Эра, Федерация Анархизма Афганистана и Ирана поговорила о ситуации в Сирии с анархистами Рожавы.
Мы как индивидуальные и коллективные самоорганизации в рамках Федерации Анархизма Эра в пределах Афганистана и Ирана рады пригласить вас к этому интервью в форме вопросов и ответов. Мы надеемся, что публикация позволит нашей аудитории лучше понять ваши идеи и взглянуть на десятилетие вашей анархистской борьбы в Рожаве, Курдистан.
1. Пожалуйста, расскажите нам об истории организации Tekoşîna Anarşîst и о том, чем вы занимаетесь.
Tekoşîna Anarşîst — это анархистская организация, которая ведет борьбу в Рожаве с момента создания в 2017 году. Мы собрались вместе, чтобы найти коллективные ответы на вопросы и надежды, которые привели многих из нас сюда. Мы приехали, чтобы поддержать и защитить эту революцию. Это заставило нас задуматься о наших развитии и истории не только как отдельных людей или организации, но и как движения. Мы все из разных мест и разных анархистских традиций, поэтому собравшись вместе мы столкнулись с некоторыми трудностями, но это также открыло возможности для более разнообразных и всесторонних анализа и перспектив. Это позволило нам задуматься о сильных и слабых сторонах движений, из которых мы вышли, а также о путях совершенствования.
Здесь мы боремся вместе с Курдским Освободительным Движением, и это стало для нас одним из главных источников вдохновения. Мы также работаем с другими революционными организациями, которые стоят на защите революции, а также с местными структурами революционного общества. Многие сирийские арабские товарищ:ки из разных частей Сирии сейчас работают с органами самоуправления, а также местные армян:ки, ассирий:ки, туркмен:ки и многие другие народности организуют свои объединения и создают эту красочную конфедеративную систему. Всё это создает уникальные и необычные обстоятельства, в которых мы можем накапливать опыт и извлекать важные уроки, которые мы стараемся распространять среди других анархистских групп и организаций.
За более чем 7 лет нашего пребывания здесь многое изменилось, и нам также пришлось адаптировать свою работу к обстоятельствам. В первые годы существования нашей организации мы в основном были заняты войной с ИГИЛ, и нашим приоритетом был бой на передовой за эту революцию. Нам также пришлось противостоять турецким бомбардировкам при вторжении в Африн и Серекание, а также постоянным атакам турецкой армии и их марионеточных сил. Со временем мы всё больше укореняемся и интегрируемся в местную реальность, что позволяет нам лучше понять, что значит совершить революцию. Это наводит на важные размышления о том, как строить революционные движения у себя дома, оценивать, что наши движения делают правильно и куда нам следует направить свои усилия. В последние годы мы работали над некоторыми документами и материалами, которые стали результатом наших исследований различных анархистских революций и движений. Мы стремились открыть более широкую дискуссию о положении анархистского движения сегодня. Мы надеемся, что вскоре сможем продолжить работу над этим, но пока что нам пришлось приостановить все наши действия из-за событий в Сирии. Вероятно, вы знаете об этом, но в конце концов режим рухнул, и Асад бежал. Мы написали несколько заявлений по этому поводу и пишем свежие новости о ситуации на местах.
2. Знали ли вы с самого начала о манифесте и плане действий, реализуемых в Северо-Восточной Сирии? Как вы познакомились с этими знаниями?
Идеи Абдуллы Оджалана и «Манифест демократической цивилизации» были известны некоторым из нас ещё до приезда сюда. Многие из этих идей имеют много общего с предложением Букчина о либертарном муниципализме, связанном с тем, что он назвал социальной экологией. Книга «Экология свободы» оказала очень явное влияние на философию Оджалана, и они даже обменялись несколькими письмами перед смертью Букчина. Но именно с сопротивлением Кобани против ИГИЛ борьба курдского народа привлекла международное внимание.
После этого сюда стало приезжать всё больше интернационалисто:к. Международный Батальон Свободы был сформирован в ответ на это новое явление, черпая вдохновение в международных бригадах во время испанской революции 1936 года. Многие анархист:ки сражались в рядах МБС, вместе со многими другими группами и организациями, налаживая международные мосты и сети солидарности. Слух об этом быстро распространился в анархистских кругах, и вскоре мы также организовывали комитеты солидарности с революцией Рожавы по всему миру.
