Критика

Дым над Конгрессом


Не прошло и года с момента импичмента бразильского президента Дилмы Русеф по обвинению в бюджетных махинациях, как в середине мая отставка стала грозить и ее преемнику Мишелу Темеру. Поводом послужила видеозапись, на которой тот якобы согласует подкуп за молчание Эдуарду Куньи – бывшего спикера нижней палаты парламента, отбывающего тюремный срок за участие в коррупционных сделках. Верховный суд разрешил начать расследование, обнародовав показания свидетеля, утверждающего, что с 2010 г. Темер получил миллионы долларов в виде взяток. Сам глава государства сложить полномочия отказался. Обвинения прозвучали со стороны представителей фирмы по упаковке мясной продукции.

Начались массовые демонстрации, организованные левыми партиями и связанными с ними общественными движениями вроде Движения безземельных трудящихся (MST). Требования – уход Темера, прямые президентские выборы (порт. “Diretas Ja” или “Право сейчас”), отмена неолиберальных реформ темеровской администрации. На видео запечатлены столкновения с полицией 16-го в Рио-де-Жанейро, а фотоподборку открывает анархистский блок в Сан-Паулу, вышедший 18-го на авениду Паулиста под лозунгом “Выборы – это фарс”. Не менее 35 тысяч человек были 24-го в Бразилиа – это еще по данным властей, другие насчитали и 100-150 тысяч. Акция протеста “Ocupa Brasília” начиналась мирно, но довольно быстро стало жарко.

Против демонстрантов военная полиция применяла слезоточивый газ, резиновые пули и кавалерию, один из участников боев был ранен в лицо и госпитализирован, несколько задержаны. Всего пострадавших около 50-ти. Бунтовщики повредили фасады ряда министерств, в нескольких из них устроили пожары. Так, в здание сельскохозяйственного ведомства проникла через служебный вход группа людей. Они разбили висевшие на стене портреты бывших министров, а один из офисов загорелся. Для защиты государственных объектов, до 31 мая на улицы столицы вывели армию.

Отдельно стоит отметить: хотя выступления и были организованы разного рода реформистами, в масштабных уличных баталиях проявили себя “baderneirxs” – ребята со скрытыми лицами:

“Наступление вандалов стало настоящей реальностью, присутствующей и подготовленной. Людям, которые отказались от роли граждан и заявили о себе как о врагах власти, государства, капитала и суицидальных темпов прогресса, сцены и переживания неповиновения против власти в этих путешествиях восторженны, символичны, беспорядочны, хаотичны, неожиданны и так красивы… как видеть министерство сельского хозяйства, это логово агробизнеса, встреченное пламенем восстания, завернутым в черный дым огня.

По мере того, как дрейф в полный политический кризис продолжается, реформисты настаивают на защите институтов, власти и самой формы нынешнего господства, демократии! Гарантии привилегий или крошек, страха неизвестного…

По-видимому, намерения массового прореформистского, пацифистски ориентированного левого протеста состояли в том, чтобы держаться подальше от “конфронтации, беспорядков и мародерства”. Естественно, желания людей не вписывались в партийные программы и профсоюзы, и вскоре “полицейская разведка оценила, что есть 500 неконтролируемых”. “Бадернейрос”, “черные блоки” и другие “группы вандалов”.

Объясняя это, сотрудники правоохранительных органов объявили, что мобилизовали контингент в 1500 полицейских и что они уже выставили кордоны, ищут и захватывают “потенциально оскорбительные материалы”. Автобусы, в которых свозятся тысячи людей со всей Бразилии, собрались на арене Мане-Гарринча и марш начался с установленной на автомобиле звуковой системы в сторону Национального конгресса. Смятение началось, когда “неконтролируемые” прорвали кордон, поддерживаемый военной полицией у автобусной остановки “Эспланада министерств”.

