Система наступает

Перспектива тотального запрета открытых информационных технологий


Андрей «Shish» Шишкин

В связи с меня посетила мысль о готовящихся с 2018 года преследованиях любого проживающего на территории РФ за использование зашифрованного сетевого трафика, передаваемого по технологии P2P или F2F. Я прекрасно понимаю, что аппарат угнетения человеческой свободы, солидарности и достоинства в первую очередь будет использовать любую возможность заткнуть рот обвиняемому в «мыслепреступлении» исключительно с целью выдвинуть абсурднейшее обвинение и поскорее закрыть дело не в пользу осужденного. Такое отношение государства и капитала мы все можем сейчас отчетливо наблюдать в деле анархо-коммуниста Дмитрия Бученкова, которого хотят лишить свободы по откровенно противоречивым и лживым показаниям обвинения. Но недавно мы также стали свидетелями не менее абсурдных обвинений в адрес преподавателя, математика Дмитрия Богатова, преступлением которого власть сочла использование технологий луковичной маршрутизации TOR и использование выходного узла этой оверлейной сети. Если, например, защита во втором сфабрикованном деле будет представлена исключительно адвокатами и юристами, не разбирающимися в тонкостях работы открытого ПО или P2P-сетей, а обвиняемому, имеющему техническое образование и разбирающемуся в тонкостях современной сетевой инфраструктуры, будет запрещено делать какие-либо заявления в свою защиту, то суду будет, очевидно, легче вменить ему любое преступление: от личных оскорблений в интернете, до терроризма.

Многие могут мне возразить и сказать, что защита может потребовать провести независимую техническую экспертизу. Но и они будут не правы в контексте, во-первых, массового характера возможных грядущих репрессий, во-вторых, стоимости услуг качественного адвоката и специалистов, которых подзащитный может попросить через этого адвоката вынести решение. Я отчетливо понимаю, что есть множество правозащитных организаций, которые могут помочь бесплатно. Но здесь уже начинается другой аргумент — массовость возможных преследований за использование технологии P2P. А при массовом характере преследований всегда сложнее защитить отдельного человека. Для многих не секрет, что численность принимавших участие в массовых протестах против коррупции весной 2017, а также еще в 2011-2012 гг. в антиправительственных протестах достигало нескольких тысяч участников в отдельных городах. При этом количество людей, которые получили от нескольких тысяч штрафа до нескольких лет заключения в тюрьме после тех событий исчисляется сотнями. А теперь подумайте — сколько приблизительно людей сейчас для связи друг с другом, а также для публикации своих идей для широкой общественности гипотетически может пользоваться такими технологиями как: оверлейные сети с «луковичной» или «чесночной» маршрутизацией — Freenet, TOR и I2P; распределенной, бессерверной почтой вроде I2P-bote или ZeroMail; распределенными файловыми системами наподобие Tahoe-LAFS или IPFS; распределенным хостингом сайтов ZeroNet; бессерверными социальными сетями или форумами, такими как Syndie или Diaspora; OTR-чатом через защищенные клиенты наподобие Tor Messenger или даже бессерверным чатом по протоколу TOX; мессенджерами Signal, Telegram или Ring; файлообменниками, похожими на Retroshare, GNUnet или Gnutella; банальным VPN или торрентами… Все эти технологии позволяют как минимум свободно и анонимно распространять любую информацию, что противоречит некоторым современным репрессивным законам. Это не говоря о том, что TOR и GNUnet входят практически во все распространенные дистрибутивы Linux. Мне могут вновь возразить и сказать, что таких людей в РФ очень мало и вообще все узлы в скрытосетях поддерживаются структурами ФСБ и ЦПЭ, но моим оппонентам здесь об обратном скажет хотя бы статистика I2P роутера по регулярно работающим и забаненным узлам, а также возможность у каждого роутера помогать другим участникам I2P сети, собирая данные по floodfill. Кроме того я могу ответить на возражения тех, кто считает, что P2P технологии плохо распространены и за них вряд ли возьмутся, тем, что если смотреть только новости по телевизору или видео развлекательного характера на главной странице youtube, то будет вообще складываться впечатление, что никакой протестной волны в стране не существует, а интернет создан только для потребления. И как показывает реальность это заблуждение часто является причиной внезапно подкравшихся репрессий.

