Профсоюзами часто называют любые организации наемных работников, которые ставят целью улучшение их положения и рост заработной платы. Но это название охватывает организации столь различные, что данный термин часто может вводить в заблуждение.
Профсоюзы конца 19 столетия сильно напоминали современные российские профсоюзы, в том числе “альтернативные”. Внутри этих организаций образовалась иерархия чиновников, принимавших решения по ключевым вопросам. Не желая рисковать своим положением (оно было, естественно, лучше, чем у рядовых рабочих), не пыльной работой в профсоюзной конторе, накопленными (и подконтрольными оргработникам) забастовочными фондами, чиновники сдавали одну стачку за другой. Жесткая конфронтация с бизнесом и властью не была им выгодна.
“В целом и по всем важнейшим вопросам центральное правление обладает верховной властью. Они, лидеры, становятся “джентльменами”, членами парламента и, вследствие этой власти имеют внушительный социальный престиж… Что действительно заслуживает порицания, так это политика соглашений, которая требует таких вождей”. Это цитата из брошюры, изданной британской федерацией шахтеров Южного Уэльса. А по словам немецкого профсоюзного активиста Карла Рохе, “в самом рабочем движении, которое вроде бы стремилось к ликвидации всех классовых противоречий…образовалось два класса – всевластных “оплачиваемых чиновников” и аплодирующих и голосующих “профанов”.
Читая эти строки, поражаешься повторяемости исторических событий. Конечно, большинству сегодняшних российских профработников далеко до парламентских кресел, хотя некоторые там уже оказались, а некоторые стремятся туда попасть. В некоторых случаях лидеры еще только начали выделяться в автономную касту, в других они уже давно являются “джентльменами”. И тем не менее, ситуация очень похожа, включая и ориентацию профлидеров не на свержение капитализма, а на социальное партнерство с бизнесом. По этим причинам профсоюзное движение не могло добиться серьезных улучшений повседневной жизни трудящихся в начале 20го столетия нигде, за исключением, м.б. Германии и Великобритании. Да и в Германии накануне Первой мировой войны деятельность профсоюзов зашла в тупик. Так, руководство профсоюза металлистов заставило рядовых членов прекратить забастовку в Берлине в 1911 г. По тем же причинам потерпели поражение стачки работников фарфоровой, табачной, обувной, текстильной и ряда других отраслей немецкой промышленности.
Поскольку профсоюзы оказались в кризисе, на смену им в конце 19- начале 20го вв. пришла новая волна рабочего движения. Она подпитывалась как недовольством рядовых рабочих, так и активностью анархистов, непартийных марксистов и непартийных рядовых активистов старых профсоюзов, раздраженных засилием “джентльменов” . Центрами (само) организации нового рабочего движения стали т.н. биржи труда.Первоначально, это были сборы рабочих разных профессий, созываемые для получения информации о наличии рабочих мест, о положении и зарплатах работников в различных отраслях. Но постепенно биржи труда превратились в независимые от профначальников и политических партий собрания. Они организовывали стачки, создали кассы взаимопомощи, клубы, библиотеки. Собрания объединялись в федерации. Так на смену профсоюзам пришло революционное рабочее движение – синдикализм. Центром этого движения стала Франция, оттуда оно постепенно распространилось в другие регионы, в Италию, Испанию, Германию, США, Южную Америку…
(В 1895 г. во Франции была создана Всебщая Конфедерация Труда, ВКТ (CGT). Ее численность составляла 600 тыс. человек. В 1905 г в США появились Индустриальные Рабочие Мира, ИРМ (IWW), по максимуму их численность достигала 100 тыс. В 1910 г. была создана Национальная Конфедерация Труда Испании, НКТ (CNT), численность которой со временем достигла 1,5 миллиона человек. В Италии был создан в 1912 г. Итальянский Синдикальный Союз (USI), численность которого составляла до 600 тыс человек. Мощные организации революционных синдикалистов и анархо-синдикалистов появились так же в Аргентине, Бразилии, Германии, Японии и др.).
