Социально-революционные движения

Cтратегия курдской РПК в Сирии


Михаил Магид

Хотел бы сравнить политику курдской РПК (Курдская рабочая партия), которая действует в гражданской войне в Сирии как третья сила, и политику анархистов Испании во время гражданской войны в 1936-1939 гг. Хочу сказать, что нахожу успешной политику испанских анархистов в период 1936-1937 гг в Арагоне в том, что касается экономики в регионе Арагон. Они создавали самоуправляющихся либертарные коммуны и их объединения. В Барселоне, столице Каталонии, городе-миллионнике, где находилось около половины всей испанской промышленности, трудовые коллективы захватили заводы. Курды не занимаются реализацией таких глубоких либертарно-социалистических преобразований, хотя у них существует на местах прямая демократия. Но военно-политическая линия РПК выглядит намного более успешной.

Анархисты Испании тупо легли под правительство полу-большевистской Республики, признав его авторитет над собой. Затем они отказались от автономных добровольческих милиций\ополчений и подчинились республиканским офицерам, армии. А заодно постепенно сдали захваченные трудовыми коллективами фабрики и земли красным чиновникам. В одной только Каталонии насчитывалось 600 тыс рабочих-анархистов, тысячи были вооружены и… сдали все. После этого можно и нужно говорить о катастрофе и гибели испанского анархизма – где-то с осени 1937 г.

Курды РПК поступают совершенно иначе. Они создали свою автономную территорию со своими собственными порядками, вместо того, чтобы лечь под Асада ( под его Сирийскую Арабскую Республику, САР) и объявить о том, что они подчиняются его правительству в обмен на пост (….нет слов!) министра труда (как сделали испанские анархисты). Курды заблокировали на своей территории вооруженных сторонников Асада в нескольких зонах и если те начинают провокации – бьют асадистов, просто открывают огонь на поражение. Курды вступают во временные военные союзы с Асадом, но когда удобно, воюют против него. Их опора – 60-тысячная добровольческая милиция (ополчение) YPG. Так же курды заключили союзы с некоторыми группировками вооруженной анти-асадовской арабской оппозиции, а с другими группамии оппозиционеров воюют.

В результате курды не мешают Асаду и исламистам (из разных группировок) воевать друг с другом. Используя их вражду, курды постепенно расширяют свою территорию и уже взяли под контроль огромную часть Северной Сирии. Более того, целый ряд районов, находившихся под контролем исламистов, выразили свое желание присоединиться к РПК – это сейчас происходит в районе Ракки, где арабская молодежь толпами вступает к курдам. А жители города Кафса, расположенного на востоке провинции Алеппо, организовали акцию протеста с требованием к силам режима Асада, недавно освободившего этот городок от ИГИЛ (организация запрещена в РФ), покинуть городок и передать его курдским милициям, так как разбои асадитов превосходят преступления игиловцев. (И тут даже дело не в тех или иных преимуществах курдской системы. Они просто на сегодняшний день – почти единственные там нормальные люди – никого не режут и не грабят. В условиях гражданской войны, одно это есть большое преимущество).

Так же, курды маневрируют между разными державами, конкурирующими друг с другом. Они принимают помощь и от США, и от РФ. В соседнем Ираке сторонники РПК, по некоторым сведениям, сотрудничают с про-иранскими силами… РПК напоминает боевой корабль, который следует своим курсом в битве могучих военых судов, тщательно маневрируя между противоборствующими силами, и постепенно собирая собственную флотилию, которая все больше увеличивается в размерах…

Неужели ситуация в Испании совсем уж не оставляла пространства для таких маневров между красной Республикой и Франко? Конечно, нельзя отождествлять эти события полностью: гражданская война в Испании отличалась от гражданской войны в Сирии. И мы не знаем, чем закончится курдский эксперимент. И все же, поражение испанских анархистов говорит само за себя.

Пример РПК показывает – совершенно не обязательно выбирать сторону в гражданской войне, когда сталкиваются разнообразные уродливые силы. Можно быть самостоятельной силой, маневрируя между двумя, тремя или даже четырьмя силами, защищая собственные интересы и расширяя свою территорию. Главное помнить: пока плохие парни кромсают друг друга, хорошие парни (и девушки!) могут процветать и расширять зону своего влияния.

источник