Киберанархизм

Техно-анархизм: введение


Григорий Вольнодумов

С таким направлением в анархизме вы, скорее всего, не встречались. А если и встречались, то только в статьях Зака Борнхеймера, и, наверняка, думаете, что техно-анархизм тесно связан с анархо-капитализмом. Сильная сторона этого автора — хорошее знакомство с последними инновациями и возможностями их применения. Однако, допуская существование капитала в обществе будущего, он лишь заменяет власть государства на власть корпораций и «частной полиции». Такую организацию общества нельзя назвать народной, и в своей заметке я хочу развить концепцию техно-анархизма, избавив ее от «буржуазных» черт.

Начну с того, что под техно-анархизмом я понимаю не отдельную теорию, а новый этап развития анархо-коммунизма, который может быть реализован только в странах с развитым постиндустриальным типом общества. Например, мексиканские сапатисты находятся на аграрной стадии и не могут реализовать техно-анархизм в силу нехватки технологий и образования. Они реализуют лишь первичную форму анархо-коммунизма, которая подразумевает жизнь в коммуне и распределение труда между ее членами, а также договор с другими коммунами посредством делегатов.

При техно-анархизме роль коммун будет снижена, если вообще не сведётся на нет. Благодаря господству индивидуализма возрастёт необходимость в личном пространстве и желание жить независимо, но при этом находиться в коллективе единомышленников. Такой подход может быть реализован с помощью умных домов, которые дают человеку свободу в отношении собственности на те или иные ресурсы и при этом позволяют общаться и обсуждать общественные вопросы с жителями соседних домов. Причём сам дом может быть построен с помощью 3d-печати и роботов строителей. Из объединений умных домов будут формироваться умные районы, каждый из которых — со своей культурой. А это фактическая замена коммуны. Стоит отметить, что Умный город — объединение умных районов — может быть монокультурным (например: города для панков, геев, нудистов и т. д.), но скорее будут преобладать мультикультурные города.

При должном развитии технологий и их внедрении производство полностью автоматизируется. Это значит, умные машины избавят горожан от рутинной работы. Люди смогут заниматься творческим ремеслом, удовлетворяя и свои эгоистические потребности, и потребности общества.

Благодаря умному городу становится доступна прямая демократия наподобие афинской. Появляется возможность реализовать электронную демократию, где горожане могут участвовать в принятии конкретных решений и голосовать за предлагаемые идеи. Также не исключается вариант управления с помощью искусственного интеллекта (ИИ), который предлагал бы решения по той или иной проблеме. Но нужно не допускать полного управления городом ИИ, поскольку это может привести к негативным последствиям.

Таким образом, необходимость в делегатах на уровне города отпадает. Теперь человек может высказать своё мнение без посредников. Но для реализации связи между городами и федерациями придётся использовать делегатов, если, конечно, не будет найден лучший способ.

С развитием прямой демократии и автоматизации повысится образование и индивидуализм в целом, а значит, в обществе будет преобладать креативный класс. Именно он станет основанием техно-анархизма и его опорой в обществе будущего.

Для развития креативного класса необходимо повысить эрудицию народа и предоставить человеку больше свободного времени, то есть начинать нужно именно с автоматизации производства. Но не так, как это делают капиталисты, а с автоматизации с правом вытесненного рабочего получить новое образование или быть обеспеченным обществом (если это пожилой человек).

Помимо затрат на технологические инновации, необходимо вложение в образование. Но не то, которое есть сейчас, а образование как в Японии, Сингапуре, Южной Корее, Финляндии, Германии и других развитых странах. Нужно взять всё самое лучшее от образовательных систем этих стран и, по возможности, задействовать их экспертов для дальнейшего консультирования.

Так, например, в школах можно подавать материал в виде игры (используя новые технологии, такие как VR-шлем) и больше развивать творческое мышление ребёнка. Колледжи и вузы лучше организовать по принципам автономии, где учебное учреждение принадлежит учащимся и учителям. Составляют расписание сами учащиеся, в то время как преподаватели дают список необходимых предметов для изучения. Все имеют право получить высшие образование, но пришедший студент обязан учиться, а не бездельничать. В противном случае он должен покинуть вуз. Университет будет храмом науки, свободным от влияния политики (единственное место для обсуждения политики — курс по политологии).

Армия и суд тоже должны быть в руках народа. Армия останется единственной иерархической системой, но с правом избирать человека на пост главнокомандующего, что похоже на модель Чёрной гвардии Нестора Махно. Также армия может состоять из управляемых роботов, пилоты которых находятся в безопасном месте. Однако сами жители городов должны уметь обращаться с оружием и знать военное дело, чтобы в любой момент отбить атаку противника.

Таким образом, новые технологии призваны улучшить качество жизни людей и расширить их свободы. Но прийти к данной организации должны сами люди, а не надеяться на то, что кто-то даст им новые технологии и избавит от титулованных правителей. Всё в руках человеческих!

Для тех, кто хочет узнать больше о том, как новые технологии повлияют на общество, рекомендую следующие книги:

прислано на почту