София Безвластная в соавторстве с Денисом Хромым
К сожалению, очень мало написано о нынешней израильско-палестинской войне с анархической перспективы. Статья Софии Безвластной и Дениса Хромого, которую мы нашли с помощью товарищей из тг-канала Экспозиция Революционного Анархизма, одна из первых попыток анархического анализа текущей ситуации. Статья оставляет много вопросов. В частности, непонятно, как социал-демократическое государство, о котором пишут авторы, может привести к безгосударственному анархическому обществу. Этой публикацией мы хотим продолжить дискуссию о перспективах анархизма во время войны и о практических действиях анархистов воюющих стран. Ваши мысли на эту тему, пожалуйста, присылайте нам на почту.
Дежурный редактор “Анархии Сегодня”
17.10.2023
Эпоха, в которой мы живем, полна тяжких и судьбоносных событий. Мир находится в фазе мировой войны: позавчера Украина и Россия, вчера — Армения и Азербайджан, сегодня — Курдистан и Турция, Палестина, Израиль.
Не то, чтоб это было неожиданностью. Предвестники этих кровавых событий маячили на горизонте и раньше. Но я хотела бы рассмотреть, как война в разных частях света воспринимается в мировом сообществе, и какими приёмами пользуются «цивилизованные» страны, чтобы оправдать страшнейшие военные преступления.
7 октября религиозные фундаменталисты и варвары ХАМАС совершили вылазку на территорию Израиля и принялись устраивать страшные и шокирующие бесчинства, в ходе которых они устроили настоящую и безумную резню мирных израильских жителей (убив на данный момент уже около 1000 людей и взяв множество в плен), чему, безусловно, не может быть никаких оправданий. Предварительно в соцсетях и СМИ появилась устрашающая цифра: 5000 ракет, выпущенных по Израилю с территории сектора Газа (https://web.archive.org/web/20231008094035/https://www.forbes.ru/society/498016-cislo-pogibsih-posle-nacala-ataki-hamas-v-izraile-dostiglo-40). Стало быть, этот акт — запугивание со стороны террористических группировок, и на деле большая часть этих ракет не достигла своих целей. Тем временем, несмотря на видимые последствия атак на израильские города, информация о массированной бомбардировке знатно ужаснула представителей «цивилизованного сообщества». Стоит напомнить, что когда аналогичные обстрелы производила Россия по украинским территориям, количество используемых ракет не превышало сотню, а последствия этих обстрелов ощущались по всей стране. Однако же у людей зачастую не имеется восприятия величин, с которыми они сталкиваются, поэтому террористы могут подставлять совершенно любые числа и использовать вооружения с любым КПД, и Израиль будет им поддакивать, тем самым подогревая ненависть к «нецивилизованным дикарям в шлёпанцах».
Сразу же после нападения ХАМАС и захвата ими заложников, Израиль пообещал устроить «охоту на ведьм» под предлогом «борьбы с терроризмом». Израильская держава приняла несколько ответных мер.
Например, потребовала, чтоб жители Газы удалились из региона (https://www.aa.com.tr/ru/мир/нетаньяху-призвал-население-покинуть-газу-/3011058).
«Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху призвал жителей блокированного сектора Газа “покинуть регион” и заявил, что они превратят в руины все районы, где присутствует ХАМАС.
Нетаньяху в связи с атаками вооруженного крыла ХАМАС “Бригад Иззаддина аль-Кассама” выступил с обращением к нации.
Он заявил, что ХАМАС начал войну против Израиля.
“Того, что произошло сегодня, никогда не было, и я позабочусь, чтобы этого больше никогда не было. Армия будет использовать всю свою мощь, чтобы уничтожить ХАМАС. Мы разрушим все места, где собирается и прячется ХАМАС. Все места, где они планировали совершенное зло, где они прячутся сейчас, будут уничтожены до основания”.
