No Gods, No Masters: A History of Anarchism
Фильм Танкреда Рамонета
Революция в России. Испанская республика. Парижская Коммуна. Украинская революция. Мексиканская революция. С конца XIX века до Второй мировой войны анархисты играли ключевую роль в этих событиях и в социальных движениях, которые сформировали мир, в котором мы живем.
Однако эти вклады в значительной степени забыты. Анархисты считались настолько опасными, что силы государства убивали их тысячами, в то время как они были преданы, арестованы и убиты их бывшими революционными союзниками.
Анархия часто используется как синоним хаоса и разрушения – анархисты рассматриваются как одетые в черное нигилисты, разжигающие насилие на мирных протестах. Но “Ни богов, ни господ” раскрывает гораздо более сложную историю жизнеспособной социальной системы и мужчин и женщин, которые посвятили себя тому, чтобы сделать ее реальностью.
Это сочувствующая история столетия анархистской мысли и практики, включающая ведущих историков и публицистов, драматические архивные кадры и живые комментарии, которые привлекают внимание к этой теме. “Ни богов, ни господ”, разделен на части, каждая из которых представляет собой всеобъемлющее, но доступное введение в многогранное глобальное анархистское движение – некогда массовую силу, которая стремилась не захватить политическую власть, а полностью уничтожить ее.
Часть 1: Страсть к разрушению (1840 – 1906)
Этот эпизод “Ни богов, ни господ” показывает, как анархизм возник из ужасных социальных условий, с которыми столкнулись рабочие в то время, когда индустриализация, как это ни парадоксально, обеспечивала лучшую гигиену и социальные стандарты – для некоторых. В эпоху, когда ожидаемая продолжительность жизни рабочих составляла 30 лет – большая часть из них проводилась в нищете, — неудивительно, что появились новые подходы.
Прослеживая историю ранней анархистской мысли от Пьера-Жозефа Прудона, который объявил, что собственность является кражей, до Михаила Бакунина, который выступал за насильственную революцию, чтобы полностью разрушить государство, «Страсть к разрушению» дает представление как о теоретическом, так и о практическом происхождении движения.
Анархисты сыграли свою роль в революционной Парижской Коммуне 1871 года, которая была разгромлена с беспрецедентной жестокостью, в результате которой погибло до 20 000 человек. Именно с такой реакцией вскоре столкнутся анархисты, когда им удастся вырвать власть у власти.
После своего первого Интернационала, состоявшегося в Сент-Имье, Швейцария, в 1872 году, анархисты выпустили официальную декларацию принципов, выступив за свободу слова, свободу мысли, равенство для всех, атеизм, интернационализм и прекращение деятельности политических партий.
Страсть к разрушению следует за расширением анархистского движения из Европы в Америку, где оно росло, подпитываемое разочарованными иммигрантами. Анархисты распространяли свое влияние через всеобщие забастовки-форму действий, которую они разработали – и коллективные действия в рамках профсоюзного движения, которое было заинтересовано в гораздо более далеко идущих изменениях, чем условия труда. В фильме также подробно рассматривается история Хеймаркета, в которой четверо анархистов были незаконно повешены за бомбу, которая взорвалась во время демонстрации против насилия со стороны полиции, и которая оказала глубокое влияние на таких анархистов, как Эмма Гольдман.
Но даже когда восстания под влиянием анархистов распространились по большей части мира, движение столкнулось с резким разделением между теми, кто выступал за “пропаганду дела” (взрывы и другие насильственные действия, которые послужат катализатором революции), и теми, кто выступал за более постепенные завоевания синдикализма.
Часть 2: Земля и свобода (1907 – 1921)
К началу XX века анархисты во Франции были достаточно влиятельным электоратом, чтобы привлечь французского президента к какому-либо событию. В Англии они считались настолько опасными, что, когда они заняли здание в Лондоне, потребовались все силы тяжелой артиллерии и 800 полицейских (некоторые под наблюдением Уинстона Черчилля), чтобы выбить их.
