Регионы

Палестина: совместная борьба арабов и евреев в прошлом и настоящем.


Большинство написанных левыми текстов о происходящем сейчас в Палестине, сводятся к лозунгу “Свободу Палестине”, при этом палестинцы представляются как некое единое целое – единый народ с его политическим представительством и “боевым крылом”, а также правом на создание своего государства. Для анархического анализа этого явно недостаточно. Еще менее разработан вопрос о возможностях выхода из войны.  Варианты “уничтожить всех евреев” или “победить международный терроризм стерев с лица земли Газу со всем населением” мы, как анархисты, рассматривать не будем.

Среди очень немногих попыток представить  перспективу свободного и мирного развития всех народов, населяющих Палестину, нас привлекло интервью, которое греческий либертарный журнал Aftoleksi взял интервью у Джорджа Мехрабиана, ливанца по происхождению, живущего в Афинах, который перевел на греческий язык книгу “Израиль и палестинская борьба за самоопределение”. Это разговор о единстве палестинского и израильского народов.

Aftoleksi: Спасибо за эту беседу! Для нас очень важно поговорить с людьми, которые на протяжении многих лет занимаются палестинскими и еврейскими проблемами с прогрессивной точки зрения. На мероприятии, организованном в Греции издательством International Forum, вы выступили со следующей главной темой: “Единство трудящихся Палестины и Израиля: Единственный выход из трясины оккупации и войны”. Именно с этого момента мы хотели бы начать нашу дискуссию. Мы хотим пролить свет на усилия двух народов по сосуществованию на протяжении всего этого времени. И сосредоточиться на том, как национализм и доминирующие силы упорно мешали этому сосуществованию. Какие моменты общей борьбы мы могли бы выделить?

Джордж Мехрабиан: Британское колониальное господство над Палестиной началось после поражения Османской империи в Первой мировой войне. После войны в Палестине начался своеобразный промышленный бум. На севере страны Хайфа стала центром промышленности и железнодорожного транспорта. Возросла еврейская иммиграция из Европы. Многие из этих еврейских рабочих приехали с симпатиями к новой рабочей республике в Советской России. Многие были левыми “трудовыми” сионистами, другие – коммунистами. Эти еврейские иммигранты, по сути, стали зачинателями коммунистических идей в Палестине. Федерация труда Гистадрут была образована в 1920 году трудовыми сионистами и представляла собой федерацию еврейских рабочих.

В 1924 году в Нешере под Хайфой строился большой цементный завод. На строительстве работали еврейские иммигранты, египетские арабы и местные арабские рабочие. Еврейские рабочие устроили забастовку, требуя повышения зарплаты и сокращения рабочего дня. Гистадрут организовал этих рабочих. Очень быстро бастующие рабочие поняли, что без участия арабских рабочих им не победить. Они обратились к своим собратьям по классу -арабам, несмотря на сопротивление руководства Гистадрута. К всеобщему удивлению, арабские рабочие согласились объединиться в единый кулак. После двухмесячной забастовки компания пошла на уступки еврейским рабочим. Об арабских рабочих в соглашении с Гистадрутом ничего не говорилось. Гистадрут утверждал, что у него нет никаких обязательств перед ними. Большинством голосов 170 против 30 еврейские рабочие проголосовали за то, чтобы не возвращаться на работу, если арабы не будут вновь приняты на работу. Британские мандатные власти депортировали большинство арабских рабочих. Это был первый пример совместной борьбы еврейских и арабских рабочих и препятствий, с которыми они столкнулись.

В 1925 году в Хайфе вспыхнула еще одна забастовка среди портных и плотников. Этих рабочих нанимали в основном палестинские арабские боссы. Палестинские рабочие обратились за помощью в организации к местным арабским еврейским рабочим и членам Гистадрута. Некоторые арабские еврейские рабочие сформировали Всеобщий рабочий клуб для организации палестинских арабских портных и плотников. Они оказали достаточное давление на Гистадрут, чтобы тот оказал им некоторую поддержку. В Хайфе вспыхнула забастовка портных и плотников в этих мастерских.

