Новости

Мораль и Сагынбаев: Никто не виноват?


Комментарий редактора A2DAY размещен после статьи.

Хотелось бы высказаться по ставшим достоянием общественности фактам о фигуранте дела «Сети» Армане Сагынбаеве. Поступки Армана вызвали широкую дискуссию в среде социал-революционных анархистов: стоит ли поддерживать таких узников. Конечно, человек, который совершил такие серьёзные действия против здоровья и личности других, рядовых граждан или товарищей, сам поставил крест на товарищеском отношении к себе. Даже одного поступка достаточно, чтобы прекратить всякое взаимодействие и не оказывать поддержку такому человеку в будущем, а Арман совершил куда больше одного, что доказывает их целенаправленный и систематический характер.

заявление НС в ВК
По ситуации с Арманом Сагынбаевым Нас спрашивают: “Революционный привет Прометею! Хотел у вас спросить, что думаете насчёт недавно опубликованных сведений об Армане Сагынбаеве?” “Здравствуйте! Интересует мнение редакции по поводу недавних событий вокруг Сагынбаева, освещённых в т.ч. и на рупрешн.” (задать свои вопросы вы можете в телеграме на @Anarchotheory_bot) Напомним, что недавно всплыли истории девушек, имевших ранее отношения с Арманом Сагынбаевым – одним из фигурантов дела “Сети”. Они заявляют об умышленном заражении ВИЧ, физическом и сексуальном насилии, и многих других неприемлемых вещах со стороны Сагынбаева. Подробнее ознакомиться с этими историями можно здесь (http://arman.people.ru.net/) Что сказать по всей этой ситуации? Прежде всего, подобные поступки – однозначно недопустимы и должны подвергнуться максимальному порицанию. Можно только сожалеть о том, что эта информация не была опубликована ранее. Она характеризует Сагынбаева как законченного подонка и вызывает множество вопросов к его кругу общения и тем движениям, к которым он был причастен. Несомненно, что за свои поступки Арман должен понести ответственность. Также мнение коллектива Прометея разделилось на два лагеря: Первое мнение заключается в том, что каким бы конченым ублюдком не был человек, лишать его поддержки по политическим обвинениям и политическому сфабрикованному делу – неправильно, если он сам не потворствует политическим репрессиям. Такова сама суть политических репрессий: это система, обрушивающаяся на всех одновременно, не делая различий между личностными чертами человека. Можно его ненавидеть, можно по полной спросить с него за его деяния в тюрьме, можно по полной спросить на воле, можно подвергать его всяческому порицанию и лично говорить ему, что он самая последняя мразь. Но, так как в данный момент он сидит по политически мотивированным обвинениям, лишение его поддержки – это легитимизация политических репрессий, признание их правоты, а потому недопустимо. Вместе с тем надеемся, что в отрыве от этого дела с него спросят по полной. Второе мнение заключается в том, что насильник, подвергший опасности жизни других людей, а кому-то испортивший их навсегда, должен лишиться абсолютно любой поддержки. В целом, в данной ситуации каждый сам должен принять для себя решение по этому поводу. Также, в свете того, что по ситуации с Сагынбаевым высказывается множество коллективов и просто следящих за репрессиями людей, было бы хорошо, если другие подсудимые по “пензенскому делу”, не сотрудничавшие со следствием, высказали свою позицию по этому вопросу. Нас просят объяснить подробнее первую позицию по Арману Сагынбаеву – как можно поддерживать его в качестве политзека в подобной ситуации? Принцип справедливости заключается в том, что ни один человек, каким бы он ни был, не может быть осужден за то, чего он не делал. Даже если этот человек является конченным подонком, если он был сто раз не прав – то в ситуации, в которой он не виновен, нельзя осуждать его лишь потому, что в других ситуациях он был не прав. И наоборот – если человек прав во многих ситуациях и сделал что-то хорошее – то это не должно снимать с него ответственность за те ситуации, в которых он очевидно не прав. Арман Сагынбаев – насильник, творивший много зла. И он должен понести наказание за это. Но в данный момент его обвиняют совершенно не в этом. В данный момент его судят по сфабрикованному делу, в ходе которого применялись пытки, и в котором, помимо него, еще десяток ребят. И ни у кого нет сомнения, что по этому делу он не виновен. Также, как совершенно очевидно, что по этому делу он идёт не один, а вместе с другими людьми, и что приговор Арману с высокой долей вероятности означает приговор ещё кому-то. Поэтому мы должны бороться за прекращение дела “Сети” и за освобождение всех обвиняемых. Что само собой включает в себя и борьбу за освобождение Армана. Это и есть та поддержка, которой он заслуживает. Право не подвергаться репрессиям по сфабрикованным делам и пыткам есть у каждого человека, независимо от того, свой он или не свой, хороший он или плохой. Это принцип – никто не должен подвергаться пыткам, дела не должны фабриковаться, и людей нельзя обвинять в том, чего они не делали. Сагынбаев должен быть освобождён, как и все прочие узники дела “Сети”. Вместе с тем, Сагынбаев – насильник и просто подонок. И, конечно, он должен понести ответственность за те действия, которые он реально совершал. В какой форме – вопрос открытый. В СМИ упоминается, что жертвы Сагынбаева рассматривают вариант обращения в суд. Как анархисты, мы, конечно, не можем приветствовать аппеляцию к государственным органам, и нам куда действеннее кажутся методы общественного порицания, максимального распространения информации, тотального остракизма и физического воздействия. Но вопрос с обращением в суд лежит на жертвах Сагынбаева, и только им решать его. И никто, конечно, их не осудит, а Сагынбаева, обвиняемого в качестве насильника, не поддержит. Также, как никто не поддержит Сагынбаева, в случае если с него какие-то неравнодушные люди решат спросить за все дела в тюрьме или на воле, или организуют бойкот Армана. Таких людей можно только поддержать, и это, по большому счёту, долг и обязанность каждого честного человека. Обращаться ли в суд – решать только жертвам. Спрашивать с Сагынбаева за его поступки, не допускать его ни в какие сообщества и распространять информацию о его действиях – долг каждого честного человека. Только вот очевидно, что сидеть за дело “Сети” и подвергаться пыткам за него, он всё равно не должен. Каждый должен нести ответственность только за то, что он сделал. Поэтому в рамках дела “Сети” Сагынбаев заслуживает той же общественной поддержки (за освобождение), что и остальные обвиняемые. И, конечно, вопросы с упоминанием лично Сагынбаева на общественных акциях, написании ему писем, сбору денег и тд. – каждый решает сам, можно ему ничего не писать, не собирать денег и не упоминать его в ряде других обвиняемых. Но при этом требовать нужно освобождения ВСЕХ, и прекращения самого дела как сфабрикованного.

Совершенно не имеет значения, по какому делу судят человека, проходит он по нему один или вместе с товарищами. Именно сейчас такой человек должен понять, что он остался один и без поддержки из-за своих поступков и это самое меньшее, что его ждет. Анархисты выступают против политических репрессий за убеждения. Однако это не значит, что они должны поддерживать любого, кто с ними столкнулся, вне зависимости оттого, что этот человек из себя представляет. Выступая против тюрем и пенитенциарной системы, анархисты не обязаны поддерживать всех преступников, находящихся сейчас в заключении. Анархисты в принципе могут не распространять либертарные принципы на людей, которые действуют в разрез с ними и отвергают их.

В любом уважающем себя сообществе, будь то политическая группа или просто компания друзей, такие действия и такое поведение должны жестко порицаться, а человек, совершивший их, подвергаться остракизму незамедлительно. Конечно, в более справделивом мире Арман должен был бы подвергнуться общественному суду и наказанию, но сейчас такой возможности по очевидным причинам нет. И неизвестно, возникнет ли она в будущем. Мы не поддерживаем репрессии, не потворствуем им и не призываем посадить Сагынбаева по «делу Сети», но и помогать ему избежать этой участи не видим смысла, как, например, не помогаем избежать политических репрессий неонацистам.

Кроме того, нельзя в этой истории игнорировать жертв Армана. Нам жаль, что многие преступления не удалось предотвратить товарищам, находившимся в тот момент в его окружении. Мы хотим пожелать девушкам сил и стойкости в преодолении последствий этих преступлений. Надеемся, сейчас рядом с ними находятся поддерживающие и понимающие люди, и девушки получают всю необходимую помощь. Она им нужна не меньше, чем тем, кто подвергается репрессиям. Мы категорически против упреков жертв в том, что они выбрали неподходящий момент для публикации, т. к. сейчас очевидно, что Арман эксплуатирует образ жертвы репрессий, чтобы продолжать свое гнусное поведение. Единственное, о чем можно сожалеть, так это о том, что эти факты не стали известны ранее.

Было бы прекрасно, чтобы таких прецедентов больше не происходило, но вряд ли на данный момент такое возможно предотвратить. Поэтому нам хочется, чтобы в политических группах создавалась атмосфера, в которой людям вообще и девушкам в частности было легче говорить о преступлениях против себя, совершенных другими товарищами. Атмосфера, в которой сразу понятно, что такие преступления совершать недопустимо и за ними последует незамедлительная реакция вне зависимости от того, кем является преступник. Чтобы люди, которые не могут за себя постоять, чувствовали себя защищенными хотя бы внутри анархических коллективов. И один из способов сделать это уже сейчас — осудить и прекратить поддерживать Армана Сагынбаева, чтобы люди, пострадавшие от такого или подобного насилия знали, что на их проблему не закроют глаза из-за «неподходящего момента».

источник

РЕДАКТОР A2DAY: Каким-то образом Сагынбаеву удавалось творить свои мерзкие дела последовательно в Новосибирске, Пензе и Питере. Что это, просто везение, трагическая цепочка обстоятельств, и никто не виноват? Совсем нет.  Ситуация стала возможной только благодаря многократному покрывательству его преступлений. Если Сагынбаев предал АД в Новосибирске, почему они не выложили его данные в интернет? Если он наследил в Пензе, почему его отписали лишь для узкого круга людей? Не только веганы, многие анархисты ничего не знали! По заявлениям АЧК, Филинков и Шишкин прекратили с ним общение, очевидно, не на пустом месте. Как получилось, что он являлся действующим членом группы несмотря на весь свой шлейф? Сложно сказать, сколько людей смолчало и просто отфутболило Сагынбаева, вместо того, чтобы предать его личность огласке. Очевидно, не мало. Можно убеждать себя, что “именно я ничего не смог бы сделать, я не знал достаточно, и вообще почему я должен был этим заниматься?!”, но в душе каждый знает, что достаточно было разослать письма с предупреждением или запостить новость на Автономе. Трусость, самооправдание, халатное отношение к своим моральным обязанностям сродни предательству, и достойны только презрения.

При обсуждении ситуации в движении выясняется, что некоторые опираются на своеобразную “иерархию грехов”. Дескать, предательство – это абсолютно неприемлимо, а вот сознательно инфицировать смертоносным заболеванием, не говоря уже про изнасилования – вторично. Вдумайтесь, если бы заразили Вас лично на всю жизнь, долгую или не очень, Вы бы считали это вторичным ущербом? Поступки Сагынбаева не являются сексуальными похождениями (некоторые пишут именно так), он сравним с убийцей-садистом, который в копейку не ставил жизнь человека ради собственного наслаждения. Точно также, втайне от жертвы, он мог подсаживать ее на героин, насиловать в лесополосе случайных девушек, распространять ВИЧ путем инъекций и т.д. Сагынбаев – убийца.

Особенно поражает логика действий группы солидарности. Зная, кто такой Сагынбаев, они решают не люстрировать его, а уговорить забрать показания. Именно так этот негодяй очередной раз выпутался и сейчас позирует в судах как герой-политзаключенный. По всей видимости группа солидарности рассчитывала, что проблему получится скрыть, только получилось так, как всегда случается, когда покрываешь подонка, со всеми вытекающими для репутации анархизма. ФСБ лучшего подарка и не надо!  Нам же, участникам анархистского движения, группа солидарности заведомо подсунула конченную мразь, и сейчас пытается выйти сухими из воды. “Мы не знали всего…”. Нет, знали достаточно. Сколько еще говна всплывет о Сети, потому что “никто-не-виноват-само-так-получилось”?  

Внезапно оказалось, что анархисты как движение не умеют реагировать на подонков в собственных рядах. Как мы можем что-либо предлагать обществу, если оказались не способными не только принять экстренные меры, но даже проинформировать друг друга. Где наши нравственные ценности? Теперь среди своих нельзя расчитывать даже на элементарную порядочность, сложно представить себе, чтобы к такому движению тянулись люди.