Многие анархист:ки последовали примеру тех, кто отправились сюда, и ещё больше присоединились к комитетам солидарности и инициативам в поддержку революции из-за рубежа. Книги Оджалана начали издаваться и на других языках, что сделало их более доступными для людей, не говорящих на курдском и турецком. Для анархистских сайтов и журналов писались статьи и заявления. Разговоры и дебаты о Рожаве стали обычным делом на анархистских книжных ярмарках, многие анархо-синдикалистские союзы и даже музыкальные панк-группы проводили кампании в поддержку Рожавы. Те, кто были непосредственно в регионе, рассказывали о происходящем товарищ:кам на родине, зажигая новый маяк для революционеро:к-интернационалисто:к. Зачастую это было продолжением традиций прошлого, таких как Чьяпас и палестинская солидарность. В этих строках вы можете найти нашу основную общую линию, но, конечно, у каждого из нас есть совершенно необычные истории о том, как мы оказались здесь.
3. В какой степени, по вашему мнению, «Манифест демократического конфедерализма» соответствует анархистской альтернативе и тесно с ней связан? Это исключительно националистическая революция или также антикапиталистическая и классовая революция?
У нас было много глубоких дискуссий по этому вопросу в течение многих лет, и скоро мы надеемся опубликовать более структурированные материалы об этом. Но если коротко, то да, это соответствует анархистским и антикапиталистическим ценностям, поэтому мы здесь. Это революция, родившаяся из национально-освободительной борьбы, но она также выходит за рамки логики национального государства с помощью аргументов, которые анархист:ки отстаивали на протяжении более ста лет. Это даёт важные уроки и антиколониальные перспективы, которые особенно западные анархист:ки должны рассмотреть и обдумать. Модель демократического конфедерализма, предложенная Оджаланом, адаптирована к реальности курдской борьбы, но она может стать вдохновением и образцом для многих других освободительных движений. Его реализация в Рожаве всё ещё продолжается, но уже сделано много впечатляющих шагов. 12 лет — недостаточный срок для достижения предложенной антипатриархальной, антикапиталистической и антигосударственной модели. Революция — это процесс, а не событие. Скорость и масштабы этих преобразований обусловлены ситуацией войны и материальной реальностью, а также зависят от отношений, союзов и баланса сил с другими акторами в регионе.
Вопрос о классе, основополагающий для анархистской теории и её развития, имеет иное значение для колонизированного народа на Ближнем Востоке, чем для европейского рабочего класса XIX века. Более того, то, как мы подходим к вопросу о классе в 21 веке, является широко оспариваемой точкой и темой для дискуссий между различными анархистскими течениями. Для тех, кто заинтересованы в этих дискуссиях, мы планируем вскоре опубликовать некоторые материалы и оценки, которые помогут прояснить нашу точку зрения на этот вопрос. Как мы уже говорили, эта теоретическая работа — то, что нынешние атаки на Сирию заставили нас отложить, но если ситуация стабилизируется, это будет у нас в приоритете. Мы надеемся, что последующие дискуссии приведут к появлению новых аргументов и перспектив, что позволит добиться большей согласованности между анархистскими революционными тенденциями.
4. Предпринимали ли какие-либо региональные правительства или международные союзы меры по поддержке и защите регионов на Северо-Востоке Сирии?
На данный момент правительство Каталонии является наиболее значимым институтом, официально признавшим Демократическую Автономную Администрацию Северо-Восточной Сирии (DAANES/ДААСВС). Были налажены партнерские отношения на муниципальном уровне с различными городами Италии и Германии, а также с политическими делегациями из Шотландии, Франции, Страны Басков и многих других мест. Но большинство этих институциональных партнерств остаются на поверхностном уровне гуманитарного и международного сотрудничества и поддержки. Были и переписки с революционными силами в Мьянме, и призывы к солидарности из Чьяпаса и других автономных территорий, но ничего, что оказало бы масштабное влияние на ситуацию в регионе. Самым показательным примером, который мы можем привести, является, пожалуй, новая больница, построенная в Камышло, финансируемая муниципалитетом Барселоны совместно с другими организациями и институтами международного сотрудничества.
