В Таджикистан из Сирии и Ирака вернулись 111 человек: не только одиночки, принимавшие участие в боевых действиях, но и целые семьи. Власти обещали им амнистию, а они говорят, что в ИГИЛ их завлекали обещаниями хорошей жизни по законам шариата и богатством, но ничего из этого они не получили.
“В яме со мной были ребята, которые говорили: того, что им обещали, здесь нет”. “Мы жалеем, что сюда приехали. Здесь есть люди, которые приехали целыми семьями и жалеют об этом, но застряли и не могут уехать”, – жалуются те, кому удалось вернуться домой из Сирии и Ирака, с территорий, которые контролировались ИГИЛом.
“Нас держали в Турции в темном и закрытом доме. Я думала только о Родине и матери и жалела, что уехала”, – рассказывает одна из женщин.
“Там каждый день были смерти. Убивали стариков, детей, женщин. Я был свидетелем всего этого”, – с ужасом вспоминает один из мужчин.
По оценкам таджикских властей, с 2015 года в Сирию и Ирак уехали, чтобы примкнуть к “ИГ”, более двух тысяч граждан Таджикистана. Не менее 300 из них погибли, причем 250 только за последний год. Но среди тех, кто выжил после разгрома боевиков силами коалиции и сирийской армией при поддержке российской авиации, многие готовы вернуться домой и сдаться. Власти Таджикистана полагают, что тяжелые потери среди земляков приведут к тому, что еще остающиеся в рядах “ИГ” таджикистанцы тоже захотят массово вернуться на родину.
С 2015 года в Таджикистане действуют поправки в Уголовный кодекс, которые дают властям право помиловать тех, кто добровольно отказался от службы в иностранных военных группировках и вернулся домой. Но лишь при условии, что эти люди не принимали непосредственного участия в боевых действиях. Нынешним возвращенцам власти Таджикистана также обещали амнистию.
“Да. Если они добровольно вернулись, то они будут освобождены от уголовной ответственности, – подчеркнул Рамазон Рахимзода, министр внутренних дел Таджикистана. – Всё! Никаких претензий в их отношении не предъявляется”.
Почти все, из тех, кто вернулся в этот раз – это люди, которые поддерживали связь с родственниками, оставшимися в Таджикистане, и знают об их положении. Их близким многое пришлось пережить, в том числе постоянные допросы в правоохранительных органах. Часто близким ИГИЛовцев тяжело найти работу и жить приходится в изоляции – соседи, друзья и близкие стараются их избегать. Эксперты считают, что это – не последний фактор, который заставляет бывших боевиков и их родных возвращаться домой.