Нетаньяху призвал гражданское население покинуть зону военной операции: “Жители Газы, уезжайте оттуда немедленно, потому что мы применим всю военную мощь государства”.
“Эта война будет долгой, трудной, но могу вам обещать, что, мы победим”, — сказал премьер».
Когда вдруг и внезапно выяснилось, что Газа — это заблокированный со всех сторон анклав, и палестинцы не могут уехать из «блокированного сектора Газа», Израиль совершил так называемый жест доброй воли и отменил протокол «стук по крыше» (https://www.dialog.ua/world/282560_1696821593). Иначе говоря, мирных жителей больше никто не будет предупреждать о бомбардировках.
Далее Израиль анонсировал полную блокаду Газы (https://thecurrent.pk/israel-announces-complete-siege-on-gaza/) и начал так называемую наступательную операцию. Министра обороны Израиля Йоава Галант заявил: «Я дал распоряжение — Газа будет в полной блокаде. Не будет электричества, еды и топлива. Мы сражаемся с варварами и будем давать соответствующий ответ» (https://1news.az/news/20231009020902762-Ministr-oborony-Izrailya-obyavil-o-nachale-totalnoi-blokady-sektora-Gaza).
Раз Израиль «сражается с варварами», значит на фоне вылазки ХАМАС любые его действия являются упреждающими и оправданы. И мы убедились в этом на практике.
Впрочем, Израилю совершенно невыгодно упоминать о том, что палестинские политические движения представлены не только религиозными фундаменталистами и «варварами», и что Израиль сам взрастил этих варваров: бывший губернатор Газы Ицхак Сегев упоминает, что политика Израиля в Газе состояла во взращивании местных исламистов, в стравливании ХАМАС с более светскими политическими силами, например, с ФАТХ, которая, в отличие от ХАМАС, признаёт существование Израиля и даже делала шаги в направлении взаимного признания и сотрудничества. Сейчас ФАТХ не имеет такой поддержки, как фундаменталистский ХАМАС. И теперь израильские политики могут активно призывать чуть ли не к геноциду и упреждающему ядерному удару: «Правительство приняло решение объявить войну и ликвидировать ХАМАС. Я призываю вас сделать все возможное и без страха использовать оружие судного дня против наших врагов», — сообщила политик Тали Готлиб на своей странице социальной сети Twitter (https://twitter.com/TallyGotliv/status/1711400514728898602). (Примерно в том же ключе российские политические деятели призывают ударить по «центрам принятия решений» ядерной боеголовкой, чтобы раз и навсегда разрешить конфликт с Украиной — без учёта возможных последствий). Совершенно неуместный вопрос, который хотелось бы задать: а цель оправдывает средства? По мнению израильских политиков, оправдывает, если цель — полное уничтожение Палестины и её оккупация, а средство — одиозные религиозные фундаменталисты, которые превращают палестинцев в глазах европейского общества в дикарей, а евреев, какими бы делами те ни промышляли, — в демократов и освободителей.
Иначе говоря, Израиль открыто признаёт две вещи:
а) что он способствует созданию гуманитарной катастрофы в регионе;
б) что он готов бить (и бьёт) по гражданской инфраструктуре, оправдываясь тем, что там сидят боевики ХАМАС (очень напоминает риторику России, которая тоже била по гражданской инфраструктуре города Мариуполь, поскольку в домах сидели «боевики Азова»).
Как реагирует европейское общество?
1. Заседание Совбеза ООН завершилось без принятия заявления по Израилю (https://www.rbc.ru/rbcfreenews/652323899a7947398ec4a046).
2. Евросоюз приостанавливает оказание помощи Палестине (https://www.belta.by/world/view/evrosojuz-priostanavlivaet-okazanie-pomoschi-palestine-592816-2023/).
