Современное анархистское движение

Революционная война и оборончество: полемика


После публикации статьи Следует ли анархистам поддерживать сепаратистов между участниками группы Боец Анархист и автором статьи (тг-канал Голос анархистов) возникла интересная полемика. Поднятые вопросы представляются важными и мы публикуем оба полемических материала

июнь 2024

Революционная война, а не «оборончество»: ответ «Голосу анархистов»

В последнее время “Голос анархистов” критикует товарищей, которые участвуют в сопротивлении российскому империализму в Украине. Не первый раз в своих критических замечаниях «Голос анархистов» использует термин «оборончество». Что же, о нём и поговорим.

Но для начала хочется отметить несколько важных деталей. Во-первых, критикуя анархист:ок-участн:иц украинского сопротивления, «Голос анархистов» по сути ничего, кроме лозунгов и догм, взамен не предлагает. Между тем, империалистическое вторжение, оккупация, сопровождаемая массовыми убийствами людей, животных, уничтожением природы, требует от анархист:ок ответа как с точки зрения революционной этики, так и с точки зрения стратегии и тактики. Для тех, кто интересуется практической составляющей анархической борьбы в Украине и ищет ответ на вопрос, почему она во время этой войны выглядит именно так, а не иначе, рекомендую статью нашего погибшего товарища Дмитрия Петрова «Четыре месяца в антиавторитарном взводе в Украине». Во-вторых, в тексте «Голоса анархистов» встречаются совершенно гротескные заявления, требующие пояснений. Например, к критикуемым «анархо-оборонцам» причисляется Игаль Левин, хотя он давно уже о своей принадлежности к анархическому движению не заявляет и фактически является обычным государственным пропагандистом. Подобный нонсенс не способствует здоровой дискуссии.

Теперь про «оборончество». Аргументация «Голоса анархистов» по большей части строится на исторических примерах, и поэтому также отвечу аналогиями из прошлого. Оборончество, защита одного государства в его конфликте с другими, — не то же самое, что и революционная война, которую революционеры могут вести против иностранных оккупантов в тактическом союзе с государственническими силами. Возьмём позицию левых эсеров и многих анархистов с одной стороны и позицию правых эсеров с другой по Брестскому миру в июне 1918 года. К этому времени правые эсеры сформировали Комитет членов Учредительного собрания (Комуч), правительство, которое находилось в состоянии войны с Советской Россией. Левые же эсеры, выйдя после заключения Брестского мира из Совета народных комиссаров, продолжали работать в советских учреждениях, включая создаваемую Красную армию и ВЧК, причём часто занимали там ответственные должности. Анархисты, против которых большевики начали репрессии в апреле 1918, также всё ещё старались поддерживать союзнические отношения с правительством Советской России — например Нестор Махно, который тогда уже зарекомендовал себя талантливым организатором и способным военным командиром, встречался в Москве с Лениным и Свердловым. И правые эсеры, и находящиеся с ними в состоянии вооружённого противостояния левые эсеры и многие анархисты выступали против Брестского мира. Но что они предлагали взамен? Здесь начинается фундаментальная разница между оборонцами и революционерами. Правые эсеры — члены и сторонники Комуча — хотели в случае своей победы над Советской Россией разорвать сепаратный мирный договор с Центральными державами, вернуться в состав Антанты и продолжать войну в том формате, в каком она шла с февраля по октябрь 1917. Империалистический характер войны при этом скорее всего прикрывался бы демократической фразеологией: государства Антанты якобы имеют более «прогрессивное» политическое устройство, чем Германская империя и её союзники. Это как раз то самое оборончество, которое критикует «Голос анархистов».

