буржуазной аристократией Петлюры или жаждущими крови большевиками представляются нам главным театром действий анархистской революции в Украине в 1919-1921 годах. Это лишь часть правды, скрытой за стереотипами о тачанке с пулеметом, мчащихся лошадях, горящих дворянских особняках или большевистских форпостах и горах трупов. Исследуя увлекательную и загадочную историю анархического лица русской революции в ее крестьянском варианте в степях Украины, мы забываем об организации социальной жизни на свободной территории под названием “Махновщина”. Важной и до сих пор не раскрытой частью повседневной жизни в анархистской украинской автономии является просветительская деятельность.
Школьные годы Махно
Как известно, Нестор Махно не принадлежал к теоретикам анархизма. Это объяснялось не только перевесом его харизмы, незаурядного военного и организаторского таланта над любовью к проповедованию анархистской мысли. Возможно, это было и результатом его позднего образования, которое он получил уже в зрелом возрасте, благодаря собственным устремлениям и усилиям, и той жизненной ситуации, в которой он оказался во время учебы. Махно, выросший в крестьянской семье, был вынужден в 12 лет бросить школу и пойти работать (в том числе пастухом). Шесть лет спустя, отбывая наказание за революционную деятельность в тюрьме в московской Бутырке, он стал использовать это время для пополнения своего образования. Свой вклад внес русский анархист Петр Аршинов, один из первых историков махновского движения, а также его участник. В своей работе “История махновского движения” он упоминает тюрьму как единственное место обучения Махно. Свою собственную роль в этом процессе он скромно умалчивает. Однако именно Аршинов, который был товарищем юного Нестора по тюрьме, вел его обучение. Уроки будущего революционного предводителя включали в себя русский язык (грамматику), математику, политологию, экономику и культуру. Аршинов, который был старше Нестора на два года, – одновременно глубокий мыслитель в теории анархизма и повстанец на практике – наверняка был для Махно идеальным учителем и проводником. Сам Нестор заполнил свое время в тюрьме изучением многих книг. Его образование было фактически независимым, без посредничества каких-либо школ. Колин Дарч, автор одной из недавних книг о Махновщине, полный восхищения его талантом лидера, называет украинского анархиста “необразованным провинциальным бунтарем”. С другой стороны, Пол Аврич считал, что, несмотря на отсутствие образования, Махно был хорошо знаком с теориями Бакунина и Кропоткина.
Многие публикации, часто написанные людьми, недоброжелательно настроенными к анархизму, в своих биографических справках о Махно упоминают, что он короткое время работал учителем, но был уволен за то, что якобы “прививал ученикам анархистскую идеологию”. Это не соответствует действительности и воспроизведено по памфлету К.В. Герасименко. Этот слух развенчан Волиным в “Неизвестной революции”. Кроме того, у украинского анархиста не было никакого формального образования, тем более педагогического.
“Махновщина” означает земля свободы
Прежде чем перейти к попытке охарактеризовать явление, которым было Гуляйполе, стоит описать его как место. Вольный край, называемый Махновщиной, располагался на землях, исторически известных как Новороссия, на территории нынешней юго-восточной Украины. Его территория простиралась от Крымского полуострова на Черном и Азовском морях до Харькова и Полтавы. Еге главным центром было Гуляйполе, город, в котором родился Нестор Махно, расположенный в Александровском уезде Екатеринославской губернии. Сегодня это территория, в частности, самопровозглашенных так называемых Донецкой и Луганской народных республик, лояльных путинскому режиму, и столь же “независимого” Приднестровья. Однако это лишь часть территории. Махновщина охватывала большую часть огромной страны – Украины. Во времена Махно это была территория, на протяжении веков населенная крестьянами, осознавшими свою потребность в свободе. Связи между Махновщиной и казачеством очень сильны.
