Когда вспоминают движение работников в США, почти всегда говорят об IWW (ИРМ, Индустриальные Рабочие Мира). Так называли себя американские революционные синдикалисты. Пожалуй, это самая известная страница рабочего движения США начала XX столетия.
Численность IWW, если верить американскому исследователю Говарду Зинну, не превышала 10 тыс единовременно. Но есть и другие оценки, согласно которым их численность достигала 30 или даже 100 тыс. При всем том, несколько десятков или сотен активистов этой организации могли инициировать колоссальные стачки и создание рабочих советов (стачкомов). Влияние IWW порой охватывало сотни тысяч рабочих, которые зачастую перенимали их методы.
Обычно IWW называют профсоюзом. Но, скорее всего, IWW вообще не был тем, что сегодня называют профсоюзами.
В настоящее время под словом “профсоюзы” понимают организации, которые заключают колдоговора с бизнесом, жалуются в суды на боссов и даже порой… на своих бывших товарищей. К тому же, IWW был идейной организацией, которая, в отличие от большинства современных профсоюзов, добивалась ликвидации капитализма. По мнению организации, капитализм следовало ликвидировать в ходе всеобщей захватной стачки, а затем, изъяв заводы из рук хозяев, передать их в руки ассоциации самоуправляющихся трудовых коллективов. Словом, аналогов IWW в современном мире просто нет. Так что, сомнительно, что термин “профсоюз” тут вообще можно употребить.
Принцип революционном синдикализма IWW состоял в несотрудничестве с “классовым противником”, под которым имели в виду бизнес и государство. Борющиеся работники нанимали в некоторых случаях адвокатов, чтобы помочь арестованным, но обычно суды не использовались в ходе трудовых конфликтов, колдоговоры (взятие на себя каких-либо обязательств перед бизнесом, например, обязательства не бастовать) обычно не заключались. Если требования IWW выполнялись, или если организация больше не могла вести забастовку, то забастовка прекращалась. Это называлось “временное боевое соглашение”.
Вопросы управления забастовками решались преимущественно общими собраниями работников (без участия фабричного начальства). В этом и состоял принцип революционного синдикализма и именно по этой причине его поддерживали многие анархисты.
IWW боролся одновременно за улучшение материального положения трудящихся (забастовки с требованиями увеличить зарплату), и готовился к полной ликвидации капитализма в ходе всеобщей захватной стачки. Его участники верили в то, что рабочая самоорганизация вырабатывает привычку к коллективному решению вопросов, к прямой демократии, самоуправлению. А отказ от сотрудничества с бизнесом и государством (от судов, от колдоговоров и т.л.) в ходе забастовок позволял выработать отрицательное отношение к существующему порядку. Вне самоорганизации и несотрудничества борьба за зарплату не ведет к развитию революционного потенциала общества и не служит для изменения общественной системы и общественной морали. Обычные профсоюзы занимаются такой согласованной борьбой уже давно и капитализм она ни на мгновение не отменила.
IWW могли пойти на заключение колдоговоров и это сильно увеличило бы численность организации. Но, как пишут современные исследователи, активисты IWW отвергали колдоговора потому, что считали, что тогда перестанут быть революционным союзом. По той же причине они не верили судам и парламентам.
Речь здесь не о насилии, а о явочном порядке реализации своих прав. Участник IWW, Артуро Джованитти, писал о том, что членам организации безразлично, как долго американские чиновники намерены обсуждать право работников на 8-часовой рабочий день. Работники просто бастуют и добиваются своего. IWW ставили своей целью подготовить массы психологически и организационно к социальной революции – всеобщей стачке.
Считалось, что после этого, IWW, объединив десятки миллионов работников, перезапустит производство на началах самоуправления. “Один большой союз” – федерация профессиональных объединений, станет каркасом будущей общественной системы и не позволит обществу впасть в хаос на следующий день после революции. Один большой союз станет производить все нужные населению товары, решать вопросы законодательства, создаст силы самообороны… Так выглядел синдикалистский проект IWW в первые десятилетия XX столетия.
Некоторые современные американские анархисты умеренных взглядов считают, что подобная деятельность в наши дни нереальна. Если это верно, это означает, что революционный синдикализм в США сегодня нереален.