Новости

В России арестован владелец выходного узла Tor


Перевод Московской Либертарной технической группы

12 апреля в России отмечали полёт Юрия Гагарина в космос. В это время молодой российский учёный, математик и  активист свободного ПО Дмитрий Богатов встречает День Космонавтики в изоляторе временного содержания. Его участие в децентрализованных онлайн-проектах, интерес к приватности и анонимности, деятельность в качестве администратора выходного узла Tor вызвали в отношении него подозрения со стороны ФСБ.  Его обвиняют в “подстрекательстве к терроризму” из за сообщений, опубликованных с его IP-адреса. Он останется под арестом минимум до 8 июня и рискует получить до 7 лет тюрьмы, если следствие “докажет” его вину.

При этом природа дела Богатова весьма запутанная, так как совмещает технические и правовые доводы и требует как глубоких юридических, так и технических знаний. Пользователь “Айрат Баширов” действительно опубликовал несколько сообщений с призывами к массовым митингам и протестам с домашнего IP-адреса Богатова. Но оператор выходного узла Tor не может нести ответственность за контент, который проходит через его узел. Сама техническая архитектура сети Tor является доказательством его невиновности.

В самом деле, будучи владельцем выходного узла Tor, Дмитрий не контролирует трафик, который проходит через его узел. Это всё равно что обвинить владелицу ножа в убийстве, которое совершил неизвестный, укравший у неё из дома этот нож. В прошлом у владельцев других выходных узлов в России были разговоры с полицией. Например, Сергей Матвеев, известный также как , неоднократно проходил свидетелем по делам, связанным с преступлениями, совершёнными с его IP (главным образом, мошенничеством и взломами). Как заявляет сам Сергей, его никогда не обвиняли, он проходил только как свидетель, так как те дела не были связанны с . 2 февраля 2016 года его устройства были изъяты на 2 недели для проверки, но его самого не задерживали, после того, как он объяснил полиции .

В России ежедневно Tor используют 230 тысяч человек, а выходных узлов здесь только 46. Tor стал очень популярным после ряда законов, ограничивших использование интернета и установивших процедуры перехвата  трафика (провайдеры обязаны хранить метаданные 3 года, а трафик, в том числе шифрованный, 6 месяцев). Однако дело Богатова повлияло на восприятие сети Tor “конечными пользователями”. Мы понаблюдали за несколькими групповыми чатами в самом популярном в России мессенджере Telegram, посвящёнными протестам против Путина: в них собираются от 500 до 1500 пользователей, и многие из них используют различные инструменты для улучшения приватности. Дело Богатова широко обсуждается. Эти обсуждения показывают, что пользователи не в полной мере понимают различие между запуском промежуточного и выходного узлов, а также между владельцами промежуточных узлов и пользователями Tor Browser. Они воспринимают сеть Tor как уязвимую к деанонимизации. Недопонимание, недостаток обратной связи от сообщества Tor или пользователей-“экспертов”, недостаточно представленных в этих чатах, заводит обсуждение в очень опасное направление: “мы не заморачиваемся безопасностью, потому что полиция всё равно всё о нас разузнает – даже Tor небезопасен”.

Активистки и активисты сети Tor начали флеш-моб – “запусти промежуточный узел в солидарность с Богатовым”. Уже к 13 апреля, всего за день, в разных странах были запущены 18 новых промежуточных узлов с именами вида “freeBogatov” и “KActionLibre”(отсылка к нику Богатова на форумах о GnuPG и свободном ПО). Личных выходной узел Богатова, работавший у него дома, также назывался “kaction”. Это первый флешмоб, в котором промежуточные узлы используются для заявления о международной солидарности, и ники и промежуточные узлы стали способом передачи сообщения: Богатов — часть сообщества, он добропорядочный и надёжный человек, внесший свой вклад в различные проекты с открытым кодом, и признанный профессионал. Сообщество Tor также работает над техническими доводами и разъяснениями, чтобы помочь адвокатам Богатова и другим пользователям понять, что из за внутреннего устройства сети Tor Богатов не может нести ответственность за деяния, в которых его обвиняют.

У него также есть алиби: его не было дома в момент публикации сообщений, записи с камер видеонаблюдения находятся в распоряжении адвоката Богатова. Более того, уже после ареста Богатова, тот же пользователь продолжил публиковать аналогичные сообщения. Кроме того, стиль письма, язык и орфография отличаются от стиля Богатова — это может доказать психолингвистическая экспертиза. Тем не менее, ФСБ не хочет закрывать дело — они расследуют версию о “терроризме”, что сулит Дмитрию очень серьёзное наказание, а также не соответствует его технической, правовой, психологической и социальной ситуациям. Судья также заявил, что не верит Дмитрию, так как “его навыки в новых технологиях” потенциально могут помочь “в уничтожении следов его преступлений” — для доказательства этой странной гипотезы Следственный Комитет изъял всё техническое оборудование из квартиры Дмитрия – от USB-флэшек до ноутбуков, смартфонов и фотоаппаратов…

Если вы можете, запустите промежуточный или выходной узел Tor и назовите его именем, содержащим слова “Bogatov” или KAction (его ник). Запуская больше узлов, мы повышаем анонимность и демонстрируем солидарность и силу общей ответственности.

Узлы Tor открыты для общего пользования

IP-адреса промежуточных и выходных узлов Tor публикуются в открытом доступе и их может использовать кто угодно. Тот факт, что адреса узлов известны, не угрожает анонимности пользователя Tor. Наоборот, это можно использовать как доказательство того, что в данное время данный адрес был узлом Tor.

Все активные узлы Tor перечислены в веб-приложении . Похожий сервис поддерживает базу данных о всех IP-адресах, которые когда-либо были узлами. Он может ответить на вопрос, работал ли в данное время на данном адресе узел Tor. ExoneraTor может хранить несколько адресов для одного узла, если узел использовал один адрес для выхода в интернет, а другой – для регистрации в сети Tor. Хранится также информация о том, позволял ли в данное время узел транзит tor-трафика в открытый интернет. Exonerator – это веб-сервис, где можно проверить, работал ли в данное время на данном адресе узел Tor.

Есть иной тип узлов – мосты (bridges). Их адреса не публикуются открыто. Это означает, что провайдеры или правительства, которые пытаются заблокировать доступ к Tor, не смогут этого сделать. Мосты полезны для пользователей Tor в странах с репрессивными режимами и для тех, кому нужен дополнительный уровень безопасности (например, сам факт соединения с известным узлом Tor может представлять для них опасность).

источник