«Воскресение» — шедевр позднего творчества Льва Толстого. История уставшего от светской жизни и развлечений аристократа, переживающего внезапное духовное прозрение при трагической встрече с циничной «жрицей любви», которую он сам некогда толкнул на этот печальный путь. История болезненной, мучительной переоценки ценностей и долгого трудного очищения…
Сюжет романа характеризуется развитием двух линий: жизненной судьбы Катюши Масловой и истории переживаний Нехлюдова. Линии эти перемежаются. Путь героя-дворянина в романе изображён Толстым как путь от дворянства к народу, к слиянию с ним. Первая сюжетная линия выдвигается, таким образом, как основная, главенствующая. Применяя художественную антитезу как основной приём развёртывания действия романа. Толстой попеременно проводит читателя то через картины жизни, взятые из социальных верхов (жизнь столичной знати, сановников), то через мрачные, душные казематы, зловонные тюрьмы, пересыльные пункты, разорённые нищие деревни.
Это противопоставление, являясь основным принципом развертывания образов, позволяет писателю со всей силой своего художественного гения раскрыть систему лжи и насилия, характерных для общества, и показать во всей полноте мир угнетателей и мир угнетённых. Помимо крестьянства и дворянства, Толстой вводит в роман революционную интеллигенцию. Так возникла третья сюжетная линия.
Показывая государственные учреждения и правительственный аппарат непосредственно от себя и через восприятие Нехлюдова, духовно близкого ему. Толстой резко подчёркивает классовый характер государственных учреждений в капиталистическом обществе.
Рисуя суд, Толстой отмечает равнодушие судей к существу дел, рассматриваемых, а ещё более к личностям подсудимых преступно-небрежное отношение к судопроизводству, занятость каждого судьи, призванного решать судьбу человека, своими личными делами, в результате чего невиновные люди осуждаются на каторжные работы. Он показывает карьеризм представителен прокуратуры, добивающихся повышения по службе количеством обвинительных приговоров, достигнутых хотя бы и ценен явной лжи и передержек (поведение товарища прокурора в процессе мальчика, обвиняемого в краже половиков).
Столкнувшись с высшими бюрократическими сферами в Петербурге, Нехлюдов видит и здесь то же самое. Нравственному разложению людей содействует — показывает Толстой — и церковь, тесно связанная с государством, как одно из орудий насилия, именем Христа освящающая творящееся в суде насилие, тюремные застенки (привод к присяге в суде, церковь в тюрьме, распятие Христа при входе в тюрьму). Представители церкви обманывают народ «таинством» превращения хлеба и вика в тело и кровь бога, проповедуют нестяжательство и в то же время наживают капиталы.