Иначе говоря, неудивительное безразличие к ситуации. Более восьмидесяти стран поддержали Израиль в его «борьбе с терроризмом» несмотря на то, что его заявления и действия попадают под категорию военных преступлений. Происходящее очень напоминает события после 11 сентября, когда всплеск и угроза религиозного фундаментализма стали важнейшим оправданием для вторжения американцев в Ирак. И хотя все цивилизованные страны осуждают религиозные фундаменталистские движения и по праву признают их террористическими, они совершенно не осуждают столь же террористические по своей сути деяния, совершенные «обороняющейся» страной. Они смело экстраполируют радикализм отдельных движений на всю референтную группу и обзывают их «террористами» даже в том случае, когда на кадрах предстают очевидно безоружные люди.
Это основная причина, по которой не работает никакая модель представительной демократии. Ни одно политическое движение не может представлять весь народ. И хотя мы можем осуждать ХАМАС, мы не можем оправдывать Израиль в его действиях и отказывать палестинцам в праве на самоопределение. Хотя некоторые левые уже окрестили действия религиозных фундаменталистов как «антиимпериалистические» и «освободительные», на деле же они не являются таковыми. Любая риторика, которая опирается на концепцию национально-освободительного движения, может находить отражение как в прогрессивных политических направлениях, так и в откровенно реакционных. Это совершенно естественно, покуда нация — это не эссенция, а конструкт, и внутри отдельно взятого общества, пусть даже образованного по принципу национальности, существуют различные группы интересов. Наша задача — поддерживать прогрессивные силы, а не религиозный фундаментализм и израильский «оборонофашизм». Главной подпиткой радикализма для таких движений, как ХАМАС, служит политика самого Израиля и подогревающие действия ближневосточных соседних режимов, которые также заинтересованы не в мирном сосуществовании, а в теократии.
На основе теократии нельзя построить прогрессивного общества, и пока между Израилем и Палестиной будет конфликт на почве религии и её принципов, нам не стоит ожидать ничего, кроме резни. К сожалению, одним странам эту резню осуществлять недозволительно, другие же страны «равнее», и на то, что они творят, можно закрыть глаза. Этого конфликта можно было бы избежать, будь Израиль как минимум светской и многонациональной страной, однако сегодня мы наблюдаем бойню двух реакционных сил, для которых слова о взаимном уважении культур, конфессий и наций не значат ничего, и потому эта война будет длиться ровно до тех пор, пока одна нация не изничтожит другую.
Это отражает сущностную гнилость международных институтов, которые должны поддерживать в мире спокойствие и порядок, это отражает сущностное деление обществ на привилегированные и отсталые, в соответствии с пропорцией доступных каждому из этих обществ производственных благ и степенью концентрации капитала. Этот паритет может нарушить только смена экономической парадигмы. Поэтому наряду с революцией политической и культурной нужны революции экономические и революции (меж)национального плана с образованием политических, культурных и экономических конфедераций народов. Каждый из народов должен обрести независимость на равных условиях. Пока один из народов притесняет другой, прикрываясь «международной поддержкой», другой будет ещё более озлоблен и желать возмездия.
И долго же при таком раскладе продержится наш мир? Пока в Европе поют дифирамбы толерантности и терпимости к ближнему, страны точат ножи и готовы резать друг другу глотки, поскольку их система мифов им это предписывает. В цивилизованном мире должна быть запрещена теократия ровно так же, как запрещён нацизм — деление людей по конфессиональному признаку и всё, что из этого вытекает, — не менее дискриминационное явление, чем деление людей по расам и вытекающий из этого расизм. Мы все недалеко ушли от состояния пресловутой «дикости», на которую сетует министр обороны Израиля, и когда я говорю «мы все», я не преувеличиваю. Апартеид, нацизм, расизм, гомофобия — это то, что считалось нормой в недавнем прошлом. Теократическая политика также должна быть запрещена, поскольку она предписывает целым группам лиц жить и действовать в соответствии с предписаниями, на которые они не в состоянии повлиять, это высшая форма подчинения и тирании.