Подход левых эсеров и анархистов к разрыву Брестского мира был принципиально иным. Да, предполагалось, что революционная армия придёт на помощь повстанцам в Украине и в Беларуси, и начнет полномасштабную войну с Центральными державами. Но целью этого военного противостояния было бы расширение социальных завоеваний революции, а не участие в империалистическом переделе мира или защита государственных границ ради самих государственных границ. Этот подход к революционной войне отлично сформулировала левая эсерка Ирина Каховская, организаторка покушения на фельдмаршала Эйхгорна, в своих воспоминаниях «Дело Эйхгорна»:

«Как строго последовательная интернационалистская партия, партия лев. соц.-рев. (инт.) считала в равной мере ответственными за империалистическую войну и русское самодержавие, и германское имперское правительство, и правительство финансовой плутократии Франции и Англии. Никаких национальных «предпочтений» она здесь не делала. И поскольку германский империализм подвизался на поле исторической брани с англо-французским, у партии, естественно, не было никаких данных выделять его носителей. Свой долг интернациональной солидарности она выполняла, ведя непримиримую борьбу со своими национальными империалистическими кастами и классами. Принципиально иначе стал вопрос в перспективе русского и международного социалистического движения, когда германская империалистическая клика, по сговору с украинской, белорусской и просто русской буржуазией, двинула свои войска на территорию социалистической революции и взяла на себя задачу реставрации буржуазно-феодальных отношений. Здесь именно она выступила в роли жандарма буржуазного общества и своими штыками прокладывала дорогу к экономической и политической власти сброшенным с исторической арены капиталистическим классам».

То есть с принципиальной точки зрения разницы между Антантой и Центральными державами Ирина Каховская и её товарищ:ки не делали. Но социальная реальность была такова, что революцию в Украине подавляли немецкие и австро-венгерские войска вместе с их марионеткой, правителем Украинской державы гетманом Скоропадским, и поэтому повстанческие действия и боевые акты были направлены против них. Конечно следствием этой революционной войны было облегчение положения Антанты, ведь Германия и Австро-Венгрия были вынуждены держать в Украине значительные воинские контингенты, столь необходимые им на других фронтах Первой мировой. Но то, что государственные акторы могли извлечь пользу из действий революционер:ок, никак не могло быть причиной для отказа от них — никакому подобному догматизму у Каховской места нет. Впрочем, союзные левым эсерам революционные группы в 1918 году готовили покушения также и на представителей властей в государствах Антанты, но только в России и в Украине приготовления к боевым актам были доведены до конца: в Москве левыми эсерами был убит Мирбах, а в Киеве — Эйхгорн.

Уже упомянутый Нестор Махно так отзывался о Брестском мире в своих воспоминаниях: «предательство революции в Бресте, в котором виноваты и русские большевики, и украинские социалисты». Правое крыло украинского социалистического движения действительно поддержало правительство Центральной рады, заключившее союз с Германией и Австро-Венгрией. Правда, вскоре этих социалистов репрессировал более удобный для германских империалистов Скоропадский, также как более удобный для Антанты Колчак репрессировал членов Комуча. Весной 1918 года анархистские отряды Нестора Махно и Марии Никифоровой, вместе с подконтрольными большевикам частями, с боем отступали из Украины под натиском германской и австро-венгерской армий, а также войск Центральной рады. Но уже в июне Махно, выполняя решение Таганрогской конференции анархистов, вернулся в Гуляйполе для организации партизанского сопротивления оккупантам и коллаборационистам. Поддельные документы для безопасного пересечения границы Украинской державы ему сделали большевики, причём инициатором этой значимой помощи, согласно Нестору Ивановичу, выступил сам Ленин. Наряду с анархистами, против немецких, австро-венгерских и гетманских войск воевали отряды, находившиеся под политическим влиянием украинских и российских левых эсеров, большевиков, сторонников украинского национального государства УНР, которые незадолго до коллапса режима Скоропадского создадут Директорию. Этот пестрый конгломерат сил не делает борьбу махновцев в Украине «оборонческой», даже если в 1918 году она была направлена главным образом против германских и австро-венгерских оккупационных армий и велась в фактическом союзе со сторонниками государства. Не стала она таковой потому, что анархисты открыто провозглашали свой социальный идеал — анархический коммунизм — и немедленно, не дожидаясь никаких промежуточных этапов, приступали к его практической реализации. В то же время успехи отрядов Махно в войне против оккупантов стали прологом к дальнейшей реализации одного из важнейших революционных проектов в истории нашего движения.