5. Учитывая, что авиаудары фашистского турецкого правительства по северным и восточным районам продолжаются уже несколько лет и что его наемники теперь берут под контроль всё больше районов в Сирии, каково ваше мнение о будущем демократического конфедерализма в Северо-Восточной Сирии?
Революционный проект будет продолжаться, борясь за социальные преобразования, достигнутые до сих пор. Самооборона является основным элементом этой революции, и люди будут ожесточенно бороться за защиту революции не только на фронте, но и в политической и социальной сферах. Революция в Рожаве всегда заявляла о себе как о части Сирии, не добиваясь формальной независимости, а выступая за демократизацию Сирии в рамках федеральной системы. Дипломатические органы ДААСВС уже ведут переговоры с временным правительством, работая в этом направлении. Они опубликовали список из 10 пунктов для текущих переговоров, призывая к единству и суверенитету Сирии, прекращению военной агрессии и оккупации, праву на возвращение перемещенных лиц, справедливому распределению богатства и большему участию женщин в политике. На данный момент предпринимаются дипломатические усилия по участию в переходном процессе в Сирии. Вооружённая оборона от турецкой оккупации по-прежнему остается главным приоритетом, и эти две сферы взаимосвязаны. Мы знаем, что слишком часто власть исходит из дула пистолета, но именно в сочетании с политической организацией возможны социальные преобразования.
Также необходимо вооружаться против возрождающегося ИГИЛ, которое резко возобновило свои атаки после падения режима. Халифат был разгромлен, но некоторые ячейки всё ещё действуют в сирийской пустыне, и теперь их больше, чем раньше. Они совершают налеты и грабят армейские склады старого режима, в то время как солдаты сбегают. Исламистские группировки, поддерживаемые Турцией, также дают ИГИЛ новый стимул для нападений, используя нестабильность в Сирии и концентрацию СДС на передовых для расширения своей деятельности. Разведывательные службы уже обращают внимание на угрозы, которые это несёт. Тысячи боевиков ИГИЛ в настоящее время находятся на территориях, контролируемых СДС, а Турция в прошлом бомбила объекты безопасности рядом с тюрьмами ИГИЛ, что способствовало мятежам и попыткам побега, некоторые из которых даже увенчались успехом. Это было бы катастрофой не только для Сирии и Ближнего Востока, но и для всего мира.
Даже если нам удастся избежать этих катастрофических сценариев, будущее революции будет сопряжено с большими трудностями. Поскольку нынешнее переходное правительство находится в столь тесных отношениях с Турцией, любые переговоры будут очень трудными, а выдвигаемые условия будут во многом унизительными. Турция располагает огромной армией, готовой вторгнуться в Сирию, а это значит, что самоуправление движется по пути, где неверные шаги могут легко привести к уничтожению. Таким образом, это перекрёсток между существованием и уничтожением, борьба за право на существование в новой Сирии.
ДААСВС придется пойти на значительные уступки, чтобы получить возможность продолжать свою деятельность, настаивая при этом на федеративной модели, допускающей определенную степень автономии. Многие меньшинства и светские группы легко согласятся с политическим предложением ДААСВС, но авторитарная линия ХТШ будет усилена любой внешней поддержкой. Это означает, что чем больше Турция вмешивается и заключает сделки с ХТШ, чем больше международное сообщество легитимизирует переходное правительство ХТШ, тем сложнее для революции достичь хороших договоренностей за столом переговоров. С другой стороны, чем больше другие меньшинства, другие революционные и светские группы и особенно женские организации будут бороться в согласии с политическим проектом ДААСВС, тем больше сил у нас будет в переговорах за демократическую и децентрализованную Сирию.
Но, конечно, самое главное, чтобы люди продолжали организовываться в своих местных коммунах и региональных советах, чтобы народная власть, какая бы форма государства ни появилась после этого, становилась всё сильнее и способнее противостоять любому вмешательству государства. Мы как международные революционер:ки-интернационалист:ки обязаны поддерживать этот процесс и защищать достижения этой революции. Но также как анархист:ки мы должны всегда критически относиться к той государственной политике, которая отнимает у народа власть, имитируя парламентскую политику и отдаляясь от низовых организаций. После лет, проведенных здесь, нам также необходимо примириться с материальными условиями реальности на местах. Мы осознаём, что турецкая военная оккупация станет катастрофой для важных шагов, достигнутых до сих пор. Идеологический догматизм может выглядеть красиво, когда мы читаем о нём в теоретических трудах, но Рожава добилась таких успехов отчасти благодаря прагматической гибкости курдского освободительного движения. У нас есть своя идеологическая линия, но также и множество важных уроков, которые мы можем извлечь из происходящего здесь.
