Теория

Антиколониализм и анархисты


ноябрь 2025

Все-таки грустно, когда евреи начинают мечтать о еврейском гестапо, а негры — о негритянском ку-клукс-клане…
– Ромен Гари “Белая собака”

Чуть более года назад в результате дроновой атаки Израиля был убит один из главарей ХАМАСа Яхья Синуар, а кадры, показывающие последние минуты его жизни, облетели все крупные мировые СМИ. В отличие от многих других представителей элиты ХАМАСа, живущих в роскоши в Катаре , он находился под бомбами в самой Газе. Родился же он в лагере беженцев в Хан-Юнисе в семье, которая в ходе арабо-израильской войны была изгнана из города Эль-Маджаль и которая на себе испытала беды и невзгоды. В конце концов он вырос и стал “мясником из Хан-Юниса” – лидером террористов, ответственным за зверства 7 октября.

Что ж, этот человек дествительно перенес тяжелую судьбу, но оправдывает ли этот факт то, кем в конечном итоге стал Синуар?

С точки зрения т. н. деколонизаторов и сторонников национально-“освободительных” движений – вполне оправдывает. Как писали американские анархисты из Crimethinc, “жители Газы постоянно живут в условиях осады, бомбардировок и резни, а потому мы не можем требовать от них чистоты”. И когда боевик заносит нож над горлом ребенка, то люди подобного склада мышления предлагают видеть в боевике “жертву империализма и колониализма, от которого мы не в праве что-либо требовать”.

На схожие темы в свое время рассуждал также и Достоевский, как раз критикуя подобный тип оправдания и социологический редукционизм. В своих произведениях он откровенно презирал адвокатов, оправдывавших преступников на том основании, что у них “была тяжелая судьба”. Человек даже в самых тяжелых ситуациях обладает свободой воли и правом выбора. А потому никакие обстоятельства не могут оправдать совершения зла человеком.

Но схожие оправдания используются далеко не только сторонниками палестинского национализма. Как указывал Норман Филькенштейн, сторонники Израиля после Шестидневной войны активно использовали образ Катастрофы европейского еврейства, чтобы заклеймить критиков военной поддержки Израиля на Западе “антисемитами”. Точно также министр национальной безопасности Израиля Итамар Бен-Гвир, публично радовавшийся гибели детей в секторе Газа, называл международный процесс над военными преступлениями в секторе Газа “антисемитским”. Более того, такой известный радикальный израильский ультранационалист и террорист, как Барух Голдштейн, устроивший резню в Пещере Патриархов против 29 молящихся арабов, носил на себе желтую звезду Давида, приравнивая себя таким образом к жертвам Холокоста, а также вслед за своим учителем Меиром Кахане призывал к изгнанию палестинцев, т.к. “евреи являются жертвами террора со стороны арабов”.

Ведь жертвам все дозволено! Жертва в праве ненавидить целый народ, быть радикальным расистом, и никто не в праве его за это критиковать.

В подобной картине мира положение жертвы – это не только индульгенция для подлых и жестоких поступков, но также своего рода добродетель, повод для гордости и показатель некого морального превосходства. (Подобные положения конечно же являются абсурдом: положение жертвы – это трагическое сложение обстоятельств, которое никто не выбирает, а не заслуга или доброе дело. И по меньшей мере глупо гордиться тем, что ты даже не выбирал.)

Токсичная виктимность активно используется разными политическими силами – и белыми националистами, указывающих на изнасилования со стороны мигрантов, как на происки “великого замещения” против белых, так и феминистками, указывающими на изнасилования со стороны мужчин, как на происки вездесущего “патриархата” против женщин.

Токсичная виктимность помимо всего прочего нацелена на манипуляцию и усыплению критического мышления человека. Именно поэтому критики Израиля объявляютя “антисемитами”, а критики феминизма “сексистами”.

Токсичная виктимность также активно используется в националистической и милитаристской пропаганде со всех сторон. Например, образ “кровавых бандеровцев, убивающих детей Донбасса”, а также образ не менее “кровавых орков, убивающих детей Украины”. Токсичная виктимность не терпит сложных и неоднозначных нарративов, а потому почти что всегда построена на примитивных пропагандистских клише, лицемерии и сознательном невежестве, чтобы “забыть” все “неудобные” факты, хоть как-то бросающих тень на “священную жертву”.

Да что уж там: даже Гитлер в своей пропаганде активнейшим образом изображал немцев жертвами, а дискриминацию немцев в Чехославакии и Польше использовал для оправданий своих действий.

В итоге мы имеем глубоко человеконенавистническую концепцию, которая формирует иерархию и оправдывает несправедливость. Своего рода это реализация “права сильного через слабость”.

Подобный тип мышления, на котором во многом построена современная “деколониальная теория” и концепция национального “освобождения”, никогда не сможет привести нас к равенству, взаимоуважению и справедливости, а лишь приведет к обоснованию новой дискриминации.

источник тг-канал Голос анархистов | La Voĉo de Anarkiistoj