Уже упоминавшийся Петр Аршинов в своей “Истории махновского движения” описывает “Вольный край” как явление, являющееся продуктом русской революции, но в ее украинском варианте. Территории современной Украины характеризовались двумя особенностями, чуждыми территориям России: отсутствием организованной партии и ее структур, навязывающих власть жителям, и Вольницей – традиционным духом, присущим многим поколениям украинских крестьян. Первый аспект касался позднего внедрения большевистских “идей” в виде авторитарных и тоталитарных партийных структур в повседневную жизнь украинского села. Второй, в двух словах, заключался в любви крестьян этих земель к свободе, несмотря на наличие хозяев-эксплуататоров. Украинские селяне чувствовали себя законными владельцами земли, которую они обрабатывали. Здесь не было культа наемного труда на господина. Эта традиция восходила еще к казацкой эпохе, и с ней боролись во времена правления царицы Екатерины II. Таким образом, Вольная территория была очень плодородной почвой для сеяния идей свободы, принесенных анархизмом. Свободное образование в этом духе могло развиться там скорее, чем авторитарный царизм или большевизм. Зачатки организации Махновщины восходят к 1918 году, и формирование ее “структур”, хотя и хаотичное и спонтанное вначале, приобрело форму упорядоченной жизни. Ведь анархия – мать порядка. Так было и с организацией культурно-просветительской жизни.
Дети и молодежь
Развитие образования шло параллельно с другими инициативами самоорганизации крестьян и рабочих Вольного края. Оно осуществлялось на основе свободного выбора жителей, без навязывания им какой-либо жесткой программы действий или правил, установленных сверху. По мнению украинского историка махновской революции Владимира Чопа, время для организации образования детей и молодежи – 1919-1920 годы, когда должна была быть проведена общая и целесообразная образовательная реформа для жителей всех населенных пунктов (коммун) Махновщины. Она должна была заключаться в организации образования, свободного от религии, царизма и любого правительства. Школьная система была создана путем захвата заброшенных в результате революции школьных зданий и найма безработных учителей. Во многих источниках говорится, что вдохновением для организации образования должна была стать анархистская идея рациональной и свободной школы Франциско Феррера. Однако среди жителей Вольного края были и сторонники создания профессиональных школ. Последние должны были готовить молодых жителей к работе в коммунах для свободного общества анархистского Вольного края. Скорее всего, это объясняется спором между крестьянами и рабочими и городской интеллигенцией, из которой чаще всего и черпались учителя. Сельское население якобы не доверяло интеллигенции, которая, в свою очередь, считала новый порядок Махно симптомом “бандитизма”. Сам Нестор Махно вспоминает, что сельское население поначалу относилось к городским учителям с подозрением.
Хотя школьное образование махновцев до сих пор остается загадкой и нераскрытой страницей в истории анархизма, эта тема полна любопытных фактов. Вот некоторые из них:
- Владимир Антонов-Овсеенко, большевистский дипломат и высокопоставленный офицер Красной Армии украинского происхождения, увидев состояние образования в Вольном крае (начальная школа, детские сады и ясли), в своем отчете о посещении описал автономную область как “один из величайших культурных центров Новороссии”. В его отчете также упоминались детские коммуны;
- По словам историка Александра Шубина, основными предметами преподавания в школах Махновщины должны были быть обучение чтению и военные упражнения учеников. Последние были причиной несчастных случаев со смертельным исходом. В одной из школ во время урока кавалерийских сборов мальчик погиб от удара камнем, имитирующим гранату, по голове. В другой школе ученик, игравший роль военнопленного во время имитации казни, был фактически повешен из-за неосторожности… Как следствие, уроки маневрирования для младших школьников были отменены, оставив их для старших;
- На территории Махновщины свободно функционировали еврейские религиозные школы. Несмотря на неприятие религии, автономия религии и культуры была оставлена этническим группам, проживающим в районе;
- Нестор Махно внес свой вклад в развитие специальной педагогики. Он пожертвовал один миллион рублей и продукты питания на развитие специальной школы в Александровске;
- -Один из учителей должен был вручить Махно текст авторской учебной программы, на что Махно, далекий от теории, ответил: “Я ничего в этом не понимаю”.
- Развитие автономных школ настолько увлекло Махно, что, несмотря на серьезную травму ноги, он посещал школы, чтобы наблюдать за их работой.
- Автономные школы для детей и молодежи иногда посещали и взрослые в возрасте 20 и более лет, чтобы восполнить пробелы в своем образовании.
