Шахтеры Оброчисте, третьей по величине марганцевой шахты в мире, расположенной на востоке Болгарии, начали 1 июня “дикую” забастовку. В ее поддержку выступил Автономный рабочий синдикат (АРС). Напротив, официальные бюрократические профсоюзы выступили против стачки и поддержали хозяев.
17 шахтеров дневной смены отказались покинуть шахту и оставались под землей на протяжении 5 дней. Все трудящиеся других смен, около 150 человек, присоединились к забастовке. Шахтеры вместе с анархо-синдикалистами блокировали главный въезд на шахту, чтобы грузовики компании не смогли вывозить продукцию.
Забастовка началась после того, как администрация отказалась выполнять коллективный договор, подписанный в начале года. Этот договор стал результатом аналогичных стачек в марте, когда шахтеры устроили голодную стачку и массовые протесты, требуя повышения оплаты, улучшения условий труда и пересмотра контракта о концессии на разработку.
Зарплаты на шахте крайне низки – от 230 евро (минимальной зарплаты в Болгарии) до 305 евро в месяц. Работники не получают необходимого оборудования, талонов на обед и транспортных услуг, а условия труда на шахте унизительные.
Нынешний контракт о концессии шахты сроком на 25 лет был подписан в 1999 г. правым правительством Ивана Костова, “прославившимся” своей политикой массированной приватизации. На протяжении последних 18 лет частный оператор шахты “ЭуроМанган” не выполнил ни одного из условий контракта, что вызвало экологические и социальные катастрофы в районе. За все эти годы власти не провели ни единой инспекции и не издавали ни единого нормативного предписания. Фирма зависит от оффшорной компании на Кипре, непонятно кому принадлежащей, а повседневное управление осуществляется дамой по имени Тереза Данкова, известной среди работников как “Сатана”. Она постоянно оскорбляет шахтеров, отказывается подписывать их бумаги на предоставление социальных льгот, а однажды отказалась открыть ворота и впустить “скорую помощь” к тяжело раненому работнику.
Во время мартовской забастовки представитель “ЭуроМанган” Дэвид Уэллингс назвал требования шахтеров “вымогательством”. Однако под давлением работников и после посредничества министерства энергетики и омбудсмена был подписан коллективный договор, который предусматривал повышение зарплаты на жалкие 75 евро. Предприниматель согласился также соблюдать трудовое законодательство. Однако выяснилось, что договор ничего не значил для фирмы. До сих пор ни один их пунктов так и не был выполнен. К тому же, администрация задолжала зарплату за апрель. Поэтому шахтеры снова забастовали, но на этот раз выдвинули более радикальные требования – чтобы все управленцы, назначенные фирмой, покинули шахту навсегда.
СМИ уделяли большое внимание стачки, и бастующие получили множество знаков солидарности. Анархо-синдикалистский АРС организовал акции солидарности с шахтерами в Софии. Члены АРС в Варне присоединились к бастующим в проведении акций блокады и собирали средства на питание. Забастовка продолжалась до 5 июня, когда прибыли представители правительства, “заморозили” концессию и предоставили 14 дней для ее окончательного прекращения. Добившись такой полу-победы, шахтеры покинули шахту после 5 дней борьбы, но продолжили блокаду шахты и предупредили о проведении новых забастовок. Они заявили, что если менеджеры компании не уйдут через объявленные 14 дней, они прибегнут к акциям прямого действия. АСТ сообщил о проведении новых акций солидарности, включая протест перед министерством энергетики, для оказания давления на власти с тем, чтобы добиться выполнения справедливых требований шахтеров.