Ведущая палестинская арабская газета “Аль-Кармиль”, газета с солидной антисионистской историей, выступила с предупреждением для палестинских забастовщиков. В ней говорилось: “Мы опасаемся, что целью побуждения арабских рабочих к забастовке является (1) подстрекательство их к восстанию; (2) нарушение деловой активности арабских предприятий; (3) повышение цен, чтобы еврейским товарам было легче конкурировать с арабами и отнимать у них рабочие места”. (Товарищи и враги, арабские и еврейские рабочие в Палестине, 1906-1948, Захари Локман, стр. 94) Ведущий христианский маронитский священник Хайфы созвал забастовщиков на собрание, где, по словам Локмана, предостерег их “от сотрудничества с евреями, которые распространяют большевизм в Палестине, и призвал их создать свой собственный мусульманско-христианский союз, который был бы свободен от еврейского влияния”. (ibid, p. 94).

Больше всего промышленных рабочих было на железной дороге, главным центром которой была Хайфа. Там еврейские рабочие организовали профсоюз, связанный с Гистадрутом. Уже в 1921 году Социалистическая рабочая партия, в которой были как социалисты-сионисты, так и коммунисты, имела значительное влияние в этом профсоюзе железнодорожников. SWP отстаивала необходимость открыть профсоюз для палестинских арабов и активно организовывать арабских рабочих. Коммунистические сторонники русской революции объясняли необходимость организации всех рабочих; они выступали против сионистского движения, боролись против британского колониального мандата и поддерживали арабское антиколониальное национальное движение. (Вскоре после этого SWP разделилась на две партии – левосионистскую и коммунистическую).

В 1921 году состоялась серия встреч между еврейскими боевиками рабочего класса, как коммунистами, так и левыми сионистами, и арабскими рабочими, чтобы арабы вступили в профсоюз железнодорожников и чтобы это был совместный профсоюз. Руководство Гистадрута выступило против любых коллективных перспектив. Руководство Гистадрута рассматривало эти действия как угрозу концепции строительства еврейской родины с помощью еврейского труда. Постоянным требованием Гистадрута было привлечение еврейской рабочей силы взамен арабской на железных дорогах.

По словам израильского историка Илана Паппе, “лидер местного Гистадрута в Хайфе Давид Хакоэн упрекнул еврейских рабочих, которые объединились с палестинцами: “Железнодорожники забывают, что миссия еврейских рабочих, которые являются частью движения за заселение Палестины, заключается не в том, чтобы беспокоиться о взаимопомощи с арабскими рабочими, а в том, чтобы помогать укреплению сионистского проекта на этой земле””. (A History of Modern Palestine, p. 111)

Растущая радикальность рабочих, особенно после русской революции, усилила левые силы в железнодорожных профсоюзах. В профсоюз вступило много арабских рабочих, палестинцев и египтян. На конференции профсоюза железнодорожников Ильяс Асад, палестинский делегат, заявил: “Я стремлюсь установить связи между еврейскими и арабскими рабочими, потому что уверен: если мы будем связаны, мы будем помогать друг другу, не взирая на религию или национальность”. (Lockman, p. 127).

К 1924 году во всей Европе наблюдался спад мобилизации рабочего класса и революционных возможностей. Это отразилось и на британской подмандатной Палестине. В апреле 1924 года руководство Гистадрута открыло войну против своих членов-коммунистов, объявив их врагами еврейского народа и исключив большинство из них. Это негативно сказалось на усилиях профсоюза железнодорожников по созданию союза еврейских и арабских рабочих.

В то же время буржуазное и феодальное арабское националистическое руководство нападало на растущий профсоюз железнодорожников, обвиняя его арабских членов в принадлежности к сионистской организации из-за связей профсоюза с Гистадрутом. В арабской газете “Аль-Нафир” появилась статья за подписью египетского профсоюзного лидера Хасанайна Фахми, в которой он призывал арабских рабочих выйти из общего профсоюза железнодорожников, поскольку в действительности он является сионистской организацией (ibid, p. 137).