В этом движении приняли участие и анархистские активисты, и независимые интеллектуалы леворадикальных взглядов (таким был великий социальный мыслитель, близкий к либертарному социализму, Жорж Сорель). Секретарем федерации бирж труда Франции был избран анархист Фернанд Пелутье. Со временем к ревсиндикалистскому движению примкнули миллионы людей по всему миру.
Основой тактики синдикалистов стало прямое действие – непосредственное отстаивание собраниями работников своих интересов, не взирая на действующие государственные институты и законодательство. Прямое действие иногда трактуют как радикальные неподзаконные акции, как явочный, самоуправный порядок действий – нелегальную забастовку или шествие, саботаж и т.п. Это верная, но однобокая трактовка.
Прямое действие есть политическая (социальная) деятельность от первого лица, без посредников. Сторонники прямого действия – революционные синдикалисты, считали, что все решения, касающиеся работников, должны приниматься непосредственно самими работниками, их собраниями. Ясно, что профсоюзные чиновники, партийные вожди, парламенты, суды и какие-либо созданные государством “арбитражные комиссии” могут лишь воспрепятствовать творческой самореализации трудящихся, присвоив себе право принимать решения.
Вообще, ревсиндикализм с самого начала находился в резкой оппозиции существующей системе. Стачки, нацеленные на повышение заработной платы, рассматривались многими участниками движения как форма “революционной гимнастики”, как способ наращивания мускулов, организационной практики и опыта, необходимых для окончательного свержения власти бизнесменов и государства в ходе всеобщей стачки. Считалось, что после нее контроль над промышленностью и общественной жизнью перейдет в руки рабочих союзов и их федераций. Основа новой организации общества – практика прямого действия, политика от первого лица.
Подобная позиция стала результатом соединения, синтеза двух вещей: стихийного протеста рабочих против засилия вождей реформистских профсоюзов, которые завели старое профсоюзное движение в тупик, и сознательной активности анархистских и леворадикальных активистов с их идеями безгосударственного общества всеобщего самоуправления. В свою очередь, внутри рабочего класса, благодаря ревсиндикализму утверждались в то время мессианские, “хилиастические” настроения (хилиазм – в христианстве тысячелетнее царство божье на земле). В начале 20го века на многих французских фабриках можно было прочесть надписи вроде: “Еще 70 дней и мы будем свободны” или “Еще 67 дней и наступит освобождение”. Идея всеобщей забастовки, которая покончит с капитализмом, передаст фабрики в руки самоуправляющихся профессиональных ассоциаций работников и приведет к формированию нового неавторитарного социалистического общества, вдохновляла сотни тысяч людей.
Ведущий теоретик партии эсеров, Виктор Чернов, писал об этом движении так: “Революционный синдикализм зародился впервые в лоне “Федерации бирж труда” и его духовным праотцом надо считать Фернана Пеллутье, человека с довольно ярко выраженным анархистским уклоном мысли. На Турском конгрессе этой федерации в 1896 г. в особом докладе о роли бирж труда в будущем обществе, была установлена в основных чертах следующая схема воззрений: синдикаты (отраслевые или профессиональные рабочие союзы – прим.) и в особенности их локальные средоточия, биржи оруда, должны смотреть на себя, как на ячейки, в которых сложится новый общественный организм; в их руках постепенно сосредоточится все, что имеет отношение к производству и потреблению; они будут центром жизни экономической и социальной; государственные органы-паразиты будут вытеснены полезными институтами, созданными рабочими учреждениями самостоятельно, собственными силами, вне традиционных политических форм. Пока синдикаты должны осознать эту свою роль, готовиться к будущей миссии, теперь же по возможности, образуя своего рода “государство в государстве””.
В тех революционно-синдикалистских объединениях, где имелось наиболее мощное идейное влияние анархистов, распространился термин анархо-синдикализм (Россия, Испания). Фактически, анархо-синдикализм – это симбиоз синдикализма с течениями социального (классового) анархизма.
Революционный синдикализм (анархо-синдикализм) в современном мире отсутствует, хотя имеются небольшие, очень мирные и строго легальные профсоюзные организации и так же имеются маленькие группы исторических реконструкторов, которые иногда используют это название.