Изучаем врага

Альт-райты и анархизм


Мэтью Н. Лийонс

Ранее в обзоре на книгу Мэтью Н. Лийонса «Восставшие супремасисты: вызов американских ультраправых государству и империи» упоминалось влияние череды правых анархистов на движение альтернативных правых. В этом материале мы предлагаем ознакомиться с организациями, идеями и спикерами, которые имели отношение к анархизму и постепенно сдвигались вправо, либо же наоборот были правыми и позаимствовали некоторые анархистские идеи, и теперь стали важной составной частью альт-райта. Текст проливает свет на то, как и почему альт-райты дошли до желания раздробить США.

Как и многие ультраправые в США, альт-райты хотят одновременно авторитарное и децентрализованное государство. Они поддерживают классический фашистский элитизм и антидемократизм в плане общественного устройства, что обусловлено увлечением чилийским диктатором Аугусто Пиночетом. В то же время альт-райты ставят целью раздробление США на этнические государства, что говорит об их децентралистских предпочтениях, взятых у европейских «Новых правых», желавших сменить национальные государства федеративной «империей», и у палеоконсерваторов, традиционно враждебных к правительству.

Такой набор убеждений укрепился благодаря двум другим политическим течениям, повлиявшим на альт-райт: правый анархизм и «неореакция» (реакционное течение, не доверяющее идеологии «прогресса» и рассматривающее современное мироустройство как аморальное и упадочное. (Ник Лэнд. Идея Неореакции)).

Поскольку издание AlternativeRight.com было площадкой для привлечения самых разных правых диссидентов, оно также публиковало статьи идентифицирующих себя с анархизмом Эндрю Еомана (движение правых анархистов Bay Area national anarchists, BANA) и Кита Престона (интернет-издание Attack the System, (ATS)).

Национал-анархизм, который защищает децентрализованную систему этно-племенных сообществ, был изобретен в начале 1990-х Троем Саусгейтом, старым неонацистом из Великобритании. Спустя годы национал-анархистские группы сформировали множество организаций по всей Европе, Америке, Австралии и Новой Зеландии. Первой американской национал-анархистской организацией стала в 2007 году BANA. Сам Саусгейт рулил движением National Anarchist Movement.

По существу, национал-анархизм базируется на идеологии белых националистов. Он восходит корнями к доктрине европейских «новых правых» о необходимости этнического и расового сепаратизма ради защиты так называемого «биокультурного разнообразия». Национал-анархистский манифест Саусгейта объявляет расы биологическим фактом, что дает части человечества превосходство в силу «естественных» причин.

Национал-анархисты также повторяют классические антисемитские теории заговора и, как многие неонацисты, прославляют язычество и близость к природе. Однако они отвергают классический фашизм из-за его фиксации на сильном государстве, централизованной диктатуре и сотрудничестве с бизнесом. Вместо этого национал-анархисты призывают к раздроблению США на самоуправляемые племенные сообщества таким образом, чтобы разные культуры, верования и образы жизни могли автономно соседствовать друг с другом.

Бывший анархист, а ныне «анархо-плюралист» и большой друг альт-райтов Кит Престон

Американские национал-анархисты не имели значимого присутствия в альт-райте с тех пор, как в 2011 году распалось их движение. Однако «анархо-плюралист» Кит Престон продолжал принимать участие в мероприятиях альт-райтов — к примеру, выступал на конференциях Института национальной политики и записывал подкасты для программы The Right Stuff.

В прошлом Престон был левым анархистом, который сдвинулся вправо с начала 1990-х. Затем он организовал группу Американский революционный авангард, больше известную по имени своего сайта Attack the System, где публикуются национал-анархисты, либертарианцы, белые националисты, дугинисты и прочие. Несмотря на это, идеи Престона от них не зависят.

Как и национал-анархисты, Престон отстаивает децентрализованную и разнообразную сеть самоорганизованных сообществ, отвергая при этом традиционную для анархизма ненависть к иерархии и власти. Авторитарные системы подавления полностью соответствуют «анархо-плюралистической» модели до тех пор, пока работают в небольших масштабах. Но в отличии от национал-анархистов, Престон ограничивает свой децентрализованный общественный идеал понятиями индивидуализма и свободного выбора. Поэтому трайбализму и белому национализму в нем нет места.

Цветные люди все же присутствуют в движении, построенном на идеях белого национализма

Несмотря на повторение Престоном некоторых расистских позиций, вроде сопротивления иммигрантам, которые якобы уничтожат западную цивилизацию, философия в основе его идей — не расистская, а ницшеанская. Это своеобразный анархо-элитизм, не имеющий этнической составляющей. В то время как Престон сам по себе белый, некоторые его товарищи по изданию — цветные.

Престон называл несколько причин, из-за которых он участвует в движении альт-райтов. Он видит в нем важный противовес так называемому «тоталитарному гуманизму» (надо полагать, это поддерживаемые государством ценности вроде политкорректности), а также ценит внешнеполитический изоляционизм и экономический национализм альт-райтов. Он также разделяет увлечение альт-райтов европейской традицией критики либерального капитализма и массового общества, заложенной в основу произведений Юлиуса Эволы, Карла Шмитта и Эрнста Юнгера. Вдобавок, альт-райты позволяют Престону выйти из политической изоляции, в которой тот оказался после разрыва с левыми анархистами.

Престон — уважаемая фигура среди альт-райтов, и его антигосударственные идеи привлекают белых националистов в этом движении. К примеру, автор правого издания Counter-Currents Франсиско Альбанезе утверждает, что отстаивает «лучший выбор для этнического и расового выживания» белых в тех регионах, где они составляют меньшинство: «Только вне государства белые могут прийти к пониманию истинного духа коммуны и строительства общего блага».

Этническая карта США

В то же время «анархо-плюрализм» предлагает искать общие интересы с белыми националистами и прочими критиками существующих порядков, вроде анархо-капиталистов и других «рыночников», чьи идеи регулярно представляются на сайте Attack the System. Кроме них, предлагается работать с либертарианскими технократами и движением Христианской реконструкции — фундаменталистами-протестантами, желающими жить по библейским законам.

Подход Престона к политической стратегии строит мосты и с другими движениями. Повторяя за фашистами Третьего пути, которые выступают одновременно против коммунизма и капитализма, Престон и его издание призывают к революционному альянсу со всеми, кто хочет уничтожить американский империализм и федеральное правительство. Это подразумевает проведение в США «панраскольнической» стратегии, объединяющей группы самых разных политических спектров, желающие раздробить страну на самоуправляемые анклавы, свободные от власти федерального правительства.

Как шаг в этом направлении, ATS поддерживает череду Североамериканских раскольнических конвенций, которые объединяют неоконфедератов вроде «Лиги Юга», христианских фундаменталистов «Исход», либертарианский «Проект свободного государства», защитников независимости Гавайев, а также левую сепаратистскую организацию «Вторая республика Вермонт», выступающую за независимость штата.

Один из вариантов новой, раздробленной Америки

 

источник