Сколько деятелей искусства страдали от гонений и отстаивали свободу своего пера, кисти или нот. Благодаря им сегодня и существуют такие проекты, которые не боясь иллюстрируют все изобилие религиозного, политического и экономического хаоса и безрассудства. Родом из страны с непростой судьбой, Азербайджана, художник-иллюстратор Гюндуз Агаев создал несколько серий иллюстраций на щекотливые темы, которые как правило не принято открыто обсуждать в обществе, если вы не хотите разругаться как минимум с половиной из присутствующих. Тем не менее искусство тем и великолепно, что художник вроде бы и говорит со всем миром, но мир его никогда не перебивает и если уж слушает, то до конца.
Агаев прикасается к святому. В прямом и переносном смысле. Серия работ «Святые селфи» (“Saint Selfie”) показывает религиозных представителей а также последователей разных конфессий и как бы намекает: „Эй, ребята, может мы всё же нашли единого бога?”. Бога лайков, которому мы адресуем молитвы из хештегов. Ведь все от президентов до святого отца озадачены созданием… удачного лука (look).
Кстати о президентах. Еще один цикл весьма опасных иллюстраций затронул как раз таки политических деятелей прошлого и настоящего. «Просто лидеры». Так озаглавил эту серию прямолинейный Гюндуз. Если просмотреть все работы, то очевидно, что подборка глав государств отнюдь не случайна, а скорее хронологическая и предостерегающая. Одна из самых новых подборок, это иллюстрации на тему руки правосудия и порядка, тех, кто должен защищать города и их жителей — полицейские разных стран. Но Агаев в открытую показывает действия абсолютно противоположные, скорее ущемляющие права человека, а не обеспечивающие их неприкосновенность и сохранность.
Показательно и то, что технику Гюндуза вряд ли можно назвать сложной, комплексной или из ряда вон выходящей. Его иллюстрации просты и двухмерны. Без пафоса, подтекста или претензии на культовость и артхаус. Эта простота присуща как работам, так и самому художнику, в Facebook-профиле которого не указано ничего кроме “artist”—художник. Наверное именно такое искусство нам сейчас и нужно: обнаженное и прямолинейное.