Да, конечно же все исторические аналогии имеют ограничения. Силы и влияние анархистов и левых вообще сегодня намного слабее, чем во времена Каховской и Махно. Но при этом центральным остается вопрос, как анархисты сами относятся к своей борьбе, идут ли к реализации своих собственных целей, готовы ли «быть самостоятельной силой» (к этому призывал Дима Петров). Даже сегодня, когда мы слабы, нам необходимо находить путь между оппортунизмом, отказом от собственной идентичности, и догматизмом, обрекающем нас на вечное прозябание на заднем дворе истории, без шанса изменить мир в соответствии с нашими идеалами и принципами. Хочется пожелать «Голосу анархистов» вместе с другими революционными анархист:ками идти по тернистому пути активного действия. Это лучше, чем искать себе компанию среди трусливых и подлых догматиков.

Э. С.

источник

Критика товарищей оборнцев

1)Одна из претензий авторов к Дамье и другим интернационалистов (которых они берут в кавычки) заключается в том, что они уравнивают агрессора и обороняющуюся сторону.

Но в связи с этим у меня, как анархиста, возникает целый ряд вопросов:

Франко-прусскую войну развязала именно Франция. Именно Франция была агрессором, а союз германских княжеств обороняющейся стороной. Причина ли это поддерживать Пруссию в этой войне?

А до этого именно революционная Франция развязала войну против Австрийской империи. Причина ли это поддерживать Антифранцузскую коалицию?

Советско-польскую войну развязала именно Польша. Причина ли это поддерживать большевиков в этой войне?

Именно Северный Вьетнам начал войну против Вьетнама Южного, поддержав наземным вторжением коммунистических инсургентов на юге (тоже самое, что сделала КНДР во время Корейской войны). Причина ли это поддерживать Южный Вьетнам и его союзников, а также режим Ли Сын Мана?

Именно Саддам Хуссейн развязал войну против Исламской республики Иран. Причина ли это поддерживать режим аятоллы Хомейни?

Огаденскую войну за южную провинцию Эфиопии начала именно Сомали. Причина ли это поддерживать режим Хайле Мариама и отправляться умирать за него на войне?

Для последовательного анархиста не бывает “своих” и “чужих” государств, а потому даже если какое-то государство подверглось агрессии – это, явно, не повод для анархиста его поддерживать, ибо, что нападающее, что обороняющееся государство – для него классовый враг, ибо зачем вам вообще анархизм?

Обычно милитаристы разных мастей любят заявлять: “Кто не будет кормить свою армию – будет кормить чужую”. Но этот тезис не имеет для нас никакого смысла, ибо для нас любая государственная армия – уже и так не наша.

А если же вы, как вы сами утверждаете далее, считаете, что сейчас происходит “борьба украинского народа за свою субъектность” (т.е. вы прямо указываете на то, что государство является выражением субъектности народа), то тогда для вашей же позиции теория анархизма предстает просто “пятым колесом в телеге”.

2) Далее идет ссылка на статью Праменя.

По сути вся содержательная часть данной статьи сводится к одному большому ad hominem к классикам – при том из черрипикинга в подборе “правильных” цитат и “правильных” классиков. По своей сути это ничем не отличается от какой-нибудь статьи на кафедре “научного коммунизма” в брежневскую эпоху по разгрому “проклятых ревизионистов”.

Для начала следует отметить, что те же классики зачастую меняли свои позицию. Та же указанная в статье Эмма Гольдман с поддержкой буров в другие периоды своей жизни рьяно критиковала патриотизм и национализм. Помимо этого авторы Праменя не стали озвучивать мнение по национальному вопросу таких классиков, как Толстой, Беркман, Роккер, Неттлау, Шапиро, которые бы явно вступали в противоречие с продвигаемым Праменем нарративом.

А самое главное…, а какая вообще разница, что там говорили классики? Классики писали свои труды, явно не для того, чтобы им поклонялись как Корану, а чтобы мы сами думали и сами смогли бы лучше размышлять на прочитанные темы. В противном случае – это вопиющее проявление догматизма. Скажем, тот же Бакунин был антисемитом. Значит ли это, что мы сами тоже должна разделять и эти его взгляды?

