Andrew Wagner
По мере обсуждения основополагающей философии Биткойна, анархо-капитализм обычно уводит внимание в свою сторону. Однако возможно, что всё это время даже более вдохновляющей была философия техно-анархии, чьи сторонники верят в использование современных технологий для увеличения степени свободы. Читайте далее и узнаете, как технология изменила наш мир, и какую роль техно-анархия будет играть в формировании будущего с помощью блокчейнов и других децентрализованных технологий.
Техно-анархизм существовал долгое время, обычно изображаемый в книгах и фильмах в разных (преимущественно нереалистичных) формах. Традиционно являясь более политической практикой, нежели суеверием, он фокусировался на использовании технологии ради улучшения градуса свободы, в некоторых случаях активными мерами вроде хактивизма, но в большинстве случаев мирными мерами вроде Биткойна.
Обучение широкого круга его последователей, так или иначе, и является главной теорией о внутренней природе самой технологии. В то время, как другие анархисты обеспокоены степенью, с которой технология контролирует нашу жизнь, эти техно-анархисты понимают, что технология не только может пропагандировать свободу, но и что она уже пытается делать это. Это мощная сила в нашем сообществе, и её последствия легко просматриваются в истории.
В истории
Изначально, у технологии был противоположный эффект. Появление сельского хозяйства заставило собирателей-охотников организовываться в постоянные поселения и по мере роста численности населения (за рамки того, что известно как число Данбара), для управления селениями понадобились формальные правила. Последующие технологические улучшения позволили деревням превратиться в города-государства, затем в нации, и затем в империи, по мере того как мир становился всё теснее.
Технология всё равно выступит против тиранов. Как замечено многими выдающимися политическими исследователями вроде Фарида Захарии, успешный диктаторский режим сам себя аннулирует. По мере того, как стандарты жизни улучшаются, и население вырастает более образованным, оно станет более способным и желающим автономии, а также и поддерживающим индивидуальную свободу. Южная Корея, некогда управляемая военизированной хунтой, является прекрасным примером того, как свобода может привести к успешному переходу к демократии, уважающей права человека.
К сожалению, у демократии полно ограничений. Соответствующая структура, с которой мы знакомы (в противовес прямому голосованию всех по всем важным вопросам), была выбрана не только из-за недоверия в широких кругах, но и по простым логистическим причинам: не было способа собрать всех жителей страны в одной комнате. В основном, недостаточная система транспорта и бедные технологии коммуникации создали наследие, которое даже сегодня все ещё действует.
Технологические задержки также затормозили развитие Свободных рынков. Ключевые инфраструктурные объекты вроде линий электропередач, дорог, а также Интернета – контролируются централизованно и являются монополизированными – или правительством или корпоративным конгломератом – просто потому, что не существовало другой альтернативы. Установление нескольких конкурирующих линий в одном квартале было бы суетным кошмаром, в то же время довольно легко показывать несколько конкурирующих товаров на полке магазина.
Децентрализованная Эра
К счастью, именно над этими проблемами техно-анархисты работали и стремились решить. Зачем отправлять машиной или поездом, если можно дроном? Нам всё ещё придётся договориться относительно правил движения, но мы будем значительно менее зависимы от правительства в поддержании важной инфраструктуры. Развитие 3D печати только ускорит феномен, так как больше сложных потребительских вещей станут дешевле в изготовлении на дому.
Аналогичный тренд можно заметить во многих других секторах экономики. Энергетическая индустрия централизована потому, что всегда подразумевалось, что потребители не могут хранить или вырабатывать свою собственную энергию. В скором времени, проблема решится, так как новые гипер-эффективные солнечные панели позволят людям генерировать электричество на дому. Электричество, произведённое во время пиковых часов, может храниться в домашних батареях, вроде Tesla, и любой преизбыток может быть продан обратно системе накопления.
Ещё более захватывают улучшения в беспроводной технологии, по мере возрастающего количества беспроводных роутеров будет постепенно формироваться глобальный мешнет. В данный момент, большинство людей подсоединяются к Интернету через роутер, соединяющийся с ISP (Провайдером), а тот в свою очередь соединяет всех своих клиентов с помощью контролируемого им центрального хаба. Тем не менее, как только наступит момент, когда роутеры всех участников будут находиться в пределах досягаемости друг друга, услуги ISP провайдера станут не нужны.
Такие сети нельзя контролировать, и они уже используются для продвижения свободы слова в репрессивных частях мира. Точно так, пир-ту-пир сети значительно уменьшают степень нашей зависимости от хостов центральных серверов при распространении мультимедийного контента и двустороннего взаимодействия онлайн. Эти сети полностью добровольные, лишённые принуждения со стороны правительств или ещё кого.
Технология Блокчейна
Тем не менее, реальная история техно-анархии началась с Биткойна. В вашем банке хотят чтобы вы верили во множество вещей, но реальная причина, по которой они вам нужны – вы просто не сможете уместить все свои сбережения под матрасом (я надеюсь). Также должен быть какой-то способ для новых валютных единиц входить в экономику без подделки, так что нам необходимо иметь дело с центральной банковской системой.
Или нам ранее было необходимо, не важно. При использовании Биткойна, нет никаких ограничений на количество богатства, которое вы можете хранить с помощью приватного ключа, а его легко сохранить на любом цифровом устройстве или при помощи карандаша и бумаги. Вам не нужна дебетовая и кредитная карточная сеть чтобы отправлять средства, так как Биткойн работает на основе p2p. Новые монеты появляются на свет через майнеров, использующих математику для предотвращения подделки.
Теперь блокчейн – технология, стоящая за Биткойном – выносит вещи за пределы финансовой системы. Несмотря на то, что традиционно он использовался для записи балансов всех держателей BTC, на самом деле блокчейн способен сохранять любой тип информации, включая названия имущества, акции, усовершенствованные финансовые инструменты, и законные контракты, автоматически исполняемые.
Это означает, что центральные базы данных и регистры более не являются необходимыми, включая те, что управляются правительством. В частности, нам больше не нужен суд чтобы интерпретировать закон, не нужна бюрократия чтобы помогать его исполнять. Граждане с лёгкостью и напрямую могут голосовать по законопроектам; те, кто хочет жить по-иному могут естественным образом основывать новые сообщества, в международных водах и даже в открытом космосе. Другие будут формировать виртуальные нации, вроде BitNation, содержащей аналогичные сервисы без привязки к географическим ограничениям.
На самом деле, нет необходимости вообще в каком-то правительстве. Естественным образом юрисдикции дойдут до того, что будут оперировать в состоянии чистой техно-анархии, подчиняясь принципу отсутствия агрессии (или каким-то другим похожим). В этом – базовая парадигма Интернета Вещей, где все взаимодействия полностью добровольны и прозрачны. Нет причины, по которой люди не могут жить так, и однажды это случится.