Бенджамин Харрис был интересным человеком. Он владел в Лондоне небольшим издательством и был арестован за публикацию оппозиционного листка новостей, год он провел в тюрьме, выйдя продолжил издательское дело, но когда в его лавку снова пришли с обыском, он решил бежать и отправился в Америку, где в 1690 году стал издателем первой в американской истории газеты. Газета эта издавалась на четырех полосах и имела интересную особенность: три страницы были заняты новостями, а четвертая оставалась пустой. Как вы думаете, для чего? Правильно! Каждый читатель мог дописывать туда свои новости. Газету давали почитать друзьям и соседям и каждый мог дополнить что-то от себя. Чем не горизонтальная социальная сеть, с постами, комментами и кругами общения?
Какую бы тактику мы для себя не выбрали, рано или поздно мы сталкиваемся с необходимостью распространения наших идей, то есть с вопросами пропаганды.
Государственная пропаганда имеет огромный бюджет, широчайший охват и преимущество поддержания статус-кво. Что могут противопоставить этому анархисты? Не так уж мало!
Пропаганда действием
Основа анархической пропаганды — пропаганда действием. Здесь государство никогда не составит нам конкуренцию. Все знают, что дела говорят громче слов. Успешные акции (и силовые и не только) станут известны людям без всяких СМИ, а если они довольно значительные, то и СМИ придется как-то реагировать.
Недавний акт Михаила Жлобицкого заставил массу людей серьезно говорить об анархистах и их идеях. Но он же продемонстрировал и слабость движения, отсутствие серьезной логистики и разведки, ведь чтобы устроить взрыв у входа и ранить троих случайных сотрудников товарищ был вынужден пожертвовать собой.
Если речь идет о силовых акциях, важно, чтобы они были направлены против структур и личностей, которые притесняют население, нанесенный им ущерб должен удовлетворять чувство справедливости. Также проведение успешных акций прямого действия в условиях диктатуры подрывает иллюзию всевластия государства, говорит о силе и организованности анархистов, дает людям надежду и служит примером того, как надо защищаться от государственного террора.
Особо нужно сказать о необходимости грамотной медиа поддержки радикальных акций. Когда происходит радикальная акция внимание к анархистам резко повышается, к этому нужно заранее быть готовыми и четко представлять, что и как говорить по этому поводу и кто будет это делать. Этот вопрос — важная часть планирования любой серьезной акции.
Листовки, баннера, граффити, нелегальные шествия и летучие митинги, собственно, не относятся к прямому действию, но в условиях нынешнего режима они позволяют анархизму присутствовать в общественном пространстве, говорят о том, чего никто больше не скажет и требуют от участников немалой смелости и аккуратности.
Работа с мейнстрим-медиа
Медиа-корпорации это вражеские структуры и относиться к ним надо соответствующе. Не стоит ждать, что они расскажут про нас что-то хорошее по своей воле, а если расскажут, возможно, с нами что-то не так. Вот несколько примеров удачной работы с мейнстрим-медиа в разные времена и в разных странах.
Петроград 1917 – в июне анархисты захватывают типографию газеты Русская воля, заявив ее конфискованной для нужд социализма, мощности типографии используются для печати анархических изданий.
Германия 1968 — атаки студентов на издательство Шпринглера: издательство блокируют, бьют стекла, жгут тиражи газет, пытаются также блокировать распространение. Поводом послужили призывы газеты, принадлежащей концерну, к захвату и усмирению студенческих вождей, после чего произошло покушение на Руди Дучке.
Москва 2009 – атака анархистов на Комсомольскую правду. В ответ на ложь про Ивана Хуторского, разбита дверь, брошены фаера и залит газ, около здания разбросаны листовки.
Беларусь 2010 – анархисты взламывают сайт Новополоцкого горисполкома и размещают на нем анархические материалы «Зачем мы живем» и видеоролик с обращением анархистов.
Некоторые факты и выводы
Кино, радио, телевидение, интернет… Каждый раз, когда появлялись новые средства массовой информации, государственные пропагандисты и коммерческие корпорации радостно потирали руки — вот она, та самая «магическая пуля», меткий выстрел и человечество наше. Общественность, напротив негодовала, говорила о пагубном влиянии на молодежь, зомбировании и т.п. Проводилось много исследований о том, как воздействует пропаганда, вот некоторые, наиболее важные для нас выводы.