Эмма Гольдман написала пророческие слова в 1938 году, когда Палестина была ещё британской колонией (https://aitrus.info/node/4811):
«Я многие годы выступала против сионизма, который есть не что иное как мечта капиталистов-евреев со всего мира создать еврейское государство со всеми его аксессуарами: правительством, законами, полицией, милитаризмом и т.д. Иными словами, они хотят создать еврейскую государственную машину, чтобы защищать привилегии меньшинства против большинства [евреев]».
«Я не против борьбы за национальную независимость, но я не считаю их столь полезными при капиталистическом режиме, как считает он. Прогресс, который, как предполагается, несет эта независимость, сводится к приходу демократии, которая является обманом и ловушкой. Достаточно взглянуть на пример стран, которые добились национальной независимости недавно. На Польшу, к примеру, на прибалтийские государства и некоторые балканские страны. Они далеки от того, чтобы быть прогрессивными (в действительном смысле этого слова), они стали фашистскими. Политические преследования там столь же жестоки, как и при царе, а антисемитизм, открыто поддерживаемый верхами государства, ныне заражает все слои общественной жизни в этих странах».
Иначе говоря, современный Израиль — это не свободная страна, такая же, как условная Финляндия, а такая же, в сущности, теократическая держава, которая построила государство для евреев там, где его нельзя было строить. Сталкиваясь с закономерным противостоянием притесняемого населения, капиталистические классы, заражённые идеей буржуазно-националистического сионизма, прикрылись демократической ширмой, которая на деле является открытой формой фашизма для наций, не составляющих еврейскую, но также проживающих в Палестине. Эта демократическая ширма служит им и поныне. Самое время её сорвать.
Единственно возможным выходом из сложившейся ситуации взаимного уничтожения двумя народами друг друга является преодоление узкой и глупой перспективы ресентимента, сеющего желание перманентно мстить и порождать новые витки насилия и геноцида.
Евреи и арабы должны устремиться обрести гармонию между собой, осознав, что тактика мести, обиды и возмездия ни к чему новому и созидательному не приведёт. Палестинцы должны самоорганизоваться и свергнуть любые реакционные силы, претендующие их представлять, как например ХАМАС. Они должны сформировать организацию социал-демократической направленности, которая будет стараться вести светскую и гуманистическую политику, заниматься просвещением относительно несправедливости израильской политики и доносить до широкой общественности и международных организаций голос разума, совести и конструктивного размышления. Благодаря социал-демократической силе, если она станет преобладать, люди перестанут воспринимать палестинцев как однозначных террористов, что в будущем может привести к тому, что Палестина сможет заручиться большей поддержкой со стороны международных организаций, рядовых палестинцев и даже сочувствующих израильтян. Сегодня важнейшей задачей палестинского самооосвобождения является образование альтернативной силы, которая будет не дискредитировать палестинцев, как это делает сегодня ХАМАС, а вести агитационную работу в направлении гуманизма и интернационализма как среди палестинцев, так и израильтян. Помимо этого, такая организация должна быть в идеале построена на принципах прямой мандатно-делегационной демократии и федерализме с целью наиболее точно отображать настроения самих палестинцев, а не взгляды только самих посредников.
Добившись кое-какого признания, Палестина, получив возможность развиваться не в условиях блокады и бомбёжек (на этом этапе наиболее желательной целью является ситуация мирного сосуществования двух государств — еврейского и арабского), а на вполне признанных территориях и с помощью извне, левые и анархистские силы должны начать вести пропаганду среди широких слоёв арабского и еврейского пролетариата. Общая борьба против экономической эксплуатации, за рабочее самоуправление и улучшение собственных условий жизни должны будут сплотить разобщённых арабов и евреев; помочь им осознать, что солидарность, взаимопомощь, дружба и мирное сосуществование без какого-либо угнетения — это то, чего так им не хватало все эти десятилетия постоянной напряжённости, ненависти, убийств, изнасилований и разрушений.
