НСПС (Независимый Самоуправляющийся Профессиональный Cоюз) Солидарность был массовым общественным движением 80х гг. Польская Солидарность выступала за социализм и равенство, а политику польской компартии (ПОРП) критиковала за повышения цен, очереди, коррупцию, низкую оплату труда рабочих. Решения гданьского съезда Солидарности в сентябре-октябре 1981 г отражали идеи социализма и самоуправления.
Это было мирное восстание, цунами забастовок, начатое небольшими нелегальными рабочими организациями. Движение, открывшееся августовской забастовкой 1980 г. на судоверфи города Гданьск, достигло колоссальных масштабов. В Польше произошел социальный взрыв, втянувший в себя 10 из 13 миллионов трудящихся, то есть три четверти экономически активного населения. Ядро Солидарности составили рабочие и инженеры крупнейших предприятий Польши (на небольших фабриках и в частном секторе Солидарность особым успехом не пользовалась). Это обстоятельство сразу же выбило почву из-под ног официальной большевистской пропаганды, которая объявляла компартию и контролируемое ей государство – рабочими.
Партия использовала государство для контроля над всеми экономическими и культурными процессами в обществе, подобно тому, как это делала КПСС в Советском Союзе. Поэтому рабочие, поддерживая социализм и экономическое равенство, но не желая больше зависеть во всем от государственной диктатуры, не могли и не хотели мыслить в полной мере государственными категориями. Отсюда и идеи нового, иного социализма, основанного на самоуправлении трудящихся.
И все же, перед нами очень своеобразное движение, вобравшее в себя всех недовольных большевистской системой. Для Солидарности, как и для венгерского восстания 1956 г. были характерны не только социалистические, но и национально-освободительные или даже националистические идеи, выраставшие из критики фактической советской оккупации.
Кроме того, громадное влияние в Польше имела католическая церковь. Под влиянием этих трех противоречивых факторов, обусловленных нелегитимной властью монопольно правивших в стране советских марионеток из компартии, складывалась идеология Солидарности. Фактически, это движение стало своеобразным контр-обществом, объединив всех противников компартии. В этом была сила движения, но и его слабость – Солидарность оказалась очень разнородна. Тем не менее, ее основу составляли рабочие организации на производстве.
Основная деятельность Солидарности состояла в организации борьбы за увеличение зарплат работников. Кроме того, разрабатывались проекты передачи заводов в самоуправление. Важной частью борьбы стало требование передать хотя бы часть огромной инфраструктуры компартии (роскошные здания райкомов) неимущим. Наибольшей популярностью Солидарность пользовалась среди шахтёров, металлургов, транспортников, машино- и судостроителей. Главными оплотами Солидарности являлись судоверфи Гданьска и Щецина, угледобывающие шахты Силезии, металлургические комбинаты Катовице и Кракова, машиностроительные и ремонтные предприятия Варшавы, Вроцлава, Быдгоща, Люблина, текстильные предприятия Лодзи. Огромные современные заводы тяжелой промышленности, стали главными центрами борьбы. Поднявшись против компартии, кадровый квалифицированный рабочий класс разрушил ее демагогию, согласно которой власть компартии тождественна власти самих работников.
С сентября 1980 по декабрь 1981 было организовано около 150 крупных забастовок всепольского и регионального масштаба. Выдвигались требования повышения зарплаты, улучшения условий труда, признания социальных прав и самоуправленческих органов, выражалась солидарность с другими бастующими. Но массы работников Польши, по признанию одного из руководителей профсоюза, Богдана Борусевича, хотели бОльшего. Они хотели, чтобы Солидарность взяла на себя все функции – образование, СМИ, охрану порядка, управление страной… Тем не менее, профсоюз избегал этого. Солидарность опасалась развития событий по сценарию тотального вооруженного венгерского восстания против компартии, восстания 1956 г, поскольку это могло бы привести к интервенции СССР (как и случилось тогда в Венгрии). Солидарность назвала свою доктрину “самооограничивающейся революцией” и делала упор на мирные подзаконные методы борьбы.
По мнению ультралевого французского исследователя Анри Симона, большой проблемой Солидарности стала ее бюрократия. Первоначально, организаторы забастовок объединялись в Межзаводские забастовочные комитеты, фактически автономные рабочие советы. Они были напрямую связаны с трудовыми коллективами, избравшими их; существовала прямая телефонная связь и можно было в любой момент выяснить, как идут дела, и делают ли делегаты свою работу, а в случае неэффективности, заменить делегатов. Но комитеты пошли по пути создания легального профессионального союза с освобожденными работниками.
40 тысяч освобожденных работников (в два раза больше, чем в официальных про-государственных профсоюзах) постепенно взяли под контроль управление Солидарностью, а легалистская тактика парализовала взрывной потенциал рабочего класса. Все это способствовало поражению Солидарности. В декабре 1981 г результате военного переворота, совершенного генералом Войцехом Ярузельским, Солидарность была разгромлена, ее остатки вернулись в подполье. Низовая автономная активность работников оказалась парализована бюрократией и привычкой полагаться на действующие законы – типичными элементами профсоюзной деятельности. Поэтому они не смогли противостоять военному перевороту и репрессиям. Сыграла свою роль в этом поражении и официальная доктрина “самоограничивающейся революции”, избранная Солидарностью. Впрочем, в свое оправдание бывшие руководители Солидарности говорят, что более радикальная тактика привела бы к интервенции Советского Союза и огромным потерям.