Статья Дэна Вилкофски о коммунитарной системе РПК в северной Сирии может считаться редким образцом более менее сбалансированного взгляда на социальное строительство в Рожаве.
В то же время отметим, что «Народный дом» (mala gel), которых анонимная собеседница критикует за концентрацию власти в своих руках представляют собой не некий «надстоящий институт», а совет второго уровня, в рамках которого работают избранные сопредседатели коммун и профильных комитетов (согласно информации авторов книги «Курдистан. Реальная демократия в условиях войны и блокады» Ани Флах, Эркана Айбоги и Михаэля Кнаппа, стр. 143).
Позиция партии «Демократический союз» (PYD) нестабильна. Несмотря на то, что во время сирийского кризиса она добилась политических и территориальных завоеваний и связала себя с борьбой США против «Исламского Государства» и последующими усилиями по стабилизации, PYD угрожают последние очаги сопротивления ИГИЛ, опасность нападения сирийского правительства и нападения повстанцев во главе с Турцией на их территорию в Африне (статья написана ещё до оккупации Африна Турцией — прим. Hevale).
Постоянный успех PYD зависит от ее способности оставаться в союзе с США и создавать свою административную систему таким образом, чтобы обеспечить местную и международную поддержку. Государственный секретарь США Рекс Тиллерсон в январе заявил, что «Соединенные Штаты будут поддерживать военное присутствие в Сирии», ссылаясь на примерно 2000 солдат, сосредоточенных на четверти страны, контролируемой курдской партией. Турция вряд ли рискнет пойти на прямую конфронтацию с этими войсками, также как и Дамаск, а это значит, что территория PYD к востоку от Евфрата находится в безопасности от серьезных сдвигов в динамике конфликта. Все симптомы показывают, что партия планирует долгосрочное присутствие, так как она уже многие годы создает гражданскую администрацию на северо-востоке Сирии и провела два раунда выборов в конце 2017 года, чтобы формализовать свой эксперимент в самобытной демократии (третий, заключительный этап выборов был отложен по неясным причинам). Хотя она сталкивается со многими потенциальными ловушками, PYD показала свою гибкость, например, управляя на своих основных территориях иначе, чем в периферийных областях, таких как Дейр аз-Зор.
В рамках политического порядка, предложенного PYD, местные общины сами ведут свои собственные дела, а граждане решают проблемы посредством диалога с соседями. Мужчины и женщины всех национальностей пользуются равными правами и обязанностями. Партийная литература утверждает, что, укоренившись, так называемый демократический федерализм мог бы распространиться по Сирии и Ближнему Востоку, и стереть шрамы, оставшиеся от межконфессионального конфликта. На земле Сирии PYD внедрила значительную часть своей социальной программы, ориентированной на гендерный и расовый эгалитаризм, совершив лишь предварительные шаги по разработке обещанных политических институтов.
Районные советы, называемые коммунами, являются столпами в модели демократического федерализма. Жители северо-восточной Сирии избрали представителей более чем 3000 коммун в конце прошлого года, а еще сотни начали работать с 2015 года. С того времени система коммун уменьшила гендерные разграничения, требуя участия женщин на важнейших руководящих должностях, и способствовала доставке столь необходимой гуманитарной помощи. Но коммуны дали незначительную меру местной автономии жителям, и критики говорят, что они фактически укрепили власть PYD, связывая предоставление основных услуг с политической идеологией. Время покажет, будут ли революционные советы следовать своему уставу и направлять регион к демократии, или же они помогут создать собственную версию авторитарного государства, которое они якобы должны уничтожить.
Проблемное национальное государство
«Сирийский конфликт — это кризис управления», — сказал Хакам Хало, глава юридического офиса автономной администрации в Хасаке, возглавляемой PYD, в интервью SyriaSource. «Это кризис, основанный на диктаторском, авторитарном, шовинистическом режиме, который уже невозможен при мультикультурализме, вариациях в религиозной доктрине и национальной идентичности, характерных для Сирии».