Из звуковой системы на машине шли призывы к миру, осуждая замаскированных, указывая на них и пытаясь их сдержать, предупреждая их стаю. Среди столкновений, два офицера военной полиции вытащили возле министерства сельского хозяйства оружие и открыли огонь по демонстрантам, которые использовали вырванные из министерств оконные стекла в качестве щитов.

Участник протеста был госпитализирован в тяжелом состоянии после выстрела в лицо (дыра в челюсти), пуля вошла в сонную артерию. Был на аппарате искусственного дыхания до полудня 25 мая.

В садизме исполнения своих приказов, репрессивные силы способны на что угодно – бить, калечить, убивать. И, как это часто случалось, человеку на демонстрации попала в глаз резиновая пуля.

Разрушение распространилось по наземным этажам министерств с камнями, разрушением мебели и бюрократических материалов, иконоборчеством, огнями… против министерств, которые сделали месть горькой… Сельского хозяйства, культуры, труда, туризма, национальной интеграции, здравоохранения, финансов, планирования, горнодобычи и энергетики. Также стали целью Кафедральный собор и Республиканский музей. Противостояние получило широкое распространение. “Globo News” транслирует живые изображения с Эспланады, в сердце министерских штаб-квартир, а изюминка – колонна черного дыма и огня, идущая с первого этажа министерства сельского хозяйства.

Действия в этом здании разрушают жизнь на всей территории, где господствует бразильское государство, и за ее пределами. Министерство сельского хозяйства инвестирует в доминируемые территории, спонсируя грабеж под прикрытием устойчивого развития. Благодаря их действиям биорегионы опустошены, исконные культуры уничтожены, множество случаев от Мату-Гросу до Пары, от Риу-Гранди-ду-Сул до Акри. Министерство сельского хозяйства вредно для всего, что является живым!

Зоны конфликта беспрестанно распространялись во время противостояния с силами правопорядка. Осквернение логова, где они замышляют и празднуют свою деятельность, вызвало эвакуацию зданий министерства. Испуганные парламентарии, засев в своем логове, призвали к более репрессивным силам.

В разгар этого “варварства” с “риском вторжения в Конгресс”, президент Темер отвечает на призывы “восстановить уважение к жизни”, чтобы “гарантировать закон и порядок”, чтобы “защитить институты от насилия, хаоса и беспорядка”, потому что “в конце концов, нет никакого оправдания за насилие на демонстрации”, взывает к вооруженным силам.

В 17:10 указ Темера об использовании вооруженных сил был опубликован в специальном издании “Diário Oficial”. Незадолго до 18:00 военные вышли на улицы. Бои продолжались до заката, с красным солнцем на горящих баррикадах.

1,4 млн ущерба имуществу на Эспланаде. Парламентарии скорбят о том, что “ущерб должен быть учтен”, “преступники наказываются”, государство “компенсировано”. Министр обороны приказывает “расследования во всех местах, где есть действия, несовместимые с демократией”. Они рассчитывают на идентификацию, индивидуализацию действий. Маска – всегда наш друг! Носите маску, переодевайтесь, наносите урон и убегайте.

И президент кричит: “Все было сделано в рамках конституции!” Дежурный генерал оправдан на том основании, что все по конституции, и такая уловка уже использовалась во время протестов в Рио, полицейских забастовок в Ресифи и Эспириту-Санту, протестов против Олимпийских игр и Чемпионата мира. Они дают понять, что стремятся расширить и нормализовать возможность использования вооруженных сил, чтобы сдерживать то, что угрожает государству и нынешнему правительству.

На следующий день президент отменяет экстренное использование вооруженных сил до 31 мая.

За распространение инициатив по противостоянию власти и созданию автономии”.