“Земля и свобода” рассматривает различные напряжения внутри анархистского движения в период пика его популярности – когда казалось, что мечта об анархической революции может осуществиться. Это была эпоха социального брожения и экспериментов, включая общинную жизнь, нудизм и гендерное равенство; образовательная реформа, направленная на развитие «нового человека»; возрождение пропаганды делом под видом насильственных грабежей и перестрелок с полицией; и участие анархистов в революциях от Мексики до России.
Анархизм угас в Европе в годы, предшествовавшие Первой мировой войне, но Мексиканская революция 1910 года подняла факел и заручилась поддержкой анархистов и антиавторитаристов, включая мыслителей и активистов Петра Кропоткина, Эмму Гольдман и Джо Хилла из Международных рабочих мира. Но, несмотря на ранние завоевания сапатистов, они будут преданы и убиты своими союзниками. Анархистов, участвовавших в Русской революции 1917 года, постигла та же участь. Радуясь их поддержке в свержении правительства, коммунисты затем подавили их тем, что Троцкий назвал “железной метлой”.”
Хотя казалось, что мечта об анархистской революции была близка, Первая Мировая война положила конец народному восстанию, поскольку молодые люди ушли на фронт. Движение, которое когда-то казалось готовым захватить весь мир, теперь было серьезно ослаблено.
Часть 3: В память о побежденных (1922 – 1945)
Этот эпизод “Ни богов, ни господ” начинается с Соединенных Штатов во время депрессии и стимулирующей роли осуждения и казни Сакко и Ванцетти. Это был период, в течение которого анархисты характеризовались как метатели бомб, пьяницы и большевики. А в стране, где профсоюзы и любая борьба за права трудящихся рассматривались как экзистенциальная угроза, анархистов терпеть было нельзя. Действительно, правительство и полиция иногда объединялись с организованной преступностью для борьбы с ними.
Нельзя сказать, что пропаганда была беспочвенной: анархисты, в том числе мыслители, к которым принадлежали Никола Сакко и Бартоломео Ванцетти, совершили серию взрывов в США. Действительно, в знак протеста против их ареста на Уолл-стрит был взорван первый в мире заминированный автомобиль, в результате чего погибли 38 человек. Коммунисты считали пару мучениками и боролись за их освобождение, рассчитывая завоевать симпатии анархистов.
В “Памяти о побежденных” прослеживается присвоение анархизма коммунистами и анархистской символики фашистами во Франции, Италии и Испании, а также углубленный взгляд на Испанскую революцию 1936 года, которая была в значительной степени анархистской в Каталонии. Замечательные кадры кинохроники из Барселоны показывают слаженную жизнь в городе, управляемом в основном на анархистских принципах, с коллективными художественными организациями и компаниями, без бюрократии и боссов. Но и это не продлилось долго, поскольку анархисты парадоксальным образом вошли в республиканское правительство, чтобы противостоять фашистам Франко. Ополченцы-анархисты в конечном итоге будут включены в республиканские войска.
С поражением Испанской Республики, зажатые между сталинистами, фашистами и капиталистами, анархисты оказались в смятении, и им некуда было обратиться в политическом плане, поскольку надвигалась Вторая Мировая война. Анархистское движение казалось обреченным. Но так ли это?
Три эпизода «Ни богов, ни господ» предлагают глубокий исторический взгляд на анархистское движение, но также косвенно связывают его с настоящим. Анархизм возник в период неравенства и социальных волнений. Слова “война с террором” впервые были применены к борьбе с анархистами в конце XIX века. Несмотря на разнообразие взглядов среди анархистов, народное восприятие оставалось удивительно статичным со стороны оппонентов как левых, так и правых – рассматривая их в основном как жестоких нигилистов. «Ни богов, ни господ» несёт большое значение для исправления этой точки зрения и ставит вопрос о том, будет ли анархистская мысль привлекательна и для нового поколения активистов.
«Изучает рост и упадок анархизма от его рождения во Франции до его сокрушительного поражения во время гражданской войны в Испании 30-х годов … Документальный фильм освещает анархизм как проблему иммигрантов, рост профсоюзов и роль женщин…”
источник, перевод Анархия Сегодня