За последние полвека самым массовым радикальным движением работников была Первая польская Солидарность. Она объединяла 10 из 13 миллионов наемных работников страны в 1980-1981 гг и выступала за передачу фабрик и заводов в самоуправление трудовых коллективов. За время своей открытой деятельности с августа 1980 г по декабрь 1981 г Солидарность организовала 150 региональных и всеобщих стачек, добиваясь экономического улучшения положения рабочих. Одновременно, Солидарность превратила заводские радиоузлы в альтернативные СМИ, где выступали ее сторонники и где любой из 10 миллионов мог узнать последние новости движения или получить касеты с песнями оппозиции или с записями выступлений ее представителей. Опиравшаяся на союз инженеров и рабочих Солидарность не считала большой проблемой устройство самоуправления. Но как конкретно это следовало организовать в масштабах 36 миллионной страны?
Рассмотрим здесь взгляды радикального крыла Солидарности – фундаменталистов (они назывались так не потому, что имели какое-либо отношение к мусульманскому фундаментализму, а потому, что были представлены рабочими и фабричными специалистами, которые никогда не участвовали в диссидентском движении и пришли в Солидарность “от станка”). Фундаменталистское течение было достаточно влиятельным, а незадолго до введения военного положения и запрета Солидарности в декабре 1981 г, стало доминировать.
Изначально, еще до создания профсоюза Солидарность, в Польше возникло (в августе-сентябре 1980 г), забастовочное движение. Им управляли выборные заводские комитеты, подконтрольные более-менее регулярным собраниям трудовых коллективов. В свою очередь эти комитеты направляли делегатов в межзаводской забастовочный комитет в городе Гданьск (польск. Międzyzakładowy Komitet Strajkowy, MKS). До середины 1981 г. MKS оставался руководящим координационным органом Солидарности. Схожим образом предполагалось устроить и экономику будущей Польши, после победы над компартией и отстранения оной от власти.
Фундаменталисты выступали за бессрочную всеобщую стачку, причем допускали и создание боевых групп (рабочих дружин) на предприятиях, в целях вытеснения оттуда большевистских партийных комитетов (органов власти партийно-государственной бюрократии, давно утративших поддержку масс, но господствовавших вместе с проправительственной администрацией фабрик над рабочими) и взятия под контроль территории страны. Предполагалась, что после победы предприятия окажутся в самоуправлении трудовых коллективов. В то же самое время будет создан орган для общего управления хозяйством – Общественный Совет Народного Хозяйства, состоящий из делегатов предприятий. ОСНХ должен был разрабатывать и утверждать общие планы развития экономики. Предполагалось, что при определенных обстоятельствах ОСНХ – этот своеобразный “парламент рабочих советов” – может взять на себя все управление Польшей, включая вопросы политики и обороны.
В вопросах распределения не было ясности. Вообще, организация самоуправления в масштабах целой страны – дело весьма сложное. Такой проект не может быть разработан узкой группой специалистов, поскольку должен учитывать мнения и интересы всего рабочего класса страны (рабочего класса в широком смысле, включая и всех неруководящих специалистов). Поэтому для решения данного вопроса была сформирована Сеть, включавшая в себя трудовые коллективы тысяч крупнейших фабрик Польши. Люди делились идеями, стремились согласовать свои планы. Одни активисты выступали за рыночную систему, в рамках которой предприятия станут продавать и покупать различные изделия; в этом случае ОСНХ должен был бы контролировать макроэкономические показатели. Другие, не принимая рыночные проекты, обсуждали возможности устройства распределения всех необходимых благ по взаимной договоренности между предприятиями через территориальные и центральный органы хозяйственной координации. Делегатам предприятий следовало договариваться и совместно планировать производство и распределение. Любопытно, что схожую систему предлагали эсеры-максималисты (либертарно-социалистическое течение эсеров) и некоторые анархистские мыслители во время русской революции. Подобная система ближе всего и автору заметки.
P.S.
Просьба избавить автора от обсуждения большевистской мифологии, связанной с Солидарностью. Солидарность образца 1990 го года, которая пришла к власти в стране на парламентских выборах и устроила в Польше неолиберальные реформы, не имела ничего общего с Первой Солидарностью, ибо в ней не было тех самых 10 миллионов членов, а оставалось несколько сотен тысяч, из которых значительная часть не состояла в Первой Солидарности никогда. К тому же, после военного переворота 1981 г. компартия проводила рыночно-либеральные реформы, резко расколовшие польское общество, что, по мнению социолога Н.Коровициной, способствовало развитию индивидуалистических настроений и привело к распаду прежней основы Солидарности – союза рабочих и технических специалистов (последние склонялись теперь к углублению рыночных реформ, что и стала делать Вторая Солидарность). Тем не менее, фундаменталистское течение Солидарности не признало легитимности неолиберальных реформ и сформировала независимое движение, стоявшее на прежних позициях – Солидарность-80, куда сразу же вступили 150 тыс рабочих. К сожалению, база Первой Солидарности, тяжелая промышленность, была разрушена за несколько лет экономических реформ после 90го года – заводы приватизировали или просто закрывали или увольняли большинство работников, как и в РФ 90х гг. Это произошло столь стремительно, что новое рабочее движение на платформе Первой Солидарности не смогло консолидироваться и оказать достойное сопротивление.