Помогая друг другу и взывая к состраданию, палестинцы и израильтяне должны будут увидеть, что именно гармоничное совместное бытие и созидательный подход к освоению своей окружающей среды в интересах всех — это единственный путь добиться прогресса и процветания их региона. Именно к солидарному, гуманному, безвластному и творческому обществу они должны будут стремиться, если они хотят выйти из очередного круга порочного насилия. Для того чтобы это сделать, они должны будут научиться принимать друг друга, помогать и стараться не допускать взаимных угнетений и дискриминаций, поскольку именно новые угнетения и дискриминации будут запускать новые витки насилия и порочные круга взаимного уничтожения. Таким образом, чтобы выжить и больше не видеть того, как умирают их дети, они должны будут прийти к модели самоуправляемых общин, в рамках которых люди добровольно и на основе конструктивных стремлений объединяются друг с другом ради достижения общих интересов. Ради общего блага, наслаждения и общения арабы и евреи будут соединяться в производственные, культурные и образовательные сообщества, чтобы помогать друг другу реализоваться, а не перекрывать друг другу доступ к удовлетворению своих насущных потребностей. Именно нехватка возможностей и недостаток самореализации толкает людей к ненависти по отношению к тем, кто обусловливает нехватку и недостаток. Разрушив же государства и капитализм, мультикультурное и солидарное общество, основанное на принципе «довольства всех» и отсутствии господства кого-либо над кем-либо, сможет преодолеть главную причину, по которой сегодня палестинцы ненавидят израильтян — отсутствие нормальной жизни… В обществе же, построенном на принципах анархизма, никто не будет обижен, поскольку само такое общество ориентированно на удовлетворение потребностей всех и восстановление, а не ухудшение отношений. И, безусловно, чтобы достичь такого устройства общественных отношений, необходимо будет отказаться от религиозно-фанатических заблуждений и желания мстить за прошлое. Постоянно замыкаясь на прошлом, арабы и евреи просто не смогут открыть себе двери в будущее, поскольку постоянно возвращаются в прошлое, перманентно воспроизводя его как травму, которую они никак не могут проработать, чтобы перерасти самих себя психологически и нормализовать собственную жизнь с новыми поколениями арабов и евреев.
Лишь пройдя через всё это, арабы и евреи смогут вернуться к тому времени, когда они жили более гармонично и созидательно — ко временам, когда не существовало израильского государства, когда основной их жизни были кибуцы — самоуправляемые общины людей, воспринимавших друг друга как свободных и имеющих равное право на жизнь и благополучие.
Мы должны вспомнить о благородных стремлениях еврейских анархистов прошлого. Так анархо-сионист Марк Ярблюм ставил ту же задачу, о которой выше было написано, и которая до сих пор остаётся актуальной и реальной альтернативой творящемуся ужасу: «Наша задача — создать вольные коммуны, — для свободного, всестороннего нормального развития индивидуума в еврейской нации в Палестине. Разумеется, мы признаём анархизм идеалом интернациональным, будем его везде развивать и агитировать ради него; но как члены угнетённой нации евреев… Как сыны её, мы будем там работать во имя всего человечества, во имя уничтожения, везде и повсюду, всякой эксплуатации и власти, в какой бы форме она ни проявлялась» (Кропоткин П.А. Еще об анархизме и сионизме // «Хлеб и Воля». [№18] 1907. C. 5-6). Признавая за арабами самобытность и право на жизнь наравне с евреями в содружестве, идеалом анархо-сионистов была мультинациональная федерация народов, живущих в гармонии и кооперирующихся в общих интересах ради общего блага. К этому стремился и анархо-сионист Гилель Золотарёв: «Определив место для “цементирования” еврейского народа, Золотарёв переходит к своему видению будущего еврейского правительства. Однако, его взгляды по этому вопросу неясны. Они представляют собой синтез националистических и анархистских принципов. Палестина, таким образом, должна быть федерацией, состоящей из коммун и напоминающей своим устройством Швейцарию. Эта федерация станет частью мирового порядка, в котором другие коммуны, тоже основанные на национальном признаке, сольются в мультинациональную федерацию» (А.В. Невструева, «Отражение идеологии российского коммунитарного движения в принципах организации первых кибуц», с. 45). Именно к этому необходимо и стремиться сегодня, если мы хотим прекратить многолетнюю вражду…
Аналогично, евреи должны взглянуть на собственное государство и понять, что та форма идеологии, которую они избрали, противоречит не только их конфессии — иудаизму — но и является антиподом всего того, чего они для себя желают. Невозможно добиться самоосвобождения посредством угнетения другого, невозможно добиться равноправного отношения, если смотреть на соседа свысока и патерналистски командовать им. Ориентир на «исконность» и «историческую вражду» — это не решение проблемы, это её генезис. Не стоит эссенциализировать народы, указывая, что вам поможет только война на выживание, это средневековые порядки, которые должны там и остаться.