В следующий период рабочего подъема в Палестине также наблюдался всплеск общей рабочей борьбы и организаций. В 1931 году еврейские и палестинские водители грузовиков организовали очень эффективную совместную забастовку против налогов на водителей, установленных Британским мандатом. Мандатные власти были вынуждены снизить эти налоги. В 1935 году состоялась массовая забастовка на принадлежащем Великобритании нефтеперерабатывающем заводе в Хайфе, в которой участвовали как еврейские, так и арабские рабочие. В знак солидарности с рабочими нефтеперерабатывающего завода прошли совместные акции железнодорожников. Семьсот железнодорожников вышли на первомайский марш 1935 года; среди них было 113 евреев. Новая воинственность
Больше всего промышленных рабочих было на железной дороге, главным центром которой была Хайфа. Там еврейские рабочие организовали профсоюз, связанный с Гистадрутом. Уже в 1921 году Социалистическая рабочая партия, в которой были как социалисты-сионисты, так и коммунисты, имела значительное влияние в этом профсоюзе железнодорожников. SWP отстаивала необходимость открыть профсоюз для палестинских арабов и активно организовывать арабских рабочих. Коммунистические сторонники русской революции объясняли необходимость организации всех рабочих; они выступали против сионистского движения, боролись против британского колониального мандата и поддерживали арабское антиколониальное национальное движение. (Вскоре после этого SWP разделилась на две партии – левосионистскую и коммунистическую). В 1921 году состоялась серия встреч между еврейскими боевиками рабочего класса, как коммунистами, так и левыми сионистами, и арабскими рабочими, чтобы арабы вступили в профсоюз железнодорожников и чтобы это был совместный профсоюз. Руководство Гистадрута выступило против любых коллективных перспектив. Руководство Гистадрута рассматривало эти действия как угрозу концепции строительства еврейской родины с помощью еврейского труда. Постоянным требованием Гистадрута было привлечение еврейской рабочей силы за счет арабской на железных дорогах.К 1924 году во всей Европе наблюдался спад мобилизации рабочего класса и революционных возможностей. Это отразилось и на британской подмандатной Палестине. В апреле 1924 года руководство Гистадрута открыло войну против своих членов-коммунистов, объявив их врагами еврейского народа и исключив большинство из них. Это негативно сказалось на усилиях профсоюза железнодорожников по созданию союза еврейских и арабских рабочих.

В то же время буржуазное и феодальное арабское националистическое руководство нападало на растущий профсоюз железнодорожников, обвиняя его арабских членов в принадлежности к сионистской организации из-за связей профсоюза с Гистадрутом. В арабской газете “Аль-Нафир” появилась статья за подписью египетского профсоюзного лидера Хасанайна Фахми, в которой он призывал арабских рабочих выйти из общего профсоюза железнодорожников, поскольку в действительности он является сионистской организацией (ibid, p. 137).

В следующий период рабочего подъема в Палестине также наблюдался всплеск общей рабочей борьбы и организаций. В 1931 году еврейские и палестинские водители грузовиков организовали очень эффективную совместную забастовку против налогов на водителей, установленных Британским мандатом. Мандатные власти были вынуждены снизить эти налоги. В 1935 году состоялась массовая забастовка на принадлежащем Великобритании нефтеперерабатывающем заводе в Хайфе, в которой участвовали как еврейские, так и арабские рабочие. В знак солидарности с рабочими нефтеперерабатывающего завода прошли совместные акции железнодорожников. Семьсот железнодорожников вышли на первомайский марш 1935 года; среди них было 113 евреев.

Новая боевитость заставила руководство профсоюза установить крайний срок забастовки. Британские мандатные власти отказались вести переговоры и признавать профсоюз.

Паппе сообщает о многих случаях совместного еврейско-арабского сопротивления рабочего класса. Однако он также указывает на цену, которую платили лидеры этих усилий: “Когда такие люди, как Фавзи аль-Хусайни или Фахри аль-Нашахиби, присоединялись к арабо-еврейским организациям, выступавшим за создание двунациональной политической структуры, они платили за это жизнью”. В 1937 году был убит лидер палестинского профсоюза. В 1947 году был убит другой профсоюзный лидер по имени Сами Таха. Оба были убиты за то, что подчинили национальную солидарность классовому сознанию. В обоих убийствах была видна рука Амина аль-Хусайни”. (Pappe, p. 113- 114) Священнослужитель Амин аль-Хусайни был муфтием Иерусалима и самым видным лидером палестинцев в то время.

Я уже упоминал несколько примеров сотрудничества рабочего класса. Подобные усилия предпринимались на протяжении всего конфликта 1920-1940-х годов. Однако эти усилия наталкивались на объединенное противодействие британской колониальной администрации, работодателей, союза еврейских рабочих “Гистадрут” и палестинских националистических буржуазных, феодальных и клерикальных сил. Эти объединенные силы, каждая из которых настаивала на своем и по своим классовым причинам, оказались слишком большим препятствием для нового рабочего класса в колониальной Палестине, чтобы его преодолеть.

