“Бразилия переживает незаконную смену власти: это государственный переворот”, – заявила президент страны Дилма Русеф, против которой была возбуждена процедура импичмента. Как сообщается, она будет отстранена от должности на 6 месяцев, в течение которых Верховный суд Бразилии рассмотрит обвинения со стороны Федерального Сената. Сенаторы верхней палаты бразильского парламента большинством голосов поддержали импичмент президента.
Но импичмент не идентичен перевороту. Это обычная демократическая процедура в парламентских системах. Можно критиковать парламентаризм и систему представительной демократии, как таковые, но сама госпожа Русеф – сторонница парламентаризма, так что ее претензии вряд ли обоснованы.
Однако, главная проблема Дилмы Русеф в другом.
Обвинения в коррупции и во многих других грехах исходят не только от оппозиционных депутатов, но и от всех социальных и политических протестных движений с 2013 г. А в них участвуют миллионы людей, включая профсоюзы и жителей кварталов бедноты. Госпожа Русеф позиционирует себя в качестве левого политика. Но среди недовольных ей – масса бедноты, студенчество, часть рабочего класса, а так же представители, условно говоря, средних слоев – инженеры, врачи, учителя. Своей политикой Дилма Русеф настроила против себя многих и вызвала в стране крупнейшие за последние 20 лет протесты. За импичмент левого президента выступают 68% бразильцев.
Ключевое обвинение против Дилмы – коррупция. Дело в том, что в ходе расследования, начатого в 2014 году против ее однопартийца из Партии Труда, бывшего президента Лула да Силва, была выявлена его вовлеченность в коррупционную схему. Строительные компании получали подряды для государственной компании Petrobras, платили откаты её топ-менеджерам и перечисляли деньги правящей Партии трудящихся на финансирование её избирательных кампаний и, возможно, лично, политикам. Petrobras – это крупнейшая бразильская нефтегазовая компания, контролируемая государством, с оборотом 70 миллиардов долларов.
Лула да Силва назван одним из получателей выгод от данной схемы, причем общие масштабы коррупционных сделок оцениваются в миллиарды долларов. Когда расследование набрало обороты, действующий президент Дилма Русеф, объявила о назначении Лула де Силва главой своей администрации. Согласно законам Бразилии это решение сделало Силву недосягаемым для ведущих расследование прокуроров.
Назначение бывшего президента на новую должность вызывало критику со стороны оппозиции. Разумеется, она немедленно обвинила Русеф в стремлении защитить однопартийца от преследования. В ответ Дилма сообщила, что “присутствие Лулы в правительстве укрепляет его”. Поступая таким образом, Дилма думала защитить да Силва, но вызвала настоящую политическую бурю и накликала беду уже на собственную голову.
Разъяренные бразильцы вышли на улицы 13 марта, протестую против очевидной коррупции и укрывательства президентом преступника. В акциях протеста приняли участие крупнейшие оппозиционные партии и движения (Демократы, Движение за свободную Бразилию и др.) , кроме того их поддержала большая часть СМИ. Возможно, если бы не эти протесты, в которых приняли участие около 4х миллионов человек в десятках городов, парламентарии Бразилии и не решились бы зайти так далеко, однако теперь они чувствуют поддержку улицы.
Но обвинения в коррупции – только верхушка айсберга. В Бразилии массовые протесты, крупнейшие за последние 20 лет, идут с 2013 г и основная их причина – состояние экономики и социальная политика правительства.
Первая волна протестов с 1,5 миллионов участников, накрыла Бразилию в 2013 году. Протестующие – преимущественно студенты, рабочие, специалисты – потребовали снизить плату за пользование общественным транспортом, а так же прекратить тратить громадные деньги на спортивные сооружения и, в особенности, на футбол.
Повышение стоимости проезда в общественном транспорте особенно больно ударило по беднейшим категориям населения. Именно это стало детонатором протестов.
Особая статья – футбол. Футбол в Бразилии играет ту же самую роль, что в другой известной нам стране всевозможные массовые спортивные мероприятия и войны. Но возможно, что роль футбола гораздо больше, он давно уже превратился в Бразилии в своеобразную религию. Футбол используется для создания телевизионной картинки и как средство отвлечения внимания населения от коррупции и экономических трудностей. Но по мере того, как растет масса образованного населения, данная ситуация вызывает все большее отвращение. Футбольная мания воспринимается не только как способ отмывания денег на всевозможных спортивных стройках и чемпионатах, но и как настоящее национальное унижение. “Мы – не идиоты – говорят протестующие – и не намерены играть в ваши игры, тратьте лучше деньги на школы и медицину”. Поэтому, одним из главных в протестном движении стал лозунг “Да Школам, Нет Футболу!” . Это не значит, что все или даже большинство бразильцев выступаю сегодня против футбола. Но антифутбольные настроения – важный элемент оппозиционного менталитета.
В 2013 г воинственным ядром протестного движения стали анархисты. Бразилия наряду с Грецией – единственные страны в мире, где сегодня существует сильное анархистское движение. Его участники выступают за самоуправление, передачу предприятий в руки трудовых коллективов и за прямое действие как метод достижения целей и как способ развития у населения психологии сопротивления. Анархисты не считают себя ни правыми, ни левыми (“Мы – не левые и не правые, мы против Системы!”, “Начальники слева и справа – одинаковы!”). В 2013 г объединения анархистов приняли участие в протестах наряду с другими более крупными организациями (профсоюзы, оппозиционные партии), но именно они сумели придать движению боевой характер.
С 2013 по 2016 в Бразилии неоднократно поднимались столь же или даже еще более мощные волны протестов. Можно сказать, что у бразильцев постепенно вырабатывается своеобразная протестная ментальность, причем все это происходит именно в последние несколько лет.
Важную роль в событиях, наряду с перечисленными выше факторами, сыграла экономика. В Бразилии тяжелый экономический кризис. Спад в росте ВВП, рост безработицы, которая превысила 10%, рост инфляции (10,5% в 2015 г.), рост госдолга по отношению в ВВП (он увеличился до огромной цифры 70%), а также возросший дефицит бюджета, который приближается к 11% ВВП.
Все это серьезно беспокоит население. Экономисты связывают кризис с растущим в последние годы государственным вмешательством в экономику: правительство тратило слишком много и слишком неэффективно. Неоправданный рост расходов лишь подстегнул инфляцию, увеличил государственный долг, а положение с рабочими местами только ухудшилось. Сочетание спада производства с инфляцией создало неуправляемую ситуацию в экономике – стагфляцию, и теперь выход из создавшегося положения возможен лишь путем проведения структурных реформ.
В целом можно констатировать, что официальные обвинения в коррупции – лишь верхушка айсберга. Неэффективная политика левых вызвала возмущение самых широких слоев населения Бразилии и привела к запуску процедуры импичмента.