1. Пропаганда воздействует не на всех одинаково и вообще воздействует не на всех и не всегда; убедить человека в чем-то, что противоречит его жизненному опыту довольно сложно, это практически невозможно сделать за короткое время. Легче убедить того, кто мало знает о предмете, трудно убедить того, кто знает о нем много.
Вывод: Пропагандист не должен превращаться в проповедника. Старайся не сколько проповедовать ответы, сколько учи задавать правильные вопросы, дай человеку самому найти ответы и проверить их на практике. Не смотри на людей сверху вниз, будь готов учиться сам. Подход «я говорю- ты внимаешь» вообще привлекает людей склонных к подчинению и для анархистов не годится. Анархическая пропаганда это диалог, это совместный поиск ответов на вопросы. Стараемся выстраивать долговременные отношения: это может быть сайт или группа в интернете, где есть какая-то регулярность и развитие тем или офф-лайн группа, которая встречается регулярно.
2. Из всех существующих способов рекламы (или пропаганды) самый убедительный это совет друга или человека, которому доверяешь.
Вывод: Если ты в плохой физической форме, одет неряшливо, мало знаешь, не владеешь полезными навыками, если тратишь деньги на престижные безделушки — любые твои слова про анархию будут иметь мало веса. Будь надежным другом, не подводи людей, умей хранить секреты, поддерживай тех, кого преследует начальство и люди сами потянутся к тебе. Место для пропаганды есть везде — в офисе, в цеху, в университете, во дворе и, конечно, в виртуальном мире. Бывают ситуации, когда на первый план выходят задачи конспирации, но сейчас мы рассуждаем с точки зрения пропагандиста. Не начинай политические разговоры сам: люди не любят, когда им навязывают что-то, кроме того, тебя могут заподозрить в провокаторстве.
2. Просто сообщая что-то мы тем самым воздействуем: человек в своей дальнейшей деятельности будет исходить из полученной информации. Государственные СМИ воздействуют на нас самим отбором информации. О чем-то мы слышим из каждой щели, а какую-то информацию нужно долго искать. Детский рассказ: пока мамы нет дома, почтальон приносит телеграмму, дети начинают с ней играть и случайно теряют. Врать нехорошо, если мама спросит, где телеграмма, мы, конечно, скажем. Но ведь, если она не спросит, это же не будет враньем?
Вывод: сообщаем факты, о которых СМИ молчат и, главное, учим «маму» всегда интересоваться «телеграммой», показываем где и как можно получить правдивую информацию и поделиться своей.
3. Убеждение осуществляется методом «просачивания», сначала необходимо убедить людей с широкими социальными связями, авторитетных в тех или иных вопросах, а они уже сами убедят тех, кто будет интересоваться их мнением.
Вывод: В условиях ограниченности ресурсов особенно важно находить активных, пользующихся авторитетом в своем кругу людей и работать с ними. Со временем вокруг такого человека образуется дружественная среда, а, возможно, и действующая группа. Под воздействием пропаганды люди редко полностью меняют свое мировоззрение, но определенные чувства и свойства личности могут окрепнуть, а предрассудки исчезнуть.
4. Основное назначение пропаганды вообще не в том, чтобы нас в чем-то убедить, а в том, чтобы поддерживать наши убеждения, поддерживать статус кво. Человеку нужно постоянно получать подтверждение, что его взгляды правильны, нужно общаться с единомышленниками реальными или виртуальными, как только человек остается предоставленным себе, он часто попадает в круг другого пропагандистского влияния. Вспомним, например, как легко бывшие коммунисты попадали в 90-е годы под влияние церкви.
Вывод: У участников движения и сочувствующих всегда должна быть возможность обсудить сложные вопросы, получить поддержку и совет. Это может быть как защищенный чат в интернете (помним про безопасность, используем шифрование, например jabber, keybase, riot.im), так и регулярное общение вживую (также не забываем про безопасность). Необходим совместный анализ обстановки, дружеский разбор плюсов и минусов проведенных акций и просто постоянное личное общение. Такая среда будет невосприимчивой для враждебной пропаганды.
5. Сила государственной пропаганды не только в распространении и поддержании в обществе определенных взглядов, но и в поддержании определенных моделей бытового поведения. Как относиться к работе, как проводить свободное время, как отмечать праздники, как одеваться — обо всем этом мы узнаем из телевизора.