10-11 мая 2017 г. уже был подписан указ об «обществе знаний» в РФ, в котором, в частности, предлагается строить систему доверия в сети интернет, исключающую анонимность. Не нужно наивно полагать, что оверлейные P2P сети не представляют интереса или опасности для капитала и власти. Как раз наоборот: вначале они позволяли лишь анонимно и безопасно распространять информацию, теперь же появилась возможность открытого и бесплатного хостинга P2P-сайтов. И в последнем случае — это не какие-то статические страницы, а полнофункциональные динамические web-приложения с возможностью работы с БД. Такую возможность сейчас предоставляет P2P-сеть ZeroNet, а также — IPFS и Tahoe-LAFS. Tahoe-LAFS уже может работать в оверлейной скрытосети I2P, а ZeroNet — в TOR. Кроме того разработчики как ZeroNet так и IPFS планируют сделать для этих P2P-сетей полную интеграцию как с TOR так и с I2P (если интересно — читайте «Issues» на GitHub по соответствующим проектам). Но вернемся к капиталистам и их прислужникам-государственникам — разве полностью анонимная, децентрализованная, зашифрованная, горизонтальная и одноранговая (примеры — I2P, ZeroNet, I2P-bote) надструктура (от англ. «overlay» или «over layer») обычного интернета не пугает их уже сейчас до потери здравого смысла в их ответных действиях? Да, именно так и происходит. Они боятся потерять свои краденную власть и наворованные богатства. Ведь даже бизнес компаний, связанных с разработкой открытого серверного ПО вроде Nginx (Nginx, Inc.), может пошатнуться в связи с наступлением распределенного P2P-хостинга (не путайте это с существовавшим долгое время до этого облачным хостингом). Что остается говорить о крупном капитале, сросшемся с авторитарной государственной машиной. Например в приложении ZeroNet есть собственное серверное API на JavaScript и CofeeScript для работы с БД и создания динамического контента сайта. Таким образом уже сейчас можно смело предсказывать грядущее наступление на свободу как в интернете, так и в мире открытого ПО в России.

В скрытой сетевой инфраструктуре, как и в P2P конечно есть и свои изъяны и слабые места. Я здесь не стану углубляться сильно в модель угроз и использование скрытосетей криминалом или людьми с откровенно извращенными вкусами и взглядами — об этом можно почитать на соответствующих интернет-ресурсах отдельных проектов. Я говорю о ресидах («reseed server«» в терминологии I2P) или «оповещателях» («announcer» в терминологии P2P). Если коротко — это узлы в сети, которые хранят списки других узлов. Когда пользователь впервые подключается к таким скрытосетям, он обычно загружает карту скрытосети с ресидов, а уже потом его собственный узел, клиент или роутер начинают искать другие узлы самостоятельно. «Ресиды» для разных оверлейных сетей работают по-разному: где-то их обслуживают только люди связанные с разработкой этих сетей, где-то, например в протоколе TOX, пользователь может сам развернуть приложение Bootstrap DHT daemon, а где-то, например а I2P, они могут вообще не являться частью сети и для того, чтобы их поднять у себя человеку потребуется опыт сетевого администрирования. Если ресиды закроют законодательно, то оверлейная сеть работать не будет — людям будет сложно найти друг друга, если они впервые к ней подключаются. Если же разработчики очередной скрытосети реализуют возможность для пользователя без труда самостоятельно помогать другим и оповещать любого об известных ему ближайших узлах, то тогда власть будет вынуждена преследовать уже самих рядовых пользователей скрытосетей за оповещение других участников. Конечно же в случае тотального авторитаризма и воровства государство будет поступать именно таким образом, а люди будут сопротивляться, соответственно, с использованием самых горизонтальных и либертарных средств борьбы — т. е. каждый будет стремиться помочь каждому, понимая, что никто не застрахован от репрессий.

Современный «Китайский Файервол» — типичный пример косного, топорного подхода к защите государства, которая часто преподносится нам как «защита» общества, от «вредоносных» технологий распространения идей свободы и человеческих прав. Я хочу здесь поделится своими наблюдениями за обсуждением этой проблемы на сайте zzz.i2p — это скрыторесурс разработчиков I2P. В недавно появившейся на форуме сайта теме «[Request for Comments] Circumvent Blockade of Reseed Servers in China» обсуждалась тотальная блокировка узлов-ресидов безотносительно к тому, кто их поддерживал — простые пользователи в обычном интернете и скрытосети или же официальные ресурсы I2P со статическим открытым IP. Автор первого сообщения в теме приходит к выводу, что для нормального функционирования нужны ресиды на «непотопляемых» облачных хостингах вроде Azure, CloudFront, Amazon, CloudFlare или даже GitHub, а также на хостингах, которые сами в свою очередь размещены на этих «непотопляемых облаках». При этом ресиды должны использовать «капчу» для отсеивания ботов, занимающихся автоматическим поиском и блокировкой списков узлов скрытосети. Ситуация в Китае с I2P сейчас вполне серьезная — власти просто стараются блокировать любой произвольный адрес ПК, замеченный в скрытосети I2P, в т.ч. использующий обмен зашифрованными данными по технологии P2P с любым, уже засветившимся ранее в P2P обмене в I2P сети по протоколам NTCP и SSU. NTCP и SSU — названия принятых в I2P форматов пакетов данных для протоколов TCP и UDP соответственно. Чтобы еще раз подчеркнуть серьезность ситуации я отмечу некоторые любопытные решения проблемы на форуме: разворачивать ресиды в других оверлейных и P2P-сетях, например в IPFS; передавать данные в DNS-запросах; использовать Layer-3 reverse proxy; и даже — стеганографировать списки reseed-серверов внутри картинок с капчей-паролем, чтобы исключить их автоматическую обработку и блокировку, а потом выкладывать эти картинки на общедоступные ресурсы. Про преследования отдельных пользователей в Поднебесной, к сожалению, информации мало и она разрозненная. Но думаю понятно, что такие случаи вполне реальны, учитывая, что даже в нашей стране это возможно.