Мы — люди, и наши решения должны опираться на общегуманистические принципы.
Любой народ имеет право на вооруженное восстание против своих угнетателей, но оно только тогда подлинно восстание, когда имеет за собой относительно единую социальную платформу. Отдельные партии, отдельные движения, которые представляют разрозненные социальные группы, реакционные ли, прогрессивные ли, не могут стать основой этого восстания. Поэтому когда мы заявляем о своей поддержке социал-демократического решения для Палестины, мы не призываем её вынуть белый флаг и размахивать им, покуда такое «беззубое» сопротивление милитаризированному государству обрекает её на погибель, мы лишь хотим, чтоб в Палестине формировалась основа гражданских институтов. Без гражданских институтов, в которых будет представлен народ во всём его многообразии интересов, не может быть выработана тактика самоосвобождения от гнёта и эксплуатации. Работа по самоосвобождению — ювелирная, и её продолжительность может измеряться десятилетиями. Никакая религиозно-фундаменталистская реакционная организация не предложит такого освобождения, такие силы будут использоваться только во вред палестинскому народу, главным образом потому, что они контролируются извне такими же теократическими мусульманскими режимами, использующими их для своих амбиций за счёт чужих жизней.
Только социальная альтернатива может на равных сражаться с социальными порядками, которые подавляют гражданское самосознание и не позволяют разрешать политические кризисы, используя рациональные политические методы, а не язык грубой силы. Иное обрекает народ на вырождение и самоаннигиляцию, покуда народ, который не знает, куда он движется и к какой форме самоосвобождения стремится, не имеет будущего. Лишь на основе таких гражданских институтов может выстраиваться в дальнейшем осознанное революционное миросозерцание, которое станет современным ответом на неразрешённые конфликты.
Один из авторов ‘этого материала, Денис Хромый, написал нам письмо, в котором продолжает начатую нами полемику. Публикуем это письмо.
Здравствуйте, коллектив “Анархия сегодня”.
Спасибо большое за публикацию нашего с Софией Безвластной эссе “Оборонофашизм, демократия и анархия”.В небольшой подводке своей вы задали вопрос: “В частности, непонятно, как социал-демократическое государство, о котором пишут авторы, может привести к безгосударственному анархическому обществу”.Попробую вам ответить, поскольку я согласен, что, к сожалению, не очень чётко сформулировал там, что я имел в виду.