Согласно идеология PYD, система национальных государств на Ближнем Востоке противопоставляет этнические и религиозные группы друг другу в в борьбе за власть, порождая авторитаризм, поскольку одна группа приходит к власти за счет другой. В случае Сирии партия БААС десятилетиями подавляла курдскую идентичность, запрещала курдские праздники и ограничивала обучение языку, а также давала преимущество алавитам, религиозной группе президента Башара аль-Асада, когда речь заходила о чувствительных силовых должностях. Теперь страна страдает от межконфессиональной войны.
PYD утверждает, что предлагает противоположность централизованной системе национальных государств: власть распределяется между всё меньшими по масштабу демократическими единицами, представляющими провинции, регионы, города и т. д., Вплоть до уровня района, представленного коммуной. Теоретически все этнические группы сотрудничают в рамках этих советов, а высшие правительственные органы координируют их.
Коммуны «организуют людей, далеких от власти государства», — сказал SyriaSource Мухаммед Шехо, чиновник из зонтичной организации PYD, TEV-DEM. Каждый район избирает двух сопредседателей коммуны, которые выбирают членов профильных комитетов, которые должны контролировать большинство вопросов, связанных с повседневной жизнью. В прекрасно функционирующей коммуне экономический комитет контролирует создание малого бизнеса, комитет безопасности организует патрулирование, которое осуществляют местные жители, а совет примирения выступает посредником в ситуации конфликтов в коммуне.
Может показаться, что местную автономию можно легко реализовать среди людей, переживших жестокую семилетнюю войну. Тем не менее, сотни коммун, действующих с 2015 года, не смогли получить народную поддержку, поскольку большинство из них выполняли лишь свои административные функции, такие как распространение гуманитарной помощи и передача запросов на услуги высшим органам, согласно интервью автора с двумя жителями коммуны и двумя курдскими журналистами. Экономические, охранные и другие комитеты, которые могли бы дать коммунам реальную власть принятия решений, сидят без дела, в то время как PYD осуществляет контроль над муниципальным правительством.
«Коммуна моего района, в основном, существует ради внешнего вида… единственное, что они сделали, — это распространяли топливо на зиму, хлеб и газ», — сказала бывшая учительница-курдянка с севера провинции Ракка, попросившая остаться анонимной при обсуждении политики, в интервью SyriaSource. «Реальные решения принадлежат «Народному дому» (офису TEV-DEM в области) – «Народный дом» использует коммуну в качестве прикрытия [для своих решений]», — сказала она.
TEV-DEM сохраняет бюджетный контроль над коммунами. Главный сирийский курдский политический блок в оппозиции к PYD бойкотировал выборы в коммунах в сентябре, а это означает, что большинство сопредседателей являются сторонниками партии.
Представитель TEV-DEM Мухаммед Шехо признал, что усилия PYD по реализации местного самоуправления испытывали «недостатки», которые, по его словам, были естественными, учитывая условия военного времени. «Мы находимся в состоянии войны … вся инфраструктура Сирии была разрушена, а имеющиеся возможности невелики», — говорит Шехо. В течение последних трех лет бойцы, связанные с PYD, понесли тяжелые потери, поскольку они вынудили ИГИЛ покинуть северо-восток страны, а теперь они заняты отражением турецкого вторжения в Африн, район, который ранее был в безопасности от разрушений гражданской войны.
По словам двух партийных чиновников, которые говорили со мной, препятствия для реализации автономии на низовом уровне являются психологическими и материальными. Подобно тому, как национальное государство ведет к многолетнему конфликту между этническими и религиозными группами, оно также подчиняет женщин и исключает их из общественной жизни. Поэтому, продолжая мысль, жители должны принять просвещенные идеи о гендерном равенстве до перехода к децентрализованной демократии.
