В древности некоторые даосские, шиитские и суфийские движения и интеллектуалы выступали за прямую демократию (самоуправление) и коллективную собственность в общинах или в объединениях людей по профессиям (цехи, ахии, братства). В принципе они были близки к идеям анархизма.
Когда китайские анархисты в начале 20г века (в социально-культурном плане никакие уже не китайцы, а самые обычные европейские образованные студенты) прочли Кропоткина и стали распространять его идеи, кто-то из пожилых местных полит-активистов заметил: “Странно, что вы не в курсе, у нас это все было за 2 тысячи лет до вашего Кропоткина, почитайте даосов.” Действительно, некоторые сторонники даосизма дошли до идеи безгосударственного общества. Вот что писал, например, даос Бао Цзиньян, живший 1700 лет назад:
“…Тираны Цзе и Чжоу и их приспешники жарили людей на огне, казнили порицавших их, сушили мясо князей, рубили мясо вельмож, разрезали сердца людей, перебивали голени, развратничали и кичились, использовали пытки поджариванием и клеймением, разрубали людей на части. Но если бы эти тираны были простолюдинами, то разве могли бы они совершать подобное, несмотря даже на порочность своей природы?! Все это своеволие, тиранство, помыслы разврата, расчленение Поднебесной произошло из-за того, что они были государями и могли совершать любые бесчинства. С тех пор как установилось разделение на государей и подданных, народ все больше страдает от зла и своеволия властей, день ото дня растут они, а народ хотят сломить колодками и наручниками, хотя он томится и мучается в грязи и угольной пыли… Укрощать народ “ритуалом”, “исправлять” его казнями – это все равно что выпустить на свободу половодье Небесного источника, оказаться на пути потока, всю мощь которого нельзя даже и представить, и затем попытаться преградить ему путь горсточкой плодородной земли и одним пальцем противиться его течению!”
В мусульманском средневековом мире идеи анархизма связаны с радикальными шиитскими сектами, например, с карматами. Карматы представляли собой особую ветвь религиозно-политической секты исмаилитов, отделившуюся в 899 г. и создавшую автономную общину в Бахрейне. Многие происходили из крестьян и рабов. Карматы отвергали обряды и внешние религиозные предписания и вели вооруженную борьбу с правительствами региона. Согласно представлениям современных историков, они отвергали имущественное неравенство и государственную власть.
Другим направление средневекового анархизма возможно было восстание суфиев под руководством шейха Бедреддина Симави на территории современной Турции в 1416 г. Шейх Бедреддин создал учение, согласно которому мир един, а раз так, единым должен стать и человеческий род. “”Людей разделяют собственность и власть. Поэтому собственность и власть должны быть уничтожены. Все человечество должно стать братской общиной””.
В 8-9 вв в Малой Азии и в европейских владениях Византийской империи получила широкое распространение христианская ересь павликиан. Они отрицали господство официальной церкви и власть императора, выступали за строгое социальное равенство в своих независимых общинах, осуждали богатство знати и церковной верхушки, отвергали церковные ритуалы. Павликиане создали густонаселенные независимые общины и долгое время отбивали набеги византийских императоров. Их идеалом были, по всей вероятности, общины первых христиан, где собственность была коллективной. Память о павликианской вольнице сохранилась в армянском народном эпосе “Давид Сасунский” – в образе свободной общины, где живут лишь те, кто трудится, где нет ни богатых, ни бедных.
Российско-украинский публицист М. Инсаров отмечает: “”Византийские императоры – иконоборцы нуждались в союзниках против монахов и поэтому терпимо относились к народным ересям, так что православный летописец последующего времени со скрежетом зубовным описывал сцену допроса заподозренного еретика в эпоху императорского вольнодумства. Чтобы понять эту сцену, нужно помнить, что для павликиан, как и для большинства народных ересей, нормой было скрывать свои убеждения на допросах – поступать иначе при жестком правительственном терроре было невозможно: “Спросили заподозренного в павликианстве, признаешь ли ты, что Иисус – сын божий. Признаю, – ответил он, подразумевая в еретическом окаянстве своем, что каждый человек есть сын божий. Признаешь ли ты, что дева Мария есть богородица? Признаю, ответил он, подразумевая в еретическом окаянстве своем, что каждая женщина есть богородица. Признаешь ли ты святой крест? – Признаю, ответил он, подразумевая под святым крестом их богомерзкое еретическое рукопожатие. Ты добрый человек и истинный православный, сказал ему допрашивавший чиновник, ступай себе с богом”. “”
Духовными продолжателями павликиан стали европейские катары. Ересь катаров пустила глубокие корни в средневековой Южной Франции, где представители радикального крыла катаров создавали самоуправляющиеся коммуны ремесленников-ткачей.
Эти социальные эксперименты до нашего времени не дожили, они были уничтожены правительствами и мы мало о них знаем. И все же, и традиционная китайская цивилизация, и шиитский ислам содержат социал-революционный и либертарный потенциал.
Российско-американский анархист Йоэль Матвеев пишет о связи еврейской религиозной традиции и анархизма:
“Cуществует довольно складная теория о возникновении евреев как революционного движения социальных низов и деклассированных элементов Ханаана, в котором самый радикальный костяк составили беглые египетские рабы. Иудаизм феноменален тем, что центральным мифом этой традиции считается избавление от рабства и наказание рабовладельцев.С другой стороны, начиная с 19-го века среди симпатия каббалистически настроенных раввинов наблюдается явная симпатия анархическим и коммунистическим идеям, которая в первой половине 20-го века вылилась в целый ряд хасидских теорий, сочетающих леворадикальную политику и различные варианты теологии освобождения. Было также немало сторонников духовных вариантов марксизма, напоминающих современные католические левые движения в Латинской Америке. К сожалению, нацистский геноцид положил конец организованным левым группам среди иудеев, а создание государства Израиль и Шестидневная война качнула большинство иудейских общин резко вправо”.
Словом, мне не кажется, что анархизм – такая уж европейская идея. Разумеется, анархизм имеет европейские корни. Но, в отличие от марксизма, анархизм имеет глубокие корни во многих древних культурах: от некоторых индейских общин в Америке до шиитских сект арабского мира и Ирана.
Когда говорят о том, что анархизм – европейское учение, это во многом неверно. Да, Бакунин, Кропоткин, Рокер, Букчин сделали невероятно много для развития анархизма и формирования современных анти-авторитарных взглядов и движений. Но древние восстания революционных шиитов в плане воинственного радикализма превосходили современных евро-анархистов, так же, как и некоторые самоорганизованные движения общин индейцев в Мексике.