О: Позже, в Израиле тоже была общая борьба? Мы знаем, например, случай с медсестрами.

ГМ: Более 20 % граждан Израиля – палестинцы. Они работают на тех же предприятиях, что и еврейские рабочие, часто бок о бок. Я даже не считаю работников, которые приезжают с Западного берега или из Газы, чтобы работать в Израиле.

Со времен пандемии COVID-19 еврейские и арабские рабочие ведут совместную борьбу. Среди наиболее важных недавних выступлений – борьба работников больниц, включая медсестер, санитаров и других. Бок о бок палестинские арабские и израильские еврейские медсестры и другие работники больниц боролись за улучшение условий труда, повышение зарплаты и расширение найма. Они вместе стояли в пикетах и держали транспаранты на арабском и иврите.

Пару лет назад произошел очередной всплеск насилия со стороны поселенцев и нападений исламистов. Исламисты нападали на еврейские семьи, а поселенцы – на палестинские. Профсоюз водителей автобусов организовал совместный совместные комитеты защиты своих членов для защиты как арабских, так и еврейских членов профсоюза и их семей.

Израильская федерация профсоюзов “Коах ла Овдим” (“Власть рабочим”) независима от Гистадрута. Эта федерация была создана в 2007 году и открыто выступает за солидарность между еврейскими и арабскими рабочими. Ее членами стали около 35 000 рабочих.

Приведенные выше примеры важно иметь в виду. Они показывают, что совместные классовые действия возможны и, по сути, естественны. В долгосрочной перспективе единственный способ выйти из цикла оккупации, террора, войн и разрушений, через который прошел регион, – это совместные усилия рабочего класса по захвату власти в Израиле и Палестине.

Антисемитская атака ХАМАС 7 октября, в результате которой было убито более 1500 мирных жителей и похищено около 240 человек, стала кровавым препятствием на пути к тому, чтобы рабочие смогли увидеть свои общие интересы, а значит, и найти путь вперед.

О: На мероприятии, о котором идет речь, вы упомянули, что идея единой Палестины, похоже, возникла в 1960-70-х годах в ливанских лагерях – что именно она подразумевала? Равные права для израильтян и палестинцев? Как палестинцы и израильтяне отреагировали на это?

ГМ: В конце 1960-х годов жители лагерей палестинских беженцев в Ливане восстали против контроля и господства ливанского государства. Палестинцы в этих лагерях были одними из самых угнетенных рабочих на ливанских промышленных предприятиях и крупных плантациях. Благодаря массовому восстанию они установили контроль над лагерями беженцев, что позволило Фатеху и другим палестинским организациям ООП развиваться в этих лагерях. Эти районы стали центрами революционной мысли и организации.

В то время ООП предложила бороться за демократическую, светскую Палестину, где евреи, христиане и мусульмане могли бы жить как равные граждане с равными правами. Эта попытка обеспечить общую перспективу для палестинских и израильских рабочих была очень прогрессивным предложением для того времени и могла бы стать мостом для совместных действий.

Однако дела должны совпадать со словами. Многие организации, входящие в ООП, призывая к такой перспективе, в то же время организовывали акции, направленные против израильского гражданского населения. Эти действия, направленные на убийство израильтян без разбора, не вписывались в нарратив демократической светской Палестины, где евреи занимают место равноправных граждан. Поэтому израильских трудящихся нельзя было убедить в том, что это действительно так, и капиталистические правители Израиля максимально использовали эти нападения.

О: На том же мероприятии мы узнали, что в 1972 году в Газе существовала железнодорожная сеть с маршрутом до Тель-Авива, а также мысль построить аэропорт. Сегодня даже это звучит как нечто очень далекое, сегодня же мы имеем дело с блокадой и полным уничтожением Газы. Это показывает разницу в картине по сравнению с нынешним патовым положением. А какую роль сыграл ХАМАС?

ГМ: Важно начать с классового контекста, в котором функционирует ХАМАС. ХАМАС – реакционная буржуазная организация. Ее политическая перспектива – создание капиталистического исламского государства в Палестине. Он показал, какой тип правления он намерен установить в реальной жизни в Газе. Я хочу напомнить читателю, что ХАМАС правит Газой с 2006 года, когда он победил на выборах. В 2007 году он развязал гражданскую войну против ФАТЕХ (основного компонента ООП) и вытеснил ФАТЕХ из сектора Газа. С тех пор она правит железной пятой, отрицая демократические права, права профсоюзов, права женщин и другие свободы, завоеванные в результате борьбы трудящихся всего мира.