Система коммун должна влиять на эти социальные изменения. Сопредседательство состоит из одного мужчины и одной женщины. Также в коммунах жителям преподаются идеологические предметы, которые сочетают гендерный эгалитаризм, антирасизм и демократию, вдохновляясь учениями заключенного в тюрьме лидера Рабочей партии Курдистана (РПК) Абдуллы Оджалана. В вооруженном конфликте, где доминируют мужчины, некоторые из которых придерживаются социально консервативных взглядов на гендерные вопросы, коммуны часто носят имена женщин, погибших в войне против ИГИЛ.
Присутствие женщин в коммунах «сыграло большую роль в том, чтобы заставить общество принять женщин-лидеров и сподвигнуть женщин участвовать во всех [общественных] мероприятиях», — сказала курдская женщина с севера провинции Аль-Ракка, которая попросила об анонимности.
Но трое курдских критиков коммунитарной системы сообщили, что «отсталые» гендерные концепции и материальные ограничения не виноваты в недостатке функциональности у коммун. Скорее, говорят они, PYD намеревается использовать советы для закрепления своего правления над населением, которое не поддерживает ее единогласно.
Хлеб и политика
«Целью этих коммун является привязка гражданина к определенной политической ориентации», — сказал сирийский курдский политический аналитик из Турции, который, как и другие критики системы коммун, опрошенные для этой истории, попросил об анонимности. «Чтобы получить хлеб, вы должны придерживаться политики администрации [во главе с PYD]».
Коммуны контролируют распределение гуманитарной помощи и дают жителям разрешение на подачу заявки на основные гражданские документы. В результате у них есть огромные рычаги воздействия на людей, которые пытаются преодолеть экономику военного времени. «Если кто-то хочет открыть кафе, подать заявку на получение водительских прав, работу в администрации, лицензию на создание средства массовой информации или что угодно, о чем вы могли бы подумать, им нужно одобрение коммуны», — сообщил курдский журналист из Хасаки.
«Коммуна — это институт низового уровня, который используется, когда это необходимо, для оказания давления на диссидентов и противников политики нынешней администрации», — добавил журналист. Например, коммуна в городе Хасака отказалась одобрять деятельность молодежного клуба и пометила ее как опасную для вышестоящих органов, поскольку большинство членов принадлежало к партиям, связанным с оппозиционным Курдским Национальным советом (ENKS) — рассказал автору в частном интервью второй курдский журналист из Хасаки.
По словам второго журналиста, комитеты безопасности коммун иногда включают в себя лоялистов PYD, которые выступают в роли «глаз в районах». Они собирают информацию, такую как: «Кто живет в районе по соседству? Происходит ли что-то странное? Политически, кого поддерживают люди?».
Для многих сирийцев жизнь под руководством PYD предпочтительнее жизни под центральным правительством, повстанцами или ИГИЛ, поскольку люди пользуются личными свободами и относительной безопасностью. Но некоторые жители опасаются, что партия закончит тем, что она будет действовать как авторитарные государства, о демонтаже которых она заявляет. В высшем руководстве PYD доминируют военные деятели, связанные с РПК, которая исторически использовала насилие против политических оппонентов. Во время сирийского конфликта группы, связанные с PYD, принудительно закрывали офисы диссидентских курдских партий, угрожали оппозиционным журналистам и призывали жителей на военную службу.
Юридический чиновник Хакам Хало надеется, что с течением времени, когда жители примут участие в управлении, администрация области улучшится. «Демократическая структура, будь то в Европе или в Америке, не была спонтанной, продуктом дней или нескольких лет. Это было накопление культуры и знаний на протяжении веков », — сказал он.
«Мы находимся в начале пути, и это правильное начало».
Дэн Вилкофски — аналитик по Сирии в Navanti Group LLC и бывшим редактором в Syria Direct. Его твиттер — @Dwilkofsky1
Оригинал: The Commune System: A Look at Local PYD Governance in Northeastern Syria