Конечно нужно читать анархистских мыслителей – как и выдающихся политических мыслителей других направлений (в том числе и либералов, и консерваторов, у которых тоже порой бывют интересные и глубокие мысли – даже если вы с ними частично или вообще не согласны). Но думать-то и анализировать все равно должны вы сами.

3) Авторы также критикуют российское государство, заявляя, что оно основано на великодержавных мифах, геноцидах народов и ксенофобии.

И тут у меня возникает вопрос: а разве украинское государство на этом не основано?

Разве украинское государство не занимается героизацией таких персонажей, как Богдана Хмельницкий или Симом Петлюрой, виновных в погромах сотен тысяч евреев?

Разве украинское государство не героизирует оуновцев, которые были непосредственными соучастниками Холокста в Украине?

Разве украинское государство не ставила памятники Ярославу Стецько – наместнику Бандеры в Львове, который с провозглашения Украинской Державы устроил в городе силами созданной украинской милиции еврейский погром и прямо заявлявший об “экстерминации жидов по немецкому образцу”?

Разве украинское государство не называет улицы в честь пособника нацистов Андрея Мельника?

Разве украинское государство не героизирует УПА, состоявшая из бывших карателей 201-го батальона (творившие свои зверства в оккупированной нацистами Беларуси) и устроивших планомерное истребление десяток тысяч поляков на Волыни?

Разве украинское государство не подавляет языковые права миллионов своих же сограждан, серьезно ограничивая использования русского языка в образовании, сфере обсаживания и СМИ в целой стране? (Ответьте честно себе, а как бы вы отреагировали, если бы абсолютно аналогичные меры применяло бы РФ по отношению языкам национальных меньшинств).

Разве украинские власти не позволяют себе абсолютно мракобесные и шовинистичные высказывания по типу “Русский – язык страны-агрессора, и ему не место в сердце нашей столицы”?

Разве украинское государство не разжигает межнациональную рознь, снося памятник дружбы русского и украинского народов?

Наконец, разве само украинское государство не занимается дискриминацией русской культурой, стирая с топоминики имена Толстого, Некрасова, Чехова, Тургенева, Чайковского, Добролюбова, Герцена, и оскверняя при этом улицы именами людоедов и погромщиков?

Я хочу донести такую мысль: один из гигантских плюсов анархистской идеологии – это то, что она смогла прекрасные, но абстрактные идеи космополитизм облечь в довольно чёткую политическую систему. Анархизму, постулирующему создание безвластной федерации трудящихся всех народов и отвергающего национальные государства, глубоко плевать на то, на каком языке ты говоришь и какому народу ты принадлежишь.

Но именно этот плюс невольно рушат сами анархисты, отстаивающие т.н. национальную оборону.

4) Говоря же о полицейском беспределе в российском государстве, то у меня также возникают вопросы.

Например, украинское государство официально запретило устраивать украинским трудящимся забастовки, а также начала массовую насильственную мобилизацию с запретом мужчинам покидать страну.

Является ли беспределом это? А если да, то зачем поддерживать украинское государство, которое все это устраивает?

5) И напоследок.

Вы сильно акцентируете внимание на то, что мы всегда должны поддерживать украинских товарищей и не должны давать им, как вы сами высказались, неучтивые и непрошенные советы.

Лично я, считаю подобную позицию… мягко говоря, неверной. Если, скажем, наши товарищи в Украине будут торговать наркотиками или устраивать этнические чистки, мы и в этом должны их “поддерживать” и “не давать им непрошенных советов”? Если наши товарищи, в какой бы стране они не находились, поступают антилибертарно, то по какой, простите, причине их нельзя критиковать? Если это адекватные и здравомыслящие люди, то они должны прислушиваться к конструктивной критике окружающих.

Но даже опустим и это. Я бы хотел у вас спросить другое: стоит ли, исходя из вашего тезиса поддерживать украинских анархистских товарищей-участников Паржской антивоенной недели (не давая при этом им “непрошенных советов”), которые осуждают эту войну и борется против мобилизации в Украине, не желая принимать участие в войне между государствами? – https://aitrus.info/node/6219

Голос анархистов

источник