Хамас ставит своей целью уничтожение всех евреев в Израиле; он выступает за разрушение Израиля. Все, что было построено евреями после 1948 года, они считают незаконным. Поэтому с точки зрения ХАМАСа для евреев нет места. Это антисемитская организация. Если у кого-то есть сомнения на этот счет, то просто посмотрите на теракты ХАМАС 7 октября. Людей убивали без разбора просто потому, что они были евреями. Некоторые из убитых и похищенных были, по сути, сторонниками прав палестинцев.

Подобные действия блокируют усилия по поиску пути к совместной борьбе рабочих, независимо от того, являются ли они израильскими евреями или палестинскими арабами. Они укрепляют политическую позицию тех, кто в Израиле утверждает, что палестинцы хотят убить всех евреев и что совместная жизнь невозможна. Это усиливает политическую поддержку оккупации.

А: Нетаньяху делает то же самое?

ГМ: Премьер-министр Нетаньяху – капиталистический политик, возглавляющий крупнейшую в Израиле капиталистическую партию. В конечном счете, он занимается бизнесом, чтобы защищать интересы своего класса. Его не волнуют права палестинцев, он ставит огромные препятствия на пути прекращения оккупации, блокирует создание независимого палестинского государства и так далее; он показал это за годы своего пребывания у власти. Действия ХАМАСа, а также буржуазно-клерикального режима Тегерана ставят под вопрос само присутствие евреев в регионе. Это становится экзистенциальным вопросом, в том числе и для израильского капиталистического правящего класса и их премьер-министра – отсюда их решимость в нынешней войне. Они попытаются избавиться от ХАМАСа, независимо от того, какую цену придется заплатить, сколько погибнет палестинских мирных жителей, а также израильтян.

О: Бедуины – еще один народ в регионе, который аналитики и историки часто упускают из виду. Во время нападения 7 октября они даже числились среди погибших – вместе с 22 другими погибшими тайскими сельскохозяйственными рабочими и пацифистами. Возможно, бедуины также с оптимизмом смотрели на совместное сосуществование народов с равными правами.

ГМ: Совершенно верно. Бедуины – это кочевой арабский народ. Они считаются частью палестинского народа в регионе Израиля и Палестины. Те, кто живет в Израиле, имеют израильское гражданство. Реакция многих бедуинов на массовое убийство 7 октября была проявлением человеческой солидарности. Они бежали на помощь раненым. Многие были убиты боевиками ХАМАС.

О: Вы родом из Ливана; расскажите нам, какова ситуация и законы для палестинцев?

ГМ: Палестинские крестьяне-беженцы живут в Ливане с 1948 года во время войны за создание государства Израиль, когда в некоторых случаях вооруженные сионистские силы вынудили их покинуть свои дома в Палестине. В других случаях соседние арабские режимы настоятельно рекомендовали им уехать, обещая скорое возвращение.

В Ливане их поселили в лагерях беженцев, расположенных вблизи промышленных центров и сельскохозяйственных плантаций. Эти крестьяне-беженцы жили и продолжают жить в условиях, напоминающих трущобы. По закону им было отказано в праве собственности на недвижимость и доступе к квалифицированной работе. Лагеря беженцев находились под строгим контролем ливанских государственных сил безопасности. Они стали дешевым источником сверхэксплуатируемой рабочей силы для капиталистических интересов в сельском хозяйстве и промышленности. К 1970-м годам в лагерях беженцев в Ливане проживало около 400 000 палестинских беженцев.

Следует добавить, что такая судьба не постигла высшие слои среднего и буржуазного классов, покинувших Палестину. Эти слои были интегрированы в высшее общество Ливана.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов палестинские рабочие стали боевыми авангардистами в процессе создания профсоюзов и фабричных комитетов среди всех рабочих Ливана. Этот подъем рабочего движения стал прелюдией к началу гражданской войны в 1975 году.

О: От всего сердца благодарим вас за эту беседу. Мира и справедливости!

Ноябрь 22, 2023

перевод Анархия Сегодня

 

источник