Почему это касается многих, а не только любителей криптоанархизма? Одна из причин — в скором времени, возможно, будут преследовать даже не за то, что кто-то напишет очередное «оскорбление» чьих-то чувств, а просто за то, что вы пользуетесь этими технологиями. Другая причина — обфускация или по-другому — «запутывание» трафика. Если коротко — весь трафик пользователя, скажем TOR-а, замаскировывается под трафик какой-нибудь безобидной передачи HTML-запроса, оставаясь при этом зашифрованным. В I2P сейчас также ведутся работы над защитой трафика от отслеживания. Но, что интересно, большая часть трафика оверлейных P2P-сетей хорошо маскируется под трафик торрентов, которыми многие пользуются. Вывод, я полагаю, напрашивается сам по себе — если страх потерять власть и капитал будет велик, то могут придти за любым, кто захочет загрузить, пусть дистрибутив ОС Debian, через торренты и случайно начнет скачивать фрагмент образа установочного диска с другого IP, который помимо торрентов еще и принимает соединения ZeroNet, IPFS, I2P, TOR или TOX по той же технологии P2P. Ведь в большинстве этих сетей порты рандомизируются (при очередном запуске приложения меняют свое значение на произвольное), а трафик — шифрованный. Поэтому для репрессивных органов во многом не будет разницы кого и за что сажать, чтобы терроризировать и запугивать всех остальных. Кроме того, еще задолго до начала массовых государственных репрессий в современной России, годах в 2004-2006 можно было наблюдать отдельные процессы над пользователями торрент-сетей, а насколько неолиберальный аппарат уничтожения человеческого достоинства может разогнаться с 1-го января 2018 г., когда вступит в силу закон о запрете анонимных мессенджеров, не представляется даже сегодня. В конечном счете, учитывая эксплуататорскую и авторитарную природу капитализма и власти, можно предположить введение отдельной платы, которую пользователь должен будет уплатить провайдеру, чтобы тот дал ему возможность пользоваться P2P с другими пользователями с динамическими адресами, а базовый пакет услуг на доступ к интернету будет предполагать только доступ к фиксированному «белому» списку проверенных адресов с информацией, не представляющих угрозу государству и капиталу. Так, возможно, в будущем будут убивать технологии вообще и пиринговые сети в частности, если мы все с вами не одумаемся и не поймем, что тот бесценный научно-технический потенциал, который у нас имеется уже сейчас заставляет наше общество двигаться в либертарное будущее, в котором не места эксплуатации и неравенству. Именно сейчас, в эпоху открытых технологий (как программных, так и аппаратных) социальный прогресс как никогда ранее спешит за техническим, открывая для нас путь к анархии, либертарному социализму и коммунизму. Ведь нормально работать подобные технологии будут не тогда, когда небольшая кучка олигархов и чиновников стремятся законодательно подчинить своей бюрократической машине все живое, неживое и даже мертвое, а тогда, когда в обществе свобода и солидарность будут основой жизни всех и каждого.

Не стоит однако сильно расстраиваться в связи с вышеизложенными перспективами — возможно сама нелепость предпринимаемых государством репрессивных мер сработает против него самого. Всех, как известно, не пересажаешь и не закроешь. И рост цен на интернет-тарифы будет как и любой рост цен только подпитывать отвращение от скудоумия людей воюющих с новыми технологиями. Участникам же либертарных движений стоит ожидать пополнения, если высказанные мной выше опасения сбудутся. Ответная реакция той части общества, которая занята в разработке или поддержке открытого ПО и открытых технологий будет мгновенной. Ведь тогда людей, ни разу не входивших в протестное движение и скорее всего мало интересовавшихся этим, но при этом занимающихся какой-то деятельностью в сфере разработки ПО, вдруг начнут репрессировать за совсем безобидные с точки зрения этих людей действия. И мой совет представителям этих профессий, каковым являюсь также и я — помнить, что прогресс в обществе в первую очередь должен быть социальным, а не техническим, а труд человека только тогда ценен, когда создает блага для других людей. Либертарным активистам следует помнить, что представители IT уже давно ведут свою незримую борьбу за свободу и права человека, разрабатывая средства обхода цензуры. Среди этих представителей не всегда преобладают либертарные взгляды, но многие из них весьма близки к пониманию идей анархии, социализма и коммунизма вследствие специфики своей профессиональной деятельности. В любой ситуации главное, это — продолжать классовую борьбу, сохранять спокойствие, быть свободными и помогать другим честным или несчастным людям.

источник