Идея там в том, что если сейчас начнут палестинские анархисты или марксисты социальную революцию, то международная поддержка палестинцев ещё сильнее упадёт, ибо связываться с “радикалами” мало кто любит, поскольку среди таких буржуазных институций, как ООН и ЕС, анархисты или марксисты дискредитированы. Значит нужна менее дискредитированная сила, но при этом, желательно, хоть сколько левая, а не религиозно-фундаменталистская. И на ум сразу приходят социал-демократы, которые не так дискредитированы, поскольку социал-демократы давно часть истеблишмента, и при этом это более прогрессивная сила, чем религиозный фундаментализм, что делает их наиболее идеальным вариантом в условиях, когда палестинскому национально-освободительному движению нужно заручиться международной поддержкой, чтобы палестинцам поставляли гуманитарную помощь, признали независимость их государства, помогли в достижении этой независимости, в прекращении войны, апартеида и оккупации со стороны Израиля – чтобы Палестина вошла в период более мирного и свободного существования.
Таков лишь первый этап, где надо социал-демократическая сила, благодаря которой международные институты будут поддерживать палестинцев, будут готовы признать их независимость, чтобы прекратились апартеид, война и оккупация. Когда же всё утрясётся, будет независимая и более свобода социал-демократическая Палестина и не будет уже внешнего врага и оккупанта в виде Израиля и его политики, которую он сегодня проводит, низовые левые, уже более радикальные силы (анархисты, которые есть там), должны будут бороться уже против устоявшегося палестинского социал-демократического государства уже ради воплощения целей социальной революции – построения анархии. Вот в этом квинтэссенция. Естественно, я не считаю, что анархию можно достичь через социал-демократическое государство в смысле реализации социальной революции “сверху”. Речь лишь о тактическом шаге, чтобы палестинцы могли заручиться поддержкой от международных организаций и при этом их борьбу направляли не одиозные и крайне реакционные силы вроде ХАМАС, которые своей деятельностью полностью дискредитируют национально-освободительное движение палестинцев.Про необходимость освобождения народа от внешнего национального гнёта, как предпосылки будущей социальной революции, ещё писал Кропоткин: “Но все это – верно только для рабочих свободных, не угнетаемых национальностей. Для рабочих же угнетенных национальностей, как справедливо замечено в помещенном нами письме, является вопрос – как создать ту среду, в которой могла бы правильно идти пропаганда международных симпатий и развиваться идея вольных коммун?
Вся история девятнадцатого века действительно показывает нам, что покуда нация борется против чужеземных угнетателей, она не выступает на путь социальной революции. Социальное движение против своих собственных эксплуататоров начинается в ней только тогда, когда она свергнет чужеземное иго. Италия служит тому поразительным примером. Но то же самое мы видим и в Балканских землях, в составных частях Австрии, в Польше, в Финляндии… Социальная борьба, борьба против “своих” эксплуататоров начинается только тогда, когда внимание народа не вполне отвлекается борьбою с чужеземцем; когда рабочий и крестьянин перестают видеть в фабриканте и помещике союзников в борьбе против иностранного гнета”.Вот и покуда палестинцы угнетаются внешним колонистом в виде Израиля, до тех пор они не смогут вступить на путь социальной революции.
И здесь нужна прогрессивная и светская социал-демократическая сила, которая заручится внешней поддержкой, создаст менее дискредитированный образ палестинцев в международных СМИ и добьётся признания независимости государства Палестины. И уже когда внешнего врага в виде Израиля не будет, поскольку прекратится апартеид, война и оккупация, тогда палестинские анархисты получат предпосылки борьбы уже против “своих эксплуататоров” – палестинского государства и палестинских капиталистов, и не важно, что государство социал-демократическое. Такова логика двух этапов. Извините, что я не выразил её ясно в самом сочинении. Если хотите и можете, добавите это разъяснение к самому опубликованному на вашем сайте нашему эссе.
И, да, вы правы, наше эссе оставляет вопросы. Мы решили не расписывать какой-то детальный и всеохватывающий план что можно сделать, поскольку решили, что наша задача выразить общее настроение, общую оптику или тенденцию в рефлексии над этой ситуацией, оставив разработку детального плана по реализации самим местным израильским и палестинским анархистам, которым оттуда гораздо виднее, чем мне отсюда из Украины.
С уважением,
Денис Хромый