Вывод: Это совсем не означает пропаганду «анархизма образа жизни» или ухода в субкультуру, но безусловно означает необходимость популяризации анархических ценностей и практик (таких, например, как активный образ жизни, взаимопомощь, неприятие наемного труда, отказ обращаться в полицию), произведений искусства, призывающих к борьбе и рассказывающих о ее героях.
6. Государственная пропаганда клиповая и построена на эмоциях и логических подменах. Нам дают яркую картинку и набор «фактов». Завтра нам покажут другие картинки и сообщат другие факты. Вспоминать вчерашние не рекомендуется. «Вы за президента, или вы хотите, чтобы у нас дома взрывались?»
Вывод: учимся сами и учим других устанавливать причинно-следственные связи и ничего не принимать на веру. Анархическая пропаганда это еще и анархическое образование и выработка критического мышления. Не надо забывать и про эмоциональную сферу, не стоит думать, что обращение к чувствам – обязательно признак манипуляции. Важно чтобы эмоциональная составляющая не противоречила логике и правде.
7. В свое время специалисты по рекламе предложили формулу AIDA, составленную из первых букв английских слов — привлечение внимания — интерес – желание — действие.
Человек должен сперва заметить рекламу, она должна вызвать у него интерес, затем у него должно возникнуть желание сделать то, к чему его призывают, и, наконец, он должен реально приложить усилия и сделать это.
Вывод: пропагандистскую кампанию тоже стоит рассмотреть с точки зрения этих четырех составляющих и особое внимание обратить на четвертую. Анархические идеи не существуют сами по себе, они живы только когда мы действуем. В качестве простого примера возьмем листовку. Она должна, во-первых, быть заметна и привлекать внимание, во-вторых, она должна быть написана так, чтобы человек захотел ее дочитать до конца, далее, важно, чтобы авторы четко понимали, чего именно они хотят от читающего и чтобы смогли зажечь его этой идеей, и, наконец, нужно сказать, какие конкретно действия человек может предпринять, с чего начать, куда обратиться за помощью. В идеале, эффект должен быть настолько сильным, чтобы человек тут же не забыл о прочитанном, а сделал то, к чему его призывали.
Цели анархической пропаганды
Ближайшей целью должен быть выход из состояния субкультурности, анархические идеи, принципы, подходы и методы должны стать понятными и популярными среди народа. Не каждый человек в силу жизненных обстоятельств, здоровья и т.п. сможет взять в руки оружие, но в анархической борьбе и в преобразовании общества на анархических принципах есть место каждому. Мы должны прийти к такому состоянию, чтобы принципы самоуправления, личной свободы и солидарности были близки людям. Поэтому надо всегда представлять свою целевую аудиторию и понимать, что внутридвиженческий дискурс за пределами узкого круга не понятен и не интересен.
Что делать не стоит?
-Привирать, приукрашивать и замалчивать неудобные вопросы. Никакие цели не могут оправдать подобные средства. Кроме того, то что утаил ты, рано или поздно используют твои враги. Здесь можно вспомнить видеоролик, на котором левые сбрасывают в реку пропагандиста от Единой России. Позже выяснилось, что роль пропагандиста сыграл их товарищ.
– Заменять реальные действия перформансами. Пример — сожжения всевозможных чучел отрицательных персонажей. У участников это создает эффект «выпускания пара» относительно безопасным образом, а у зрителя – впечатление, что он находится в театре и любая политическая акция проводится для его увеселения.
– Участвовать в легальных пикетах и митингах, если, конечно, при этом не ставятся какие-то особые цели. В условиях тоталитарного режима люди относятся к стоящим в загончике с плакатами либо как к зарабатывающим этим себе на жизнь, либо как к актерам государственного политического спектакля.
Вопросы безопасности
Пропагандистская работа — одна из самых опасных в движении. Не важно, в реале или виртуальном общении, ты выходишь к незнакомым людям, частично раскрываешься перед ними и говоришь с ними об опасных вещах. Даже если ты занимаешься исключительно пропагандой, именно тебя будут искать в первую очередь в случае совершения каких-либо действий, именно от тебя постараются всеми способами получить информацию о других участниках движения. Не оставляй следов в интернете, не держи дома ничего лишнего. Позаботься и о тех, с кем общаешься. Одновременно с пропагандой анархических идей, обучай людей также и правилам безопасности, в том числе сетевой. Если общение начато на небезопасной платформе, переводи его в более безопасное место.