Новости

Сирийская анархистка Лейла аль-Шами: Идлиб сопротивляется боевикам-исламистам


Эта тема практически неизвестна в России. В сотнях преимущественно арабских городов и сел Сирии, где нет правительства, работала годами система Местных Советов (МС), преимущественно беспартийных, которые обеспечивали коммунальные услуги и поддерживали порядок на местах в отсутствие централизованного государства. Это явление стало результатом сирийского восстания (Саура) против Асада. Позднее в городе Идлиб – столице одноименной провинции – боевики-исламисты разогнали Местный Совет, которых курировал работу 160 автономных непартийных Советов региона. Вооруженные группировки исламистов и режим Асада стремятся разрушить МС и подчинить себе жителей, заставив их платить налоги и подчиняться правилам, которые устанавливают боевики. Жители сопротивляются.

***

В последние дни в Идлибе вспыхнуло народное восстание против радикальной исламистской группировки ХТШ (Хайат Тахрир аш-Шам, ранее группировка была связана с запрещенными всюду сирийской “Аль-Каидой” – Нусрой), которая в военном отношении доминирует на большей части территории провинции. Недавнее восстание началось, когда ХТШ увеличила Закят (налоги) на ряд товаров и услуг, включая хлеб, электричество и оливковое масло.

В Кафар-Тахариме, городе на северо-западе Идлиба, который зависит от производства оливкового масла для получения дохода, местные жители отказались платить повышенные налоги исламистам и их возмутили попытки ХТШ контролировать прессы для оливкового масла.

Местный Совет в Кафар-Тахариме долгое время сопротивлялся попыткам захвата власти правительством спасения, связанным с ХТШ. Местные жители устроили протесты и штурмовали контролируемые ХТШ полицейские участки, успешно выбив группировку из своей общины. ХТШ окружила город и потребовала, чтобы местные жители под угрозой возмездия передали им ряд лиц, участвовавших в протестах. Местные жители отказались и решили продолжать сопротивление боевикам.

6 ноября войска ХТШ осадили город и начали обстреливать его из минометов и пулеметов, убив по меньшей мере 3 человека и ранив много других. Но местные жители продолжали сопротивляться, и все города и деревни вокруг Идлиба поднялись в знак солидарности с Кафаром Тахаримом, требуя, чтобы ХТШ и ее лидер Джолани покинули провинцию. Люди вышли на улицы городов Идлиб, Салкин, Маарат-Эль-Нуман, Даркуш, Самарда, Ариха, Курин, Арманаз и других. Люди из Арманаза и города Идлиб начали маршировать в сторону Кафар Тахарим, чтобы попытаться прорвать осаду, но были заблокированы боевиками ХТШ. 7 ноября протестующим из Салкина удалось прорваться в город с севера.

Народное сопротивление против ХТШ стало обычным явлением в провинции Идлиб, и скандирование против Джолани регулярно слышится на антирежимных акциях протеста, которые проходят почти каждую пятницу. Многие считают, что авторитаризм этой группы ничем не отличается от авторитаризма режима Асада. Боевики ХТШ усилили свой контроль над провинцией в январе после интенсивных боев с повстанческими группировками. С тех пор она пытается установить контроль над гражданским управлением путем создания правительства спасения, которое взяло на себя предоставление услуг, контроль над Местными Советами и образованием, несмотря на широкое сопротивление местных жителей, которые мужественно пытались защитить свою автономию и институты самоуправления, созданные ими после освобождения от режима Асада.

Люди были также возмущены широко распространенными арестами, которые были направлены против активистов гражданского общества и работников средств массовой информации, некоторые из которых, как сообщается, умерли под пытками в тюрьмах, управляемых ХТШ. Широко распространено мнение, что ХТШ стояла за убийствами Раеда Фареса и Хамуда Джнида в ноябре 2018 года. Оба участвовали в работе популярной независимой радиостанции Radio Fresh.

В сентябре вспыхнули масштабные протесты против ХТШ и продолжающихся воздушных бомбардировок провинции режимом Асада. Режим активизировал свои нападения на провинцию в апреле, проводя кампанию выжженной земли против жилых районов, в результате которой около полумиллиона человек бежали, более 1000 были убиты. Бомбежки были непосредственно направлены против гражданской инфраструктуры, включая более 50 больниц и медицинских центров. Доминирующим нарративом, пропагандируемым режимом, является то, что Идлиб является “террористическим анклавом”. Присутствие нескольких тысяч экстремистских боевиков (против которых борется население региона) представляется как оправдание кампании уничтожения гражданского населения Идлиба численностью около 3 миллионов человек, в том числе 1 миллиона детей. Сегодняшнее восстание должно бросить вызов этому нарративу.

Сирийцы постоянно сопротивлялись всем формам авторитаризма и стремились защитить свою автономию и стремление к свободе с 2011 года. Несмотря на то, что Идлиб оказался зажатым между режимом и экстремистами, он остается домом для многих гражданских инициатив и творческого сопротивления. Всего несколько недель назад 20-летний рэпер Амир аль Муарри выпустил в Идлибе трек “On All Fronts”. (с субтитрами на английском, испанском и русском языках) представляет собой портрет провинции и многообразие ее жителей, которые продолжают выживать и сопротивляться, несмотря на апокалиптические условия жизни. Именно такие люди, как Амир и гражданские лица, рискующие своей жизнью, чтобы протестовать сегодня, являются будущим Сирии и бросают вызов ленивым предположениям о том, что выбор, стоящий перед сирийцами, – это выбор между фашистским режимом и Аль-Каидой. Всегда был третий вариант.

Источник