6. 20 января 2018 года кантон Африн был оккупирован и захвачен фашистскими турецкими правительственными войсками в результате военного наступления. Есть ли у Сирийских Демократических Сил какие-либо планы по возвращению и освобождению этого кантона?
СДС всегда заявляли о своём намерении вернуться в Африн, и, конечно, в связи с текущей ситуацией это актуально как никогда. Многие беженцы из Африна жили в лагерях бежен:ок в районе Шехбы, который турецкие прокси оккупировали в ходе последнего наступления. Более 100 000 человек были вынуждены снова бежать от турецких бомб и их джихадистских наемников, что привело к новому гуманитарному кризису. Это люди из Африна, которые ждут, когда СДС освободят эти территории, чтобы вернуться в свои дома. Необходимо также отметить, что Силы Освобождения Африна уже более 6 лет ведут повстанческие действия против оккупации, нападая на турецкие военные базы и уничтожая командиров оккупационных сил. В связи с последними событиями одним из условий, выдвинутых дипломатическими органами самоуправления на переговорах с временным правительством ХТШ, является возвращение всех бежен:ок в свои дома. Разумеется, это касается и Африна. Мы знаем, что Турция не снимет свою оккупацию по доброй воле, и, вероятно, это потребует применения силы. Сейчас СДС действуют на многих фронтах, играя в 4D-шахматы, чтобы обеспечить выживание революционных событий на северо-востоке Сирии. Если условия для освобождения Африна созреют, будьте уверены, СДС будет использовать любую возможность, чтобы это произошло.
7. Как либертарии и анархистские союзы по всему миру могут присоединиться к революционному процессу в регионе или продемонстрировать свою солидарность с этой революцией?
Есть много вещей, которые вы можете сделать, мы уже привели несколько примеров в нашем последнем заявлении «Мы несём новый мир в наших сердцах». Но помимо всех этих важных (и практических) способов поддержать революцию, есть ещё один элемент, на который мы хотим обратить ваше внимание.
Как анархист:ки мы знаем, что мы не свободны, пока не свободны все, поэтому любой революционный процесс в Сирии не сможет выжить, если он не находится в гармонии со многими другими революционными процессами по всему миру. Мы не изменим мир ни завтра, ни в ближайшие годы, и, возможно, даже ни в течение наших жизней. По-настоящему революционный процесс, направленный на избавление от патриархата, свержение капитализма и уничтожение государств, займет много времени. Для этого также необходимо всемирное революционное движение, готовое бороться за это. Наш долг — создать такое движение, а для этого нам нужно слушать друг друга, понимать друг друга и объединяться во имя нашей революционной мечты. Мы также должны учиться на опыте прошлого и помнить о тех, кто боролись и даже отдали свою жизнь в борьбе, потому что если мы находимся там, где находимся сегодня, то это благодаря их усилиям и жертвам. В этом смысле мы также призываем вспомнить Омара Азиза, анархиста из Дамаска, который посвятил свою жизнь борьбе, отдав её, пройдя через тяготы и пытки в тюрьмах режима Асада. Мы чтим его наследие, как и других товарище:к-анархисто:к, отдавших свою жизнь здесь, такими как Дживан Фиран, Демхат Голдман, Кава Амед, Шахин Хусейни, Шевгер Ара Махно, Хелин Керечох, Шахин Керечох, Текошер Пилинг, Элефтерия Хамби. Это лишь некоторые из анархисто:к-революционеро:к, которые вступили в ряды этой революции и не вернулись домой. Память о них жива в наших сердцах, мы помним их вместе со всеми, кто отдал свою жизнь за эту революцию. Революционный привет!
ОДИН МИР, ОДНА БОРЬБА!
За свободу! За жизнь!