- После того, как Вольный край был окончательно уничтожен большевиками в декабре 1920 года, несколько жителей в возрасте от 15 до 18 лет были арестованы. Командование Красной армии выразило обеспокоенность по поводу этих арестов, считая, что такие молодые люди не могут быть анархистами. В итоге юных заключенных не освободили.
Участие Галины Кузьмиенко, жены Нестора Махно, в качестве председателя Союза учителей, основанного махновцами, следует рассматривать не просто как любопытный факт. Кузьмиенко, учительница по профессии, до революции преподавала историю и украинский язык в гуляйпольской гимназии. Во время революции она организовала преподавание украинского языка и пропагандировала украинскую культуру. Это никоим образом не противоречило идеалам Махновщины. Анархизм Вольного края оставлял свободу выбора языка обучения – украинского или русского. Некоторые историки (в том числе Франк Сысин и Вячеслав Азаров) считают, однако, что Кузьмиенко использовала свою просветительскую деятельность как прикрытие для националистической деятельности и даже для заговора против Махно, спланированного совместно с петлюровцами. Этот заговор, преждевременно раскрытый, привел к изгнанию националистов из числа идеологов махновского движения. Это может стать ключом к дальнейшим открытиям, скрытым в до сих пор неизвестной истории Махновщины.
Культурно-просветительская секция, или образование взрослых
Большую часть просветительской деятельности анархистской организации махновского анархического движения занимала культурно-просветительская секция. Помимо пропагандистской деятельности, с которой четко ассоциируется ее название, секция занималась и просвещением взрослых. Оно заключалось в ликвидации неграмотности и политическом просвещении. Последнее осуществлялось путем чтения лекций по политической экономии, истории, теории и практике анархизма и социализма, истории Великой французской революции (по работам Кропоткина) или истории повстанческой деятельности в русской революции. Культурно-просветительская секция также занималась убеждением пленных красноармейцев в анархистских идеях. Печатным органом секции была газета “Путь к свободе” и ее украиноязычный аналог “Шлях до воли”.
Значимой для культуры была деятельность на Махновщине театра. В результате этой деятельности один из жителей написал пьесу “Жизнь Гуляйполя”, воспевающую освобождение крестьян и рабочих махновской армией от ига белогвардейцев. Петр Аршинов считает текст этой пьесы точным изображением жизни украинской деревни в 1919 году.
Упомянутый выше Волин (наcтоящее имя Всеволод Эйхенбаум) внес свою немалую лепту в организацию культурно-просветительской секции. За время существования Вольного края он прочитал около 400 лекций по политическому просвещению. Это свидетельствует о потенциально высоком уровне образования взрослых. После поражения махновской революции Волин поддерживал в эмиграции ведущего анархистского просветителя и реформатора образования Себастьяна Фора.
В своих воспоминаниях под названием “Дороги Нестора Махно” Виктор Беляш пишет, что на Махновщине был свой духовой оркестр, учили играть на фисгармонии и аккордеоне.
Во время борьбы с белой армией Деникина артиллерийский обстрел Вольного края был произведен как раз тогда, когда было назначено заседание культурно-просветительной секции. Как видите, враг хорошо понимал опасность революции, основанной на хорошем образовании.
Выводы
Упадок образования в махновском движении сопровождался упадком всей организации жизни. Большевики предложили махновцам позорное “перемирие”, после чего устроили массовую резню и аресты жителей. Период нескольких месяцев перемирия, предшествовавший уничтожению Вольного края, как раз и был временем, посвященным реформе образования детей, молодежи и взрослых. Однако, в этой ситуации она осталась незавершенной главой, как и вся внутренняя жизнь Вольного края анархистов. Некоторые исследователи придерживаются мнения, что реализовать ее полностью было невозможно, поскольку махновцы остались без поддержки российских анархистов, имевших гораздо более давнюю идеологическую традицию. Я надеюсь, что эта тема, как и многие еще не раскрытые нити, содержит ключ к дальнейшим открытиям менее известных сторон Великой революции.
Томек
Впервые опубликовано в польской анархистской газете A-tak, весна 2022 года
Перевод Анархия Сегодня