В оценке своей позиции по отношению к российско-украинской войне и её участникам легко сделать одну из двух ошибок. Можно решить, что, коль скоро украинский народ стал жертвой российской агрессии, надо поддержать Украину против России. Можно решить, что, раз и российское, и украинское государства воюют за свои государственнические интересы, то хрен редьки не слаще и надо желать поражения как России, так и Украине. Обе эти ошибки основаны на представлении о России и Украине как о единых сущностях, тогда как в каждой из этих стран, помимо государства есть различные социальные группы, у которых тоже есть свои интересы. Помня об этом, разберём обе ошибки и найдём верное решение.
Защита от агрессии
От российской агрессии страдает всё население Украины от бомжа до президента. Но страдает оно по-разному. Если простые украинцы рискуют потерять жильё, средства к существованию, а часто и само существование, если им война угрожает потерей здоровья, а то и жизни, то олигарху и чиновнику война грозит потерей “кормовой базы”, каковой для него является украинский народ. Так, нападение волка на козу для козы чревато гибелью, а для её хозяина – всего лишь потерей козы. Что не исключает возможность героической борьбы его с волком за свою козу. Которую он доит, а когда-нибудь и съест не хуже волка.
Украинская власть, точно так же, как и российская, относится к своим “работягам” и “селюкам” точно так же, как сами “селюки” относятся к своей скотине. И если украинский народ в большей степени, чем российский, сопротивляется этому, не желая быть скотиной, то это – заслуга украинского народа, а не украинского правительства.
Украинская власть на сегодняшний день представляет собой по сравнению с российской меньшее зло именно потому, что украинский народ, по сравнению с российским, отличается меньшей покорностью. Если же он ради борьбы с чужой властью окажет безоговорочную поддержку своей, то это меньшее зло быстро вырастет до размеров большего. И какой смысл будет защищать Украину от России, если Украина станет полным подобием России?
Хрен и редька
Хрен редьки, конечно, не слаще, однако есть и другие корнеплоды. И просто преступно не понимать разницу между контрактником (сиречь наёмником, будем называть вещи своими именами), призывником, которого отправили на фронт, не спрашивая его желания, и бойцом территориальной обороны – гражданским, взявшим в руки оружие, чтобы защищать своё право жить так, как считает нужным он, а не как считает Путин, действующим на своей родной территории, формально подчиняющимся центральной власти, но на деле часто принимающим решения самостоятельно, по сути дела – партизаном-повстанцем.
Тероборонцы – тоже не всегда ангелы. Говорят, что российские солдаты больше всего боятся попасть в плен к теробороне. Оно и понятно – если военнослужащий подчиняется начальству, то партизан часто сам решает, угостить ему пленного шашлыком или самого пустить на шашлык, и начальство ему – не указ. Знаменитые петлюровские погромы объяснялись не антисемитизмом Петлюры, а своеволием его атаманов, как сказали бы сейчас, “полевых командиров” его полупартизанской армии. С другой стороны Махно в своей ещё более партизанской армии погромы, да и вообще антисемитизм, успешно пресекал.
Наконец, надо понимать, что в данный момент российская власть опаснее украинской, для большинства жителей Украины во всяком случае. Борьба с российской армией – это для многих из них просто вопрос выживания. Повторяю, дело не в том, что российская армия – большее зло, а в том, что она – зло более опасное. Между чумой и холерой, как известно, не выбирают. А вот решать, за лекарствами от какой из болезней ехать в первую очередь, порою приходится. И если чума только маячит на горизонте, а от холеры уже половина народа лежит, надо сперва гнать за лекарством от холеры. Если холера ещё только угрожает, а чума уже вовсю поражает – то от чумы. В Украине сейчас нет отрядов, которые могли бы воевать сразу на два фронта. Поэтому для той же теробороны вполне естественно сегодня воевать против российской армии, не собачась лишний раз с украинской.
Почувствуйте разницу!
Казалось бы, какая разница, воевать против российской армии, потому что она – большее зло, или потому что более опасное? Ведь все равно – против неё. Ан нет! Большее и меньшее зло не обязательно являются соответственно более и менее опасными. И если сейчас Россия является для украинцев и большим, и более опасным злом одновременно, то со временем всё может измениться. И вопрос о том, продолжать ли воевать с российской армией или переключиться на украинскую власть, будет зависеть не от того, осталась ли Россия большим злом, а от того, осталась ли она более опасным.
Это относится не только к украинцам. Для жителей РФ сейчас тоже самым опасным злом является “свое”, российское государство. Его победа над Украиной означала бы для россиян не только расширение тюрьмы, в которой они живут, но и ужесточение тюремного режима, ещё большего “закручивания гаек” властью, почувствовавшей свою силу. Но как только российская власть ослабеет настолько, что ей придётся идти на капитуляцию (а после того, как Запад пошёл на санкции, он вряд ли отменит их даже после простого вывода российских войск с территории Украины, и постарается “дожать” РФ), в обозе победителей прибудут те самые либералы, которые когда-то помогали сперва Ельцину, затем – Путину, но позднее были оттеснены последним от управления страной, а затем – и от кормушки. И придут они вовсе не затем, чтобы заасфальтировать российские дороги или провести в сёла канализацию, а затем, чтобы вернуть себе кормушку, чтобы разворовывать то, что ещё не успели разворовать Путин и Ко. Когда-то Путин отжал у Ходорковского трубу, теперь Ходорковский получит возможность вернуть её. А расплачиваться с коллективным Западом за помощь в возвращении к кормушке он и ему подобные будут за счёт “глубинного народа”, который объявят виновным в поддержке Путина. При том, что именно этот самый народ меньше всего спрашивали, кого он хочет поддержать и хочет ли поддержать кого-то вообще. И тогда именно либералы станут наиболее опасным злом для россиян, которых они когда-то загнали туда, куда Путин сейчас пытается загнать украинцев, и которых за это же намерены и “наказать”, сделав козлами отпущения.
Прочувствуйте это, и вы сразу почувствуете разницу между борьбой с более опасным злом и поддержкой меньшего.
Владимир Платоненко