А вот и пример аграрной политики по-бразильски: в тот же день, когда вспыхнуло вышеупомянутое министерство, в муниципалитете Пау д’Арко штата Пара полиция убила 10 безземельных – 9 мужчин и женщину – за захват земли фазенды “Санта-Люсия”. С противоположной стороны никто не пострадал, так что это и противостоянием-то назвать сложно – просто резня… В прошлом году, 21 октября, во время заседания Национальной комиссии по борьбе с насилием в сельской местности, состоявшегося в штаб-квартире Национального института колонизации и аграрной реформы (INCRA) в Марабе, координатор лагеря “Новая жизнь” Роналду да Силва Сантос сообщил, что 150 семей, расположившихся там 18 мая 2015-го, хотят получить собственность в рамках аграрной реформы. Региональный суперинтендант INCRA, Клаудек Алвес Феррейра, тогда принял обязательство встретиться с владельцем фазенды и договориться с ним о распределении земли. Но сказал, что на момент захвата отчуждение этих угодий было невозможно. См.  фото.

Анализ ситуации в стране от Бразильской анархистской координации (CAB)

“Бразилия переживает политическое землетрясение, выставляющее гнилость элиты страны и еще больше ослабляющее узы, удерживающие их у власти. Организованная операция, приведшая к записи между президентом Мишелем Темером и владельцами мясной компании JBS по денежным выплатам, изменила баланс сил в стране и подлила бензина в уже существующий политический и социальный кризис.

Правительство испытывает трудности с мобилизацией своей базы в условиях нестабильности и продвижения своих реформ в отношении выхода на пенсию и атак на права трудящихся. Это не повод праздновать, мы не должны воспринимать что-либо как должное. Сейчас настало время двигаться, собирать блокирующие улицы мобилизации, от забастовок до всеобщих стачек, чтобы заблокировать сокращения и реформы социального обеспечения. Мы должны углубить демократию, но прямую демократию, где трудящиеся на своих рабочих местах и в домах изучают и определяют направление страны. Мы не можем принимать крошки сверху, нам нужно навязать народную программу социальных прав. Нам нужно строить прямую демократию в районах, в фавелах, в трущобах, в земельных и жилищных оккупациях сферах, на заводах и в школах за пределами государственной сферы.

Темеровский переворот, сместивший в 2016 г. президентство левой Партии трудящихся (РТ), позволил успешные начинания жестких мер, направленных против народа в подавляющем большинстве, с широкой поддержкой в Конгрессе и в медиа, особенно через телевизионную сеть “Globo”. Мишел Темер одобрил реформы образования, государственное ограничение расходов, аутсорсинг, приватизацию и другие атаки – многие из которых были начаты во время правления самой РТ.

Бюрократизация десятилетий борьбы крупных профсоюзных федераций и практика кооптации РТ лидеров крупных социальных движений помогали и все еще помогают демобилизовывать людей и препятствовать массированию сопротивления этим нападениям. Однако другие сектора, такие как студенты из числа коренных народов, вновь поддержали социальную борьбу. Растущее недовольство народа реформами в области пенсионного обеспечения и трудовых прав проявило себя с большим влиянием на улицах, в демонстрациях всеобщих забастовок 15 и 28 апреля.

Отвергаемое по опросам более чем 90%, правительство Темера не имеет легитимности для поддержки этой ложной демократической системы, служащей только для того, чтобы бизнесмены и политики грабили и убивали людей. Однако, РТшное правительство классового посредничества Лулы и Русеф тоже было правительством для предпринимателей и состоятельных, с некоторыми крохами для бедняков. И бесчисленные заявления о коррупции, благоприятствующие отвратительным отношениям между крупным бизнесом и государством, остаются очевидными. Случаи коррупции – это не отдельные события, но они движут колесом государства и частного сектора. То есть репрезентативная система отвечает не интересам народа, а политическому и бизнес-классу, поэтому они могут продвигать свои капиталистические проекты.

Вот почему “магические решения”, такие как приватизация, аутсорсинг и атаки на трудовые права, служат только большему числу предпринимателей. Как и нападения на социальные права, коренные народы и их территории, безземельных крестьян, женщин, ЛГБТ, геноцид чернокожих, жителей фавел и трущоб, криминализация нищеты. Всё это – меры и политика для правых и консерваторов, предпринимателей, землевладельцев, банкиров, чтобы навязывать свою идеологию, получать больше прибыли, концентрировать больше богатства и эксплуатировать больше людей. Предприниматели, такие как Жуан Дория, ничем не отличаются от других политиков, они враги народа. Если профессиональные политики дискредитируются, система правосудия пытается защитить легитимность с помощью антикоррупционных операций, чтобы увеличить свою власть в структуре государства. И эта сеть судебных органов, федеральная полиция и общественное министерство, с секторами, непосредственно связанными с Соединенными Штатами, оказывает массовую поддержку медиа-сети “Globo” для накопления власти за ее опасно авторитарную предвзятость. Мы должны отказаться от этой эскалации и избегать иллюзий насчет спасения через буржуазное правосудие.

Требование, приведшее многих людей на улицы в течение года правления Темера, может стать реальностью: смещение его с поста президента республики. И мы задаемся вопросом: что теперь? Каким будет следующий шаг? Мы знаем, что с ослаблением государственного переворота и ослабленной колеблющейся парламентской базой не хватает условий для стабильного управления трудовой и пенсионной реформами. Сейчас актуально массово бороться с этими реформами, чтобы восстановить права, которые были удалены путчистскими лидерами в прошлом и текущей ситуацией PT/PMDB. Помимо прекращения реформ, нам необходимо построить проект, который будет держать богатых отчитываться за кризис и признает политическую элиту, бизнесменов и СМИ врагами народа.

Только организация народа и давление на улицах могут воспрепятствовать реформам и атакам на социальные права. От ожидания парламента не придет ничего. Мы должны помешать предпринимателям и политическим элитам реформировать и продолжать свой проект. Необходимы срочная мобилизация и народное давление, чтобы предотвратить прогресс реформ в разгар этой нестабильности. Необходимо налагать давление на правительство с народными требованиями, как и в случае прямых выборов. И мобилизация людей сегодня необходима для предотвращения наихудшего сценария, который является приостановкой выборов в 2018 г. путем военно-политического вмешательства и преследования боевых секторов левых.

Левая избирательная кампания направлена на взятие президентства республики, так что может появиться новый лулизм, как и много лет назад, представляя себя предполагаемым народным спасителем среди землетрясения политического кризиса. Они не могут нас обмануть! Мы говорили и продолжаем говорить: РТизм и всё его наследство слева должны быть преодолены. Вера в то, что Лула сможет противостоять кризису и принести улучшения в жизни тех, кто снизу, не имеет никакого основания. Избрание Лулы представляло бы собой еще один классовый договор с буржуазией на еще более обременительных условиях, чем в предыдущие годы.

Самое главное сейчас, что борьба должна быть снизу и на улицах, чтобы продвигать народные права! Продвигать организацию, мобилизовывать усилия против пенсионной реформы и атак на трудовые права, создавать народный проект независимо от класса. Катализировать народное восстание и недовольство продвижением воинственности. Не увлекаться якобы легкими решениями “реорганизации левых” и заключением новой сделки с буржуазной демократией – из этой шляпы нет кроликов. Ключевым моментом является создание организации на низовом уровне в районах, в школах, на рабочих местах с бедными и угнетенными людьми. Мы должны требовать приостановления всех антиполитических мер, начатых в правительстве РТ и продолженных переворотом Темера.

Момент неблагоприятен для нас, угнетенных и попранных, но кризис и противоречие между элитами открывают место для других проектов. Нам нужно использовать эту неудовлетворенность, чтобы делегитимизировать систему и направлять социальную борьбу.

Прямая демократия сейчас! Против налоговой корректировки и сокращений! Долой путчистский “Globo”! Стройте народную власть против корректировки и репрессий!”

источник