Комментарий редактора A2DAY размещен после статьи.
Хотелось бы высказаться по ставшим достоянием общественности фактам о фигуранте дела «Сети» Армане Сагынбаеве. Поступки Армана вызвали широкую дискуссию в среде социал-революционных анархистов: стоит ли поддерживать таких узников. Конечно, человек, который совершил такие серьёзные действия против здоровья и личности других, рядовых граждан или товарищей, сам поставил крест на товарищеском отношении к себе. Даже одного поступка достаточно, чтобы прекратить всякое взаимодействие и не оказывать поддержку такому человеку в будущем, а Арман совершил куда больше одного, что доказывает их целенаправленный и систематический характер.
Совершенно не имеет значения, по какому делу судят человека, проходит он по нему один или вместе с товарищами. Именно сейчас такой человек должен понять, что он остался один и без поддержки из-за своих поступков и это самое меньшее, что его ждет. Анархисты выступают против политических репрессий за убеждения. Однако это не значит, что они должны поддерживать любого, кто с ними столкнулся, вне зависимости оттого, что этот человек из себя представляет. Выступая против тюрем и пенитенциарной системы, анархисты не обязаны поддерживать всех преступников, находящихся сейчас в заключении. Анархисты в принципе могут не распространять либертарные принципы на людей, которые действуют в разрез с ними и отвергают их.
В любом уважающем себя сообществе, будь то политическая группа или просто компания друзей, такие действия и такое поведение должны жестко порицаться, а человек, совершивший их, подвергаться остракизму незамедлительно. Конечно, в более справделивом мире Арман должен был бы подвергнуться общественному суду и наказанию, но сейчас такой возможности по очевидным причинам нет. И неизвестно, возникнет ли она в будущем. Мы не поддерживаем репрессии, не потворствуем им и не призываем посадить Сагынбаева по «делу Сети», но и помогать ему избежать этой участи не видим смысла, как, например, не помогаем избежать политических репрессий неонацистам.
Кроме того, нельзя в этой истории игнорировать жертв Армана. Нам жаль, что многие преступления не удалось предотвратить товарищам, находившимся в тот момент в его окружении. Мы хотим пожелать девушкам сил и стойкости в преодолении последствий этих преступлений. Надеемся, сейчас рядом с ними находятся поддерживающие и понимающие люди, и девушки получают всю необходимую помощь. Она им нужна не меньше, чем тем, кто подвергается репрессиям. Мы категорически против упреков жертв в том, что они выбрали неподходящий момент для публикации, т. к. сейчас очевидно, что Арман эксплуатирует образ жертвы репрессий, чтобы продолжать свое гнусное поведение. Единственное, о чем можно сожалеть, так это о том, что эти факты не стали известны ранее.
Было бы прекрасно, чтобы таких прецедентов больше не происходило, но вряд ли на данный момент такое возможно предотвратить. Поэтому нам хочется, чтобы в политических группах создавалась атмосфера, в которой людям вообще и девушкам в частности было легче говорить о преступлениях против себя, совершенных другими товарищами. Атмосфера, в которой сразу понятно, что такие преступления совершать недопустимо и за ними последует незамедлительная реакция вне зависимости от того, кем является преступник. Чтобы люди, которые не могут за себя постоять, чувствовали себя защищенными хотя бы внутри анархических коллективов. И один из способов сделать это уже сейчас — осудить и прекратить поддерживать Армана Сагынбаева, чтобы люди, пострадавшие от такого или подобного насилия знали, что на их проблему не закроют глаза из-за «неподходящего момента».
РЕДАКТОР A2DAY: Каким-то образом Сагынбаеву удавалось творить свои мерзкие дела последовательно в Новосибирске, Пензе и Питере. Что это, просто везение, трагическая цепочка обстоятельств, и никто не виноват? Совсем нет. Ситуация стала возможной только благодаря многократному покрывательству его преступлений. Если Сагынбаев предал АД в Новосибирске, почему они не выложили его данные в интернет? Если он наследил в Пензе, почему его отписали лишь для узкого круга людей? Не только веганы, многие анархисты ничего не знали! По заявлениям АЧК, Филинков и Шишкин прекратили с ним общение, очевидно, не на пустом месте. Как получилось, что он являлся действующим членом группы несмотря на весь свой шлейф? Сложно сказать, сколько людей смолчало и просто отфутболило Сагынбаева, вместо того, чтобы предать его личность огласке. Очевидно, не мало. Можно убеждать себя, что “именно я ничего не смог бы сделать, я не знал достаточно, и вообще почему я должен был этим заниматься?!”, но в душе каждый знает, что достаточно было разослать письма с предупреждением или запостить новость на Автономе. Трусость, самооправдание, халатное отношение к своим моральным обязанностям сродни предательству, и достойны только презрения.
При обсуждении ситуации в движении выясняется, что некоторые опираются на своеобразную “иерархию грехов”. Дескать, предательство – это абсолютно неприемлимо, а вот сознательно инфицировать смертоносным заболеванием, не говоря уже про изнасилования – вторично. Вдумайтесь, если бы заразили Вас лично на всю жизнь, долгую или не очень, Вы бы считали это вторичным ущербом? Поступки Сагынбаева не являются сексуальными похождениями (некоторые пишут именно так), он сравним с убийцей-садистом, который в копейку не ставил жизнь человека ради собственного наслаждения. Точно также, втайне от жертвы, он мог подсаживать ее на героин, насиловать в лесополосе случайных девушек, распространять ВИЧ путем инъекций и т.д. Сагынбаев – убийца.
Особенно поражает логика действий группы солидарности. Зная, кто такой Сагынбаев, они решают не люстрировать его, а уговорить забрать показания. Именно так этот негодяй очередной раз выпутался и сейчас позирует в судах как герой-политзаключенный. По всей видимости группа солидарности рассчитывала, что проблему получится скрыть, только получилось так, как всегда случается, когда покрываешь подонка, со всеми вытекающими для репутации анархизма. ФСБ лучшего подарка и не надо! Нам же, участникам анархистского движения, группа солидарности заведомо подсунула конченную мразь, и сейчас пытается выйти сухими из воды. “Мы не знали всего…”. Нет, знали достаточно. Сколько еще говна всплывет о Сети, потому что “никто-не-виноват-само-так-получилось”?
Внезапно оказалось, что анархисты как движение не умеют реагировать на подонков в собственных рядах. Как мы можем что-либо предлагать обществу, если оказались не способными не только принять экстренные меры, но даже проинформировать друг друга. Где наши нравственные ценности? Теперь среди своих нельзя расчитывать даже на элементарную порядочность, сложно представить себе